«…происходящее здесь-и-теперь, в смысле самое наиновейшее,
в смысле, изобретаемое сейчас и здесь,
и представляющее собой что-то прежде небывалое,
а не воспроизводящее готовые стандарты».
Мирослав Немиров
Дверь. Свежая арка металлоискателя, стоящая строго в центре просторного холла художественного музея. «Сумочку вот сюда, на подставочку, и проходите, — ласково командует охрана, — программку возьмите». Пресс-релиз способен развлечь каждого: «Неля и Роман Коржовы …Чем бы они ни занимались, куда бы ни отправились на путях контемпорари арта, они следуют посылу нашего волжского пространства, где достаточно выйти на берег реки, и как бы сами собой выстраиваются все приоритеты».
Отпечатано на обычной бумаге формата А4, не на изнанке чека или билета в кино, например, что было бы концептуально.
Двери предполагаемых уборных опечатаны. Простые белые ленты. Напоминая об «искусстве бедности», отсутствует зеркало.
Одна девочка подводит красным карандашом губы другой девочке, потом себе, потом опять другой девочке.
Гардеробщица спокойно и уже довольно долго отыскивает вешалку у простеганного плаща, образуется очередь из двух-трех человек, очередь вяло шутит.
Яркая блондинка немного в духе гитлер югенд держит в руках куртки мальчиков лет восьми, мальчики чинно ходят рядом, блондинка нервно кусает губы. Убирает со лба прямую белую челку, набирает чей-то номер и отрывисто говорит: мы уже здесь.
Творческий манифест Коржовых у входа в зал: «Тело пейзажа» — это то, что окружает нас, и мы сами. Оглядываясь вокруг и назад во времени, приходишь к мысли, что пейзаж — константа, он больше, чем мы, формирует нас».
Девочка в красных колготках на хороших крепких ногах одергивает короткий шерстяной подол серого платья. Внимательно читает, чуть шевеля губами.
Ученики художественных школ что-то якобы записывают на отдельных листках. Осторожно проходят. Анфилада комнат.
Стол, заставленный бокалами с красным вином, белым и минеральной водой. Рядом девочка в розовых резиновых сапогах и мальчик с мелкой головой, похожий на породистого коня. Одновременно протягивают руки.
Художница Неля Коржова во всем черном, с длинными черными волосами и с алой розой в руках. Художник Роман Коржов в кашемировом джемпере. Директор музея разговаривает, активно жестикулируя, с осанистым куратором из министерства культуры.
Фоном – картина с названием, угадать которое просто. Синими буквами и немного голубыми — слов «rain» много-много раз. «Дождь».
Один раз слово «film» — фильм. Слово «fog» — тоже один раз. Ну, правильно. Дождь сильный, а туман – один.
Названия картин, завораживающие в своем нарочитом несоответствии.
Полотно замощено неровными прямоугольниками всех оттенков желтого и оранжевого – «Штутгарт. Красное». Такие же прямоугольники, но цвета беж и коричневого – «Штутгарт. Воспоминания о горизонте».
Красивые пейзажи в тускловатых серо-зеленых оттенках, кадры фильма Джармуша «Отпуск без конца», мужчина рядом шепчет спутнице в ярко-красном платье: «А что, если на любой картине написать потом еще буквы, это будет современное искусство?».
Часть спины и затылок женщины с волосами, подстриженными «каре», вся картина в цветах пламени, и ниже – то же самое, но льдисто-голубое. «Состояние». На алой картине написано «yes». На голубой – ничего.
Две пожилые женщины тихо переговариваются, на одной фиолетовая кокетливая шляпка из фетра, маленькие поля загнуты. Вторая в пестрой блузке с изображением игральных карт. Из объемной сумки выглядывает серый пушистый кусок оренбургского платка. Выглядят хорошо, видимо знают, что такое салон красоты.
«Это очень хорошая пара. Они давно сотрудничают… Я имею в виду, с музеем…»
«Да-да, но тебе что нравится больше всего?»
