Граффити в Самаре. Еще недавно это было проблемой номер один. В начале месяца на совещании при главе города обсуждалась возможность применения антивандального покрытия. (Напомним, что в городском бюджете на следующий год планируется выделить средства на софинансирование работ по нанесению полимерного покрытия, защищающего стены от граффити.) Предложило такой способ борьбы с уличным искусством виртуальное правительство. А правительство существующее, кажется, стрит-арт устраивает.
21 июня в Самаре стартовал фестиваль граффити Street Art. Организаторы мероприятия – Департамент по вопросам культуры, спорта туризма и молодежный политики. Тема – спорт и город. А точнее, футбол и предстоящий в 2018 году чемпионат мира. Наш город же кандидат. На проведение чемпионата…
Судя по первым работам, задумка никак не способствует украшению города. Хотя, казалось бы, эскизы граффити согласовывались, их видел даже главный архитектор.
Рядом с ТЦ «Захар» появилась первая картина – на футбольную тематику. Ребят ограничили только темой. В каких красках и стиле работать, они решали сами. Открытие фестиваля спустя полчаса выглядело довольно странно. Граффитчики рисуют, журналисты обступают одного из художников, задают странные вопросы: «А дорого ли быть граффитчиком? В каких фестивалях участвовали? Как вы относитесь к чемпионату?»…
Сюрреализм. Бред.
Операторы носятся от одного конца стены к другому, фиксируют на фото и видео согласованное разрешенное искусство. Просят художника Петю порисовать «для картинки».
Тут невольно возникает аналогия, а может быть, у нас и фестиваль «для картинки», или, правильнее было бы сказать, «для галочки». «Сверху» поступило распоряжение – сделайте молодежный фестиваль. Комиссия ФИФА приедет в Самару, а у нас на всех бесхозных стенах – «креатив», посвященный футболу. Патриотично. Трогательно. Если бы это рисовали дети. Но тут все вроде как по-взрослому. И европейской комиссией вряд ли будут восприняты «оригинальные» идеи провинциальных российских городских властей. А скорее всего, никто из комиссии не видел тематические работы местных художников на заданную тему. Но эти самые европейцы приехали-уехали, может быть, даже название города им не запомнилось. А мы здесь живем. Ходим по улицам. Гуляем по набережной. Кстати, о набережной. Красивое общественное место, куда обычно первым делом везут гостей города. В некоторой степени – лицо Самары. И на днях на это лицо был нанесен сомнительного качества макияж.
Рядом с ТЦ «Захар», работа граффитчиков не очень бросается в глаза из-за растущих тут же тополей, и рисовали художники на заборе.
А вот украшающее набережную на Ладье художество точно портит облик города.
Интересно, что к фестивалю Street Art оно не имеет отношения. В перечне объектов для фестиваля указано 17 мест, и 4-ая очередь набережной в нем не числится:
Железнодорожный район: ул. Пензенская, 24 (забор ЗАО «Самарасвязьинформ»); Спортивная, 19 (забор ООО «Самарский хлебозавод №2»); ул. Аэродромная,20;
Куйбышевский район: МБОУ СОШ № 143, ул. Восстания, 3 (здание тира); МБОУ СОШ № 23, ул. Медицинская, 2 (здание тира); МБУ МЦ «Диалог», пер. Новомолодежный, 9 (фасад здания);
Ленинский район: ул. Братьев Коростелёвых, 81 (стены насосной станции во дворе); ул. Молодогвардейская, 209: ул. Молодогвардейская, 153; ул. Галактионовская, 128-130;
Кировский район: Ташкентский переулок, 39 (забор в парке культуры и отдыха им. 50-летия Октября); ул. Свободы, 129 (ограждение территории МБОУ ЛАП №135);
Октябрьский район: ограждение «Дом ребенка «Солнышко» специализированный», ул. Осипенко, д. 128; ул. Луначарского до парковки МФЦ (ООО «САМАРА – ЦЕНТР»)
Советский район: ул. Дыбенко/ул.Советской Армии (забор); ул.Антонова Овсеенко/ул.Советской Армии (забор).
Красноглинский район: п. Управленческий, ул. Солдатская, 10/13 (забор);
С такими косметическими мерами Самара в скором времени будет похожа на женщину, которую неожиданно навестил мужчина, а она в несколько «разобранном» виде и в спешке прихорашивается — пудрится всякими пудрами, которые не столько скрывают морщины, сколько подчеркивают ее недостатки. К слову, на работу художникам дается очень мало времени, поэтому им приходится рисовать в спешке, что, кончено же, отражается на качестве работы.
