В России власть неохотно идёт на разговор со СМИ. Однако иногда всё же приходится поворачиваться лицом друг другу, чтобы перекинуться парой слов. Такой день в этом году выпал на 11 число декабря, когда журналисты, блогеры и чиновники собрались вместе, чтобы обсудить качество взаимодействия СМИ и власти в Самаре.
Встреча состоялась в Международном институте рынка (МИР). Здесь Общероссийский народный фронт (ОНФ) устроил заседание рабочих групп. На обсуждение вынесли темы: «Честная и эффективная экономика», «Качество повседневной жизни» и «Общество и власть».
Организаторы обещали присутствие московских чиновников на первых двух заседаниях. Прибыли и местные депутаты. Оба заседания превратились в прославление одних чиновников другими, потом наоборот. Ни один журналист или просто активный гражданин ничего полезного из этих собраний почерпнуть не мог.
Однако на дискуссионной площадке, где обсуждалось взаимодействие СМИ и власти в Самаре, оказалось интересно. Сегодня трудно говорить о независимости: редакционный штаб негосударственного «Ската» с каждым днём уменьшается, в начале нового года из интернет-пространства исчезнет «Засекин»; тучи сгущаются и над «Террой».
Кроме сотрудников «Терры», в зале, где проходило заседание рабочий группы «Общество и власть», никого из представителей, названных СМИ не было. Присутствующие грустно улыбались и шутили на тему «убийства» независимой журналистики в Самаре.
Представителей власти было немного. После вступительных слов своё видение состояния независимой журналистики в Самаре изложил Андрей Фёдоров, гендиректор «Коммерсант-Поволжье». Он отметил, что независимой журналистики в принципе не существует. «Будем говорить честно: СМИ зависит либо от государства, либо от частного лица.
«Столько сотрудников СМИ, сколько убили в нашей стране за последние 20 лет, не убивали нигде: в 95-ом убили Андрея Уланова, редактора газеты «Тольятти сегодня», в 2002-ом – Валерия Иванова, главреда «Тольяттинского обозрения», в 2003-м — Алексея Сидорова, занявшего этот пост после Иванова», — продолжил Федоров.
«В списке тех, на кого покушались, есть я. Мою машину один раз подожгли. Звонили родственникам и описывали, как меня будут резать, – сказал он, — пришлось тогда с охраной ходить, и к жене тоже приставить людей».
До сих пор дела остаются нераскрытыми. В этом Фёдоров и видит основную проблему: «Нужно взять под контроль расследования и главное – обеспечить защиту всем журналистам: как государственным, так и независимым».
Следующей выступила Ирина Лукьянова, редактор «Самарской газеты». Вспомнила, что в Советское время в Самаре было всего три газеты: «Волжская коммуна», «Волжская заря» и «Волжский комсомолец».
«Кризис – это когда мы не понимаем, чего хочет потребитель нашего контента», – охарактеризовала она настоящее время, — мы думаем, что наш читатель – гражданин такой: ему важно знать, как борются с коррупцией; куда уходят бюджетные деньги; чем живёт культура. Но вдруг мы понимаем, что ему это не нужно!»
Выход главред «Самарской газеты» видит в повышении профессионализации журналистов. Мария Гуторова, главред «Московского комсомольца в Самаре», добавила: «Нужно ещё предложить начальникам госорганизаций знакомить своих подчинённых с содержанием закона о СМИ».
Микрофон перешел к Сергею Курт-Аджиеву, главному редактору «Парка Гагарина». Он напомнил присутствующим доклад 2002 года, где говорится, что независимые СМИ нужны для развития экономики: «Они обеспечивают прозрачность в отношениях между властью и бизнесом».
Завершил заседание Сергей Филиппов, руководитель департамента информационной политики в администрации нашего губернатора.
Сказал, что чиновникам удобно будет, если останется всего три СМИ: «Так легче регулировать их». Правда, сразу добавил: «Может, не сокращать расходы на СМИ, которые освещают действия госорганов, а регулировать выделение денег?».
Перед самым финалом заседания Мария Гуторова попросила Павла Покровского, члена местной общественной палаты, открыть доступ к мобильным телефонам его коллег: «Чтобы мы могли сообщать людям, кто работает в общественной палате и чем там занимается». Он ответил: «Я приму этот вопрос к рассмотрению». Понятно, ничего выкладывать он не будет.
Так и завершилось заседания по вопросу взаимодействия СМИ и власти в Самаре. Блогеры пожаловались, что их не воспринимают серьёзно. Журналисты в очередной раз убедились, что надеятся можно только на себя. А власть… власть — как обычно.