Мистер Элегантс (Шею Янн) – импозантный лидер французской группы Success перед уже вторым выступлением в Самаре дал интервью «Новой в Поволжье». Потрясающе открытый и улыбчивый лидер одной из самых громких французских групп внезапно признался в своей любви к творчеству Василия Аксенова и к ранним кинематографическим полотнам Никиты Михалкова. Выступления Success заслуживали звания лучших живых выступлений на таких фестивалях, как Transmusicales, Artrock, 3 elephants и Marsatac. «Новая в Поволжье» публикуют фрагмент интервью с экспрессивным Мистер Элегантсом, который, до того как стать настоящей рок-звездой, работал директором книжного магазина.
— Каких французских культурных героев современности Вы можете назвать ?
— Почему-то первым мне в голову пришел Филипп Катрин. Интересно, его хоть кто-нибудь знает в России? Его часто называют вторым Сержем Генсбуром. В фильме «Генсбур. Любовь хулигана» он блистательно сыграл Бориса Виана. В среде музыкантов культовыми до сих пор остаются «Daft punk».
— А как же Justice?
— Justice – это чистая коммерция. Они не делают музыку. Единственное, чего им удалось добиться, – это сделать рекламу марке Adidas. Продолжим разговор о культурных героях. Много интересного происходит во французском кинематографе. Но культурной революции пока не произошло. После «новой волны» 60-70-ых годов не появилось «новой волны» 90-2000-ых.
— Неужели на Годаре и Трюффо все закончилось?
— Конечно, нет! Появляется огромное количество новых фильмов. Быть может, даже появляется некое новое течение. Я говорю о том явлении, когда режиссер берет на себя множество функций – он отвечает за картинку, пишет сценарий, а иногда и снимается в главной роли.
— Быть может, Вы говорите о Ксавье Долане? Его часто называют последователем новой волны.
— Да! Как раз об этом замечательном канадском режиссере я и говорю. Что-то происходит. Появляются новые формы. Старые неизбежно отмирают. К примеру, сейчас мы отчетливо наблюдаем медленную гибель издательств и звукозаписывающих лейблов. У них никак не получается идти в ногу со временем. Они совсем не представляют, что им надо делать, из-за этого сильно боятся. У них не получается нормально презентовать публике группу. У них сегодня в моде красный, завтра зеленый, послезавтра черный. Если звукозаписывающие компании будут продолжать такую политику, то они просто не выживут. Раньше музыканты зарабатывали на записях. Сейчас же только на концертах. И это огромнейшая проблема. Есть замечательные группы, которые очень плохо выглядят на сцене. Для них сложившаяся ситуация — настоящая катастрофа. Это не мешает им делать хорошую музыку, но умение презентовать себя в наше время – одно из самых главных умений. У нас обратная ситуация. Мы отлично выглядим на сцене (Мистер Элегантс демонстрирует ботинки), мы отыграли около 150 концертов в 10 странах мира. Но альбом так и не записали. Но мы видим, как к музыке относятся в других странах мира. Французы всю жизнь думали, что в Китае не существует музыкальной индустрии. Но мы недавно там были на гастролях и поняли, что именно в Китае музыкой можно зарабатывать деньги. Франция сейчас вообще в интересном положении. Мы как на Диком Западе. У нас большие возможности, но абсолютно неизвестно, в какую сторону все может повернуться.
— Почему Вы выбрали именно такой сценический образ? (Мистер Элегантс выходит на сцену исключительно в строгих деловых костюмах, хотя к концу выступления он обычно раздевается по пояс. -Прим. ред. )
— В течение 10 лет я работал директором книжного магазина во Франции. Мне все говорили, что я сноб. Когда я создал группу, то решил развить этот образ. Теперь я суперсноб. Я вовсе не стараюсь одеваться хорошо и со вкусом, я, наоборот, стараюсь нарушить все правила. Поэтому иногда я выгляжу просто ужасно (Мистер Элегантс повторно демонстрирует ботинки). Плохой вкус – это про меня.
— В чем Вы видите причины того, что в таком маленьком городе, как Ренн, появляются группы такого уровня, как Gable или Success? В Самаре живет в 5 раз больше человек, но таких групп, к сожалению, у нас нет.
— Нам повезло. Именно в городе Ренн проводится фестиваль Трансмюзикаль. Это великолепная стартовая площадка. Организаторы поддерживают молодые группы, вывозят их на концерты в другие страны.
В России, я думаю, такого нет.
— Это точно! Как Вы сами можете охарактеризовать стиль группы Success?
— Критики почему-то пишут, что мы играем электро-панк, хотя мне кажется, что мы играем в стиле под названием raw power. Помните такой альбом у The Stooges? В нашей музыке сочетается рок, некая сырость и, конечно же, обилие электроники.
— Смотрят ли во Франции русские фильмы? А как обстоят дела с русскими писателями?
— Фамилию Тарковский знает почти каждый француз. Лично на меня этот великий русский режиссер повлиял особенно сильно. Французы очень любят русскую литературу – как классическую, так и современную. Я, к примеру, зачитываюсь Аксеновым. В книжных магазинах неплохо покупают Улицкую. Каждый год во Франции переводится около 30-40 русских романов. Безусловно, бешеной популярностью пользуется классика. Чехова и Пушкина во Франции любят, мне кажется, не меньше, чем в России. Эти авторы существуют вне времени и культурной традиции. У меня вообще странная любовь ко всему русскому. Я не так давно пересматривал старые фильмы Никиты Михалкова. Хотя то, что он снимает сейчас, находится за гранью добра и зла.
— Какую музыку сейчас слушают во Франции?
— Есть поколение молодых, которые боготворят Franz Ferdinand и Arctic Monkeys. Есть более взрослая публика, которая любит electro pop и все производные. Во Франции до сих пор популярен звук 70-ых и 80-ых годов, такие группы, как New Order или Depeche Mode, продолжают оставаться актуальными. Также очень популярны все разновидности фолка.
В моде странный, «неземной звук». Такие группы, как Gable, которые выступали в Самаре год назад, также очень популярны на родине, и я считаю, что это один из самых интересных французских музколлективов. Я, к примеру, в последнее время все больше и больше восхищаюсь творчеством двух групп, а именно Jon Spencer Blues Explosion и Beastie Boys.