Инициатива по разукрашиванию подпорной стенки на Ладье принадлежит Дмитрию Азарову. Чем он руководствовался при выборе места и зачем он вообще на это подписался, увековечив свое предложение в Твиттере, не очень понятно.
Депутат Михаил Матвеев:
«Мэр «заигрался» с читателями своего Твиттера, забыв что в городе есть и другие люди.Такое направление, как граффити, невозможно остановить или полностью запретить. Всегда найдутся неизвестные лица, которые будут разрисовывать стены домов. Но поощрять вандализм и официально предоставлять возможность неопытным художникам разрисовывать дома и объекты культуры — плохая практика. Я слышал, что у граффитчиков существует свой кодекс. В нем есть правило — не рисовать поверх рисунка другого художника. Но набережная — это тоже работа художников и архитекторов, пусть другого направления. Когда они ее создавали, то не предусматривали, что ее покроют надписями и рисунками. Почему граффитчики не уважают их? В Самаре существует большое количество бесхозных заборов, на которых можно было бы предложить художникам потренироваться. Может быть, это добавило бы красок городу, но уродование таких объектов, как набережная, это оскорбление не только для жителей города, но и для архитекторов и проектировщиков этих самых объектов. К тому же работы с фестиваля Street Art , что я видел — не отличаются хорошим качеством. Если думать об облике города и пытаться изменить его в лучшую сторону, то для этого нужно как минимум приглашать профессионалов.
Я считаю, что мэр допустил ошибку, предложив использовать подпорную стенку четвертой очереди набережной как холст граффитчикам.
Азаров своим необдуманным разрешением разрисовывать город граффити выпустил джина из бутылки.
Я подал заявление в Следственный комитет и ГУ МВД России по Самарской области о привлечении Азарова, директора МП «Самарская набережная» Арзамаскина, а также неустановленных лиц, испохабивших нашу набережную, к уголовной ответственности по ст.214 (вандализм), 167 (умышленная порча имущества) и 286 (превышение должностных полномочий) УК РФ. Надеюсь, если это не отобьет охоту у Азарова портить стены,то хотя бы заставит задуматься».
При этом не только отдельные личности считают рисование на градостроительных городских объектах неприемлемым. В интернет-сообществе был проведен опрос, в котором участники «Самара.ру» проголосовали против этих «художеств» (68% назвали это произведение «ужасным»), большинство читателей «63.ру» того же мнения.
Самара разваливается. И это не новость. Не берем в расчет спальные районы – в городах России они одинаково унылые. Центр города похож на гетто. Старая Самара при всем разнообразии архитектурных стилей никак не реставрируется. Только в некоторых районах работы граффитчиков добавляют красок. Но не тех художников, которые участвуют в официозных фестивалях и согласовывают эскизы своих работ.
Конечно, фестиваль граффити при поддержке городской администрации – официальщина, накладывающая на имя художника определенный след, и не все самарские граффитчики готовы рисовать под прицелом местных телекамер по заранее согласованным эскизам.
Петр Петров (участник фестиваля Street Art): «художественная работа сама по себе интересна всегда. Конечно, можно рисовать и самостоятельно, без привязок к каким-то общественным мероприятиям. Но не всем людям нравится такое выражение свободы. Поэтому хотелось бы внести какую-то лепту в то, что людям понравится.
Самарское граффити отличается от работ художников из других городов тем, что у нас люди пытаются придумать что-то новое, а получается велосипед. Перемудряют и забывают, от чего это пошло. При этом «новое» не получается, на стене какая-то мазня выходит, никому не инравится».
Нравится — не нравится… как оказалось, никого не волнует. При организации фестивалей администрация думает не о том, как обеспечить художникам хорошие условия для работы, и совсем не об облике города. Да и мэр, очевидно, не задумывается о том, что хотят видеть самарцы и гости города в общественных местах. Да и хотят ли вообще? Граффити — искусство специфическое и, несмотря на популяризацию (выставки, фестивали), воспринимается большинством людей с недоверием или не воспринимается вообще. И здесь есть еще один момент, который к искусству не имеет никакого отношения, но напрямую связан с каждым самарцем. Ведь подобные мероприятия организуются на бюджетные деньги, и платят за них жители города.
Логики в этом нет. Ее, конечно, вообще мало, если присмотреться к законодательству, тому, как оно исполняется и т.д. И к этому русский человек завсегда может привыкнуть. Как и к непрофессиональному бездушному заказному стрит-арту.