Помоги!

В России последствием почти каждого социального катаклизма был голод. В начале прошлого столетия наша область прочувствовала всю его страшную мощь. 3 марта в Самаре презентовали книгу «Голод в Средневолжском крае в 20-30 годы XX века».

golod

Площадку для презентации предоставил Самарский областной государственный архив социально-политической истории. В конференц-зале стены увешаны иллюстрациями страшных лет. Бросается в глаза плакат 1921 года, где худой старик, возведя руки к небу, кричит: «Помоги!». Обращает на себя внимание и серия изображений, рассказывающая, как Швеция и Америка помогала голодающим Поволжья.

голод4

Под картинками располагаются документы и фото, датированные 20-ми годами прошлого века. Вот обращение Самгубкомпомголода к матерям, жёнам и сёстрам помочь голодающим женщинам. Сообщается, что «безысходная нужда толкает их на преступления, душераздирающий крик и еле слышный стон ребёнка заставляет их вырывать трупы из могил и ими питаться». На соседней полке выставлена фотография, где запечатлён труп мужчины. Он умер от голода, пока вёз гроб с телом близкого ему человека на кладбище.

О недавно изданной книге рассказывает Наталья Рязанцева, и.о. заместителя руководителя управления местной госархивной службы: «В сборнике подробно исследуется история голода в Поволжье от начала и до конца. Имеются документы, как региональных архивов, так и федеральных. Сейчас готовится второй том, и я уверена, что обе книги будут востребованы всеми, кому не безразлична история нашего края».

Елена Дубровина, зам директора данного архива, дополняет: «Мы исследовали 1300 документов, а сам сборник включает 293 из них».

Вячеслав Парамонов, профессор СамГУ, объясняет, зачем исследователи взялись за столь объёмную работу: «В первую очередь, хочется, чтобы осталась вечная память. В те страшные дни в нашей губернии вымерло 13-14 % населения. А те, кто выжил, остались малорослыми. Их детям передался этот недуг». Он также говорит, что голод начался не в 1921 году, а ещё в июне 20-го все знали, что грядёт неурожай. Закончился же он не в 1922, как принято считать, а двумя годами позже.

голод1

Сборник рушит мифы и развеивает слухи. Вячеслав Николаевич подчеркнул, что авторы делали упор на личностный фактор — не на иллюстрацию ужасов голода, а на работу руководителей разных уровней. Оказалось, что прославленные революционные начальники совсем не заботились о жизнедеятельности заведомой ими земли. «И, кстати,  документы доподлинно подтверждают, что людоедство было единичным случаем, а не масштабным, как пишут в интернете» – заверил он.

Александр Репинецкий, один из рецензентов книги, заявил, что в сборнике впервые рассказали о последствиях голода: «Льгот не было, а продразверстка никуда не ушла. Плюс к этому – страна гудела гражданской войной. Сегодня об этом мало, кто помнит. В Самаре, например, нет ни одного памятника, посвящённого тому страшному времени. Есть лишь мемориал Нансену. Поэтому, этот сборник станет единственным напоминанием о голоде в Поволжье».

голод2

Презентацию книги завершает Елена Чертова, директор историко-краеведческого музея в селе Дубовый Умёт: «Голод пережили благодаря взаимопомощи. Американцы помогали. Шведы кормили рисовым супом детей. Вот, правда, о помощи хозяина ситуации, Советского союза, никто не помнит. Говорят, что её вовсе и не было».

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.