Александр Хинштейн

Он ворвался в политическую жизнь губернии метеором. И даже самые яростные протиавники Едра не отрицают — деятельность и энергетика Хинштейна позитивно влияют на жизнь в губернии. Мощный лоббист с огромными связями и влиянием, привлекающий средства не в свой карман, а на благо региона — о таком депутате в Госдуме раньше было можно только мечтать. И теперь это наш депутат. Еще один плюс Александра — удивительная для наших политиков открытость и готовность к общению. Нравится нам или нет, но Хинштейн, несомненно, в 2011 году стали новым и главным героем нашей губерниии.

— На сколько, на Ваш взгляд, партия ЕР готова к реформированию и можно ли ожидать изменения курса?

— В субботу у нас внеочередное заседание генсовета партии на котором, наверное, это будет обсуждаться. Мое мнение, что, конечно же изменения назрели. Более того, если этих изменений не будет, степень поддержки партии станет снижаться. И снижаться постоянно, потому что эти выборы показали очень тяжелую ситуацию. И несмотря на то, что мы получили большинство, все равно это серьезный сигнал. Поскольку в подавляющем большинстве регионов, по крайней мере, в европейской части страны, мы не ушли за отметку 50%. При этом, если бы это произошло в одном, в пяти, десяти регионах, это можно было бы объяснить местной спецификой, непопулярным губернатором, какими-то конкретными проблемами людей. Но, когда это происходит в большей части регионов, всё говорит о том, что это общефедеральная история.

Понятно, что она была подогрета, что месяц дебатов на зомби-ящике сделали свое дело, потому, что когда тебе каждый день с утра до вечера талдычат о том, что «кто угодно, только не едро», все равно записывается на подкорку. Но этого тоже мало, это не может быть единственным фактором. Поэтому, если изменений не произойдет, если партия не начнет модернизироваться, если она не станет более подвижной, не будет более оперативно откликаться на общественный вызов, то степень поддержки будет снижаться, а популярность падать.

Я за перемены и считаю, что бояться здесь нечего.

— Какими они могут быть? Давайте возьмем с точки зрения партии. На данный момент, по мнению многих, ЕР это партия представляющая интересы крупного капитала. Партия правая. Скажем, по фамилиям депутатов Самарской Губернской Думы ясно чьи интересы они представляют.

-Ну, там разные фамилии. Точно не соглашусь с этой оценкой, объясню почему. Фамилии представителей крупного капитала можно встретить во всех фракциях. если мы процентно пересчитаем соотношение, то увидим что оно…

…примерно одинаковое!

— Как минимум одинаковое, может быть где-то и больше даже. Поэтому тот факт, что люди, успешные в бизнесе, идут на выборы под флагами «ЕР» или какой-то другой партии, ровным счетом не означает, что эта партия является выразителем интересов крупного бизнеса. Особенность ЕР и отличие от других партий в том, что мы – единственная партия у которой нет четко выраженной социальной среды сторонника или избирателя. Это партия большинства. То есть это партия, в которой есть место для всех.

— Соответственно нет никого. Я сталкивался с этим, когда занимался рекламой: когда ты не имеешь четко поставленной задачи по целевой аудитории…

— Не соглашусь. Моя газета, в которой я проработал много лет, «Московский комсомолец», как раз всегда славилась тем, что