Что нам стоит дом построить. Или почему министерство культуры боится показывать интерьеры особняка Курлиной?

Из неофициальных источников нам удалось выяснить, что в результате дождей поврежден декор нескольких помещений особняка, в частности помещения буфетной, был промочен паркет и лепнина столовой Курлиных, а так же лестничная площадка. Поврежден ли плафон в виде парящей нимфы – все еще остается неизвестным. Никто из представителей СМИ в особняк не допускается. В то же время, прогуливаясь мимо реставрируемого здания, можно заметить открытые настежь окна в бывшем будуаре хозяйки дома, где и располагается уникальный декоративный потолок с изображением нимфы. Можно предположить, что работникам ПСК «Волга», осуществляющим работы на объекте слишком жарко в дореволюционном здании, однако открытые окна скорее свидетельствуют о том, что подрядчик пытается просушить помещение, а значит, в нем находится влага.

Если факт повреждения интерьеров достоверен, что с каждым днем становится все очевиднее, тогда удивление вызывает поведение министерства культуры. Мало того, что факт повреждения, скорее всего, скрывается, но подрядчик продолжает работы по замене кровли. При этом, срок выполнения работ по замене кровли и общестроительным работам завершился еще в сентябре, а на дворе, между прочим, середина октября. К тому же ПСК «Волга» выиграло торги на остаток работ по реставрации «Курлиной». Подрядчик должен будет выполнить все оставшиеся работы, в том числе и реставрацию интерьеров до осени следующего года. Сумма контракта составила около 75 миллионов рублей. Ранее мы уже писали о печальном опыте сызранской компании в деле реставрации объектов культурного наследия Самары. Особняк Курлиной не стал исключением.

В статье от 15 сентября мы писали: «Отсутствие кровли и водостоков видны невооруженным глазом. Свежие, отреставрированные еще в начале года карнизы промокли в нескольких местах. Высока вероятность образования высола на стенах. Судя по всему, карнизы не успеют просохнуть до наступления холодов. Скорее наоборот, продолжающиеся дожди еще больше увлажнят фасад особняка. С наступлением морозов на стенах появится лед, а значит, уже в ближайшее время начнется процесс разрушения отделки фасада». Не прошло и месяца, а наши подозрения оправдались в полном объеме. Карнизы, выходящие в сторону костела имеют многочисленные разрушения. Не надо быть специалистом, чтобы заявить: отделка сыпется на глазах и требует повторной реставрации.

С каждым разом возникает все больше и больше вопросов к министерству культуры. За чей счет будут заново отреставрированы фасады? Почему подрядчик, допустивший разрушение, продолжает работу по восстановлению здания? Почему до сих пор не сданы работы по замене кровли или не разорван контракт? Как подрядчик выполнит остаток работ по реставрации особняка? Что, в конце концов, происходит внутри здания и когда туда будут допущены журналисты и представители общественности? Нежелание минкульта впускать в особняк журналистов лишь подтверждает опасения о сохранности лепного декора и в очередной раз обесценивает все комментарии представителей госоргана.

События вокруг реставрации объекта культурного наследия федерального значения уже сейчас являются основанием для серьезной проверки со стороны прокуратуры, а со временем поводов для этого становится все больше. Дожди продолжаются, а значит, фасады особняка будут и дальше мокнуть и разрушатся. Сколько еще будет продолжаться это издевательство с признанным шедевром архитектуры эпохи модерн, и что мы будем иметь в итоге. Останется ли в особняке хоть что-то оригинальное или все будет отделано заново?

Надо сказать, что проблема с реставрацией особняка Курлиной свидетельствует не только о безразличии министерства культуры и халатном отношении подрядчика. Проблема более обширна – отсутствие реставраторов, способных качественно выполнить работы в срок без каких-либо накладок. Некоторые специалисты объясняют это тем, что в Самаре отсутствует местная школа реставраторов и для ее формирования нужно время. Тем временем, считают они, не стоит браться за реставрацию культурного наследия.

Естественно, что это невозможно, да и неправильно, учитывая состояние исторического центра Самары. Однако, поручать выполнение реставрационных работ любой компании, обладающей лицензией – большая ошибка, что мы отчетливо видим на примере особняка Курлиной. Надо использовать весь имеющийся в регионе ресурс для качественной реставрации зданий, иначе мы будем все чаще наблюдать за руинами и дикими реконструкциями в сердце Самары, за муляжами, за дореволюционными особняками, встроенными в безликие стеклянные высотки. Можно сколько угодно ссылаться на несовершенство законодательства, но все это лишь повод, чтобы закрывать глаза на происходящее в городе.

Какое наследство мы оставим нашим детям? Что мы скажем им, проходя мимо особняка Курлиной. Почему здание, построенное за год, реставрируется больше трех лет? Почему особняк на Венцека, 55 называют «домом с атлантами», если на нем уже 15 лет нет атлантов. Почему мы можем увидеть скульптуры слонов на «даче со слонами» только с Волги? Почему «дом губернатора» стоит и разрушается, как и большинство зданий старой Самары? Что мы оставим детям? Муляжи, подобные офисному центру «Бэл плаза» на улице Молодогвардейской или уродливые 33-этажные высотки на месте купеческих особняков? Стоит об этом задуматься, пока еще не поздно…

Усадьба Курлиных является объектом культурного наследия федерального значения и является общероссийским достоянием. Согласно Конституции Российской Федерации, «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», а так же «каждый имеет право… на доступ к культурным ценностям». Исходя из этого, мы требуем исполнения конституционных прав граждан и доступ в реставрируемый объект для представителей СМИ, общественности и профессионального сообщества, как это было весной прошлого года. Если министр культуры Самарской области не примет этого решения, то грош цена всем заявлениям госоргана о сохранности интерьеров особняка…

В зеркале прессы

Опубликовано: 12.04.06

13 апреля в Самаре состоится презентация каминного зала в особняке Курлиной

Закончились ремонтно-реставрационные работы одного из красивейших каминных залов Самары. Особенностью этого зала является то, что интерьер зала, созданного хозяевами в начале 20 века, сохранен в первозданном виде.