«Эээ… Пожалуй, вот тот портрет»
«Какой»
«Мужчина с женщиной»
Картина с названием «Подозрение», своего рода остановленный кадр. Несколько по фильму «Красная пустыня» Антониони.
Нет сильных эмоций. Ни отрицательных, ни положительных. Ровное незначительное любопытство публики. Или даже его отсутствие. В затемненных залах каждый определенный промежуток времени демонстрируются видео-арты Романа Коржова, всего семь: через заливаемое дождем стекло видны прохожие и движущийся транспорт; в углу больничной палаты ни для кого работает телевизор верхом на холодильнике. И другие.
Остро не хватает скандала или хэппининга, на худой конец. Может быть, гневных выкриков: разве это искусство?! Может быть, появления голых людей с закрытыми лицами. Какой-нибудь глубоко беременной школьницы с криками: «Это он! Это он!», указывающей на семьянина Романа Коржова. Гибкого мулата, въезжающего на хорошем мотоцикле в зал и увозящего художницу Нелю Коржову под аплодисменты маленькой толпы.
Из пресс-релиза: «…типология сознания волжского художника, когда страсти и мечты вертятся вокруг линии горизонта. То обнажая ее, то лишаясь вовсе. Когда протяженность и нескончаемость противостоят вертикалям, позволяя выявить глубину настоящего».
В рамках существования contemporary art «здесь и сейчас» художники Коржовы вполне органично смотрелись бы за творческим трудом. Например, исполняя новейшую картину «Воздух» — прозрачными незаметыми буквами, чтобы их было великое множество. И разноцветных. Воздух атмосферы неоднороден. Состоит из смеси газов. Азота процентов тридцать. Азот можно розовым. Кислород – ясное дело, зеленым.
Мужчина ростом примерно около полутора метров, клетчатые штаны чуть выше щиколоток, белая рубашка, манжеты расстегнуты, стоит в естественной нише здания и говорит своей спутнице, запрокидывая голову: «Удачная ниша здесь!.. Такая уютная…»
Старая дама с белоснежными волосами, подстриженными коротко, в брюках и длинном полосатом шарфе нежно наставляет свою собеседницу: «Не надевай больше эту кофту, маленькие вырезы очень полнят…»
Два фоторепортера разных изданий фотографирует друг друга тайком и в неожиданных ракурсах. Рассматривают получившиеся кадры. «Гостей надо снимать, гостей!» — восклицает один и наводит объектив на старушек. Они смущенно улыбаются и пытаются укрыться в собственных руках.
Модно одетая девочка в стильных джинсах и почти скаковых сапогах несет в обеих руках четыре бокала с вином, одновременно разговаривая по телефону, пожилая полная служительница музея повторяет: «Господи, Господи…»
Тележурналист местного канала берет интервью у Романа Коржова, широко расставив ноги и напоминает безмолвных часовых в коридорах Рейха из кинофильма «Семнадцать мгновений весны».
Картин с тщательно выписанными небольшими прямоугольниками довольно много. И так легко представить, как художник с большим достоинством работает над ними, выбирая подходящие, на его взгляд, краски, уверенный, что занимается важным делом.
На выставке в Москве француза Жан-Марка Бустаманта, звезды первой величины, был произведен опрос посетителей. Почти все выделили одну и ту же работу, самую для художника нетипичную: огромное фото, две неизвестные девушки улыбаются фотографу. Любительская фотография, от времени ставшая густо-фиолетовой. Трогательная беззащитность и прозрачность этой работы напоминали посетителям о бренности всего сущего. О жизни и смерти. Наверное. Эта фотография обошла, в качестве иллюстрации, все репортажи с выставки и культурологические эссе. И если по-русски набрать в поисковике «Жан—Марк Бустамант», то первой ссылкой окажется именно она.
Пожалуй, это не совсем кстати — про Жан-Марка Бустаманта. Но художники Коржовы заявили о стремлении обращаться в своем творчестве к свету и тьме, дню и ночи, контрастам. Жизнь и смерть – это хороший контраст.
Два мужчины в деловых костюмах негромко беседуют перед экраном, где время от времени повторяются видео-арты, один мужчина на голову выше другого. Достает из кармана айфон и раздосадовано замечает: «Так, здесь вай-фая нет, придется отложить до офиса…». Невысокий кивает, вместе быстро выходят.
Две женщины в вязаных кофточках, сидя на деревянных скамеечках тут же: «Ну как, ты удовлетворена выставкой?»
Гардеробщица, перегнувшись из своего загончика, приятельнице в длинном пальто из кашемира: «Завтра –послезавтра приходи, никого не будет».
Арка металлоискателя, дверь.
Выставка работает в помещении Самарского художественного музея на ул. Венцека, 55.
Медальный профиль! Наташка хороша.
Ответ на подпись:
Не существует, не существует! Проверено!))))
Просто жалко бедных современных художников с их вечными перформансами. Хочется подать.
И вместе с тем они так нервно претендуют на то, чтобы быть властителями дум, так поучают и наставляют публику… Что хочется дать по рукам!
Наташечка, посоветуйте авторам пресс-релиза повторить правописание частиц «не» и «ни» :)))
А это был перформанс!
КРАСАВИЦА!!!!!!!!!!!На фотографии-красавица какая…Я просто очарована этой волшебной девушкой…
Я не знаю кто это..Так как живу в Новосибирске.И знаю только местных знаменитостей..
Ещё у меня есть 5-летний рыжий сын.Богданом зовут.Ой,что-то я не не в ту степь….
Я просто хочу выразить благодарность автору за статью.И за то,что он разместил фотографию этой вдумчивой девушки.
Девушка на фотографии — автор статьи:)
яркие какие картинки! автор статьи молодец, а современное искусство — химера, ряженая в резаный целлофан
автор, безусловно, украсила собою выставку :)
а довольно забавно оказать героем одного эпизода чьего-то романа. ну, статейки, в смысле.
я, собственно, девушка в розовых сапогах. только вот «породистого коня» с собой рядом не помню. да и руки к бокалам не тянула)) в муках творчества додумали вы эти детали, Наталья)
Руки прочь от моей обуви! Давайте называть вещи своими именами! Сбросим маски! Сорвем покровы! Снимем сапоги!
вы проверьте свои сапоги на резиновость) а наличие коня вы не отрицаете?)
Я в зал въехала на коне, все еще подивились моему росту! Сапогом розовым его как пришпорила, и понеслось! Сразу за вином. Мы пойдем по полю с конем… (запеваю)
все это ужас как не проверено
И ни слова о биеннале!
Наташ, не было хеппенинга, потому что публика интеллигентная, слишком. Даже если вывесят фото женщин без трусов, все будут интеллигентно ходить и тихонько размышлять. Музей, что уж тут. Или на крайний случай просто удалятся. На таких площадках не тусуются личности, подобные А.Лебедеву, способные кричать «Г..но» на каждом углу.
А ниши там удобные, согласна. ))
Прочитав вашу статью не могла удержаться от комментария. Поразила она меня вот чем: автор настолько далек от современного искусства и от искусства в целом, что просто диву даешься с какой смелостью он берется об этом писать. Смешнее статьи об открытии выставки я не припоминаю. Не уместно здесь абсолютно все, от псевдолирического слога до якобы удачных примеров , не и строчки по делу, складывается ощущение (а я думаю что так оно и есть) что человеку написавшему сей опус намного больше интересно кто в чем одет у кого какие калготки сапоги и прочее, а не сами картины, не видео да и не выставка в целом. И становится понятно зачем человек пришел на выставку : «любей посмотреть и себя коказать» как говорится, а именно показать какие у нее новые сапоги и коглоты, то есть то в чем она понимает и хорошо разбирается. Фоторепортаж это вообще отдельный номер : ни обного кадра отражающего суть выставки.
Автору я могу посоветовать только одно: перестать писать о том в чем не разбираешься.
ну может быть второе: ходите лучше в цирк, там вам будет понятнее и проще.
Прочитал ваш комментарий и не мог удержаться от комментария. Смешнее комментария я не припомню. Автор настолько хотел показаться знатоком современного искусства, что можно заподозрить в нем неудачливого автора ряда современных искусственных работ. Например, инсталляций из панталон и плексиглазового унитаза. Могу ему посоветовать одно, написать еще ряд комментариев, отражающих суть выставки. А мы постоим и покричим про голого короля.
Уважаемая … (к сожалению, не знаю Вашего имени).
Я хотел бы сказать пару слов по поводу "отдельного номера", т.е. фоторепортажа. В частности, хотел бы обратить Ваше внимание, что репортаж называется "… с открытия выставки". Если Вы вчитаетесь и всмотритесь, то поймете, что автора фотографий (т.е. меня) интересовало само открытие, атмосфера, люди, пришедшие посмотреть живопись и видеоарты четы Коржовых. Именно поэтому фотографии не снабжены комментариями. Неподготовленный зритель не поймет кто на них директор СОХМ, чиновник министерства, фотохудожник или главный хранитель, зато может, на мой взгляд, оценить атмосферу в залах музея. Хотя бы по количеству доброжелательных улыбок…
В свою очередь мне чрезвычайно интересно, что Вы понимаете под кадрами, отражающими суть выставки? Предлагаете сфотографировать все работы и выложить их с кратким описанием, как в каталоге? Я не ставил себе целью устраивать виртуальную выставку работ Нели и Романа. Желающие посетят ее в музее, а в фоторепортаже присутствует достаточно образцов творчества Коржовых.
Зачетные фотографии! Всегда интереснее про людей. Ничего нет интереснее людей.
ага, ну понятно теперь, откуда набежало ОНО!
Если концепцию произведения искусства нужно объяснять с помощью слов, ее можно не объяснять вообще. Извините, не удержалась от перефразирования.
В вашем комментарии поразило вот что: полная эстетическая глухота (объяснять, что это такое, или понятно?) Вы не поняли главного — не каждому провинциальному художнику везет получить в качестве рецензии на свое «творчество» такой чудный, полный тонкой иронии текст.
мне почему-то кажется, что автор последнего комментария — кто-то из представленных в музее художников. В оправдание и защиту мадам Апрелевой хочется привести следующие соображения:
1. в городе нет компетентных арт-критиков способных понимать современное искусство и высокопарно рассуждать о нем на птичьем языке арт-критиков (кроме Нели Коржовой, естественно).
2. художественный уровень и «современность» выставки действительно способны вызвать вопросы у рядового зрителя.
3. Благодаря Апрелевой о выставке узнает примерно в 10 раз больше человек, чем побывает на самой выставке за все время ее работы. Поэтому художникам лучше бы поблагодарить автора статьи за популяризацию.
4. Никто не придет на эту выставку. Неинтересная и пустая выставка с дутыми провинциальными амбициями. Симулякр. И очередной пример кумовства + разбазаривания бюджетных средств. Это ведь госмузей, правда? И если эта выставка не нужна зрителям, то кому она вообще нужна?
5. Сегодня, вчера и позавчера музей был закрыт.
6. А в цирке, кстати, аншлаги и очень интересная программа.
идите в цирк. или на базу.
Смешно получилось! Похоже, художника обидело стремление автора статьи нарисовать воздух разноцветными буквами. Может быть, она случайно разгласила идею следующей грандиозной выставки?
Автору комментария 7.11-18,50
Вы знаете,я тоже диву даюсь)).
Удивляюсь лояльности автора.Что не стала писать о том,насколько убоги и нелепы представленные «произведения искусства»,а нашла хоть что-то(посетители и их внешний вид,хотя бы интересны)положительное.
Потрудитесь ответить,
а ЧТО именно(в контексте именно этой,чудовищной выставки) вы называете «современным искусством и искусством в целом»?!!!
Вот эту постыдную,скучнейшую пародию,что была представлена?
Не по теме вы,не по теме…
Я была на этой выставке и до сих пор в шоке..От того,какая бездарность,чушь и скука,представлена там.
Вы знаете, не получилось в формате комментария вставить подборку клетчатых картин, наподобие тех, что подавали самарской рублике под видом новаторства. Боже мой, люди их рисуют уже лет двадцать, а нас пичкают — как чем-то из области «современного» и «сиюминутно сделанного». Здесь и сейчас? Кати Деготь на вас нет, уважаемые творцы картин, она бы располосовала все это собрание дешевых понтов. Стыдно!
Может и концептуально, но как сделано, техника просто никакая, неубедительно, не верю. Слабый художественный язык, пусть хоть трижды известные и популярные, картины просто нарисованы слабо, нет колорита, цвета, композиции, не продумано, не осмыслено. Уж лучше абстракция-хоть есть какой то ритм.
У четы Коржовых в жизни такого мощного пиара не было. Глядишь, и на выставку кто-нибудь заглянет!
Да этих Коржовых вообще надо запретить! а выставку немедленно снять! предлагаю срочно обратиться в министерство культуры!
Радикальный способ! Да пусть, я считаю, может быть, продадут пару полотен себе на жизнь-то! Надо добрее быть, коллега!
Зато спасибо редакции что дали правду сказать!!
я теперь обязательно на эту газету подпишусь!
Да понимаете, в чем дело, обычно арт-критики даже и брезгливо относятся к такому безобразию, что у нас в государственных музеях выставляют. Не снисходят. А тут вот изысканно покритиковали. Понятное дело, господа взвились! «Дождь сильный, а туман — один»… Отлично!
статья удивляет. узость мышления просто обескураживает. честно, отвратительно, провинциально, несовременно — вы о contemporary art, случайно, не в новостях по центральному каналу узнали?(вы что ждали голого Кулика в ошейнике?) — не пишите, если не знаете предмет. вот про колготы — пожалуйста — а про искусство не стоит.
комментарии — отдельная история. жаль, что в лучшую сторону изменения так и не произошли(от разлива едкой зависти(?) до приторного фанатизма(!). а профи были? писали?).
есть изменения! освоили интернет! прогресс!
продолжаем писать комментарии господа.
Современные художники не сдаются! Им безразлично мнение оголтелой толпы тупого зрителя! Они упорно творят для чудесного маленького народца, который способен восхититься полотнами, и, кажется даже известна общая фамилия этого народца. Вместо того, чтобы повторяться колготочными мыслями, поделились бы историей аншлагов на заявленной выставке! Было бы кстати.
Знаете, так смеялась. Очень свежо! Как комикс просмотрела, веселый.
Поздравляю «Новую газету». Запустить колумнистку из женских журналов на выставку современного искусства — это тот еще перформанс. Какая акция будет следующей? Может, на конференцию генетиков сводите ее и она расскажет, как они были одеты? или Лашманкина пустите в цирк — путь он напишет об эксплуатации тигров и убогих социальных высказываниях клоунов. Впрочем, кто собрал посетителей на сайт, тот и прав.
В общем, воинствующее быдло — оно не только на сайте «Молодой гвардии» тусуется, но и на женских форумах. С ними-то и конкурирует «Новая газета». Наконец-то у нас появится хороший женский журнал от Сульдина))
Обычно так нападают на женщин и женские проекты только женщины, очень обиженные.
Женщинами?
как смешно написали. на выставку «запускают»? по предъявлению документов? требуют доказательств, что человек не ведет колонок в сетевых изданиях? пропускной режим? это выставка для сугубо своих? поклонников художников с детства? ну надо же, какая прелесть
Как-то Бернард Шоу был на выставке современного искусства. И покритиковал одну из картин. Негодующий оппонент спросил его, нарисовал ли он сам хоть что-нибудь. «Чтобы разбираться в качестве омлета, — ответил Шоу, — мне совсем не обязательно снести хоть одно яйцо».