Гротовая штукатурка, панель из плитки по периметру стен, камин с медной окантовкой., потолок с балками, заканчивающимися масками. Подлинный паркет на полу.

Опубликовано: 04.05.2008 16:00

Самарский Дом-музей Курлиной закрывается с 1 июня на реставрацию, которая затянется на три года.

А потому ныне действующую в музее экспозицию по истории Самарского края (открытую 15 июня 1989 года) можно будет посетить только до конца мая. Дом Курлиной работает с 10:00 до 18:00, выходной – понедельник.

Опубликовано: 15.10.2008 15:35

Особняк Курлиной, расположенный по улице Фрунзе, долгое время был закрыт на реставрацию.

Но к концу этого года желающие смогут посетить один из залов особняка, где будут устраивать показы документальных фильмов об истории самарского края, сообщает 63.ru.

Опубликовано: 26.12.2008 15:15

Из искры возгорелось пламя

Причиной пожара в самарском особняке Курлиной могла стать искра — на чердаке здания проводили демонтаж старых труб, разрезали старый отопительный стояк. Такое мнение высказал сегодня журналистам на месте происшествия консультант управления правового и кадрового обеспечения и охраны объектов культурного наследия областного министерства культуры и молодежной политики Александр Аксарин. По его словам, в результате пожара никаких ценных предметов историко-культурного наследия не пострадало.

Опубликовано: 22 января 2010

Уже третий год, как дом Курлиной находится в реставрации.

Завершится ли она когда-нибудь или чиновники просто ждут, когда дом окончательно разрушится? С таким вопросом к нам обращаюся наши неравнодушные земляки. В министерстве культуры Самарской области заверили: дом после капитальной реставрации будет, как «конфетка»…

Как это выглядит на самом деле – судите сами.

Опубликовано: 11 марта 2010

«Через века и на века!» Такая надпись украшает баннер с информацией о проводимой в особняке реставрации. Надеюсь, эта фраза будет применима только к самому зданию, но не к процессу его реставрации. Время покажет!

Опубликовано: 14 июля 2011

Фронт работ резко увеличился после того, как в декабре 2008 года в особ­няке случился крупный пожар. Но в бли­жайшее время работы будут завершены. Об этом на заседании регионального пра­вительства заявила министр культуры Са­марской области Ольга Рыбакова. Она рассказала, что увидеть одну из достопри­мечательностей губернской столицы без строительных лесов можно будет уже в кон­це 2011 — начале 2012 года. «Тогда же воз­обновятся работы по объектам «Особняк Павла Шихобалова» и «Ресторан «Аква­риум» (здание бывшего ТЮЗа на ул. Самар­ской), — пояснила Рыбакова.

Опубликовано: 22 июля 2011

Победителем стала сызранская компания ООО Проектно-строительная компания «Волга», готовая выполнить работы за 7 043 330.25 рублей, т.е. меньше чем за половину начальной цены контракта. Казалось бы, надо радоваться, что мы имеем возможность сэкономить. Ведь нашелся подрядчик, которому достаточно половины стоимости для выполнения работ. Вот только экономить на особняке Курлиной не только не хочется, но и категорически нельзя. «Жемчужина» самарского модерна и без того не один год стоит в лесах и конца этому пока не видно. Сможет ли подрядчик выполнить работы в 60-дневный срок — мы скоро увидим, но главное, какого качества будут эти работы за предложенную цену? Имеем ли мы право в данном случае экономить на качестве? Ни в коем случае!

Опубликовано: 15 сентября 2011

По имеющейся у нас неофициальной информации, в результате ливневых дождей влага просочилась в интерьеры особняка. Повреждено помещение, в котором оставался уже отреставрированный паркет. Сейчас над этой комнатой в особняке располагается прикрытая брезентом дыра. Учитывая эту информацию и то, что данное помещение расположено на первом этаже, можно предположить, какое количество воды попало в особняк. Кроме того, старая кровля была снята и с одноэтажной части дома со стороны католического костела. Сейчас этот участок спешно покрыт рубероидом, однако можно предположить, что вода проникла в особняк и в этом месте, а значит, под большим вопросом сохранность одного из наиболее ценных элементов декора – лепного плафона в виде летящей нимфы. Сохранился ли он и в каком он состоянии – не известно.

Опубликовано: 20 октября 2011

Не прошло и месяца, а наши подозрения оправдались в полном объеме. Карнизы, выходящие в сторону костела имеют многочисленные разрушения. Не надо быть специалистом, чтобы заявить: отделка сыпется на глазах и требует повторной реставрации.

Мы требуем исполнения конституционных прав граждан и доступ в реставрируемый объект для представителей СМИ, общественности и профессионального сообщества, как это было весной прошлого года. Если министр культуры Самарской области не примет этого решения, то грош цена всем заявлениям госоргана о сохранности интерьеров особняка…

Продолжение следует…

1 thought on “Что нам стоит дом построить. Или почему министерство культуры боится показывать интерьеры особняка Курлиной?”

  1. Парень как раз летом перебежал из Справедливой России в Единую, вот с ним и расплатились этим особняком

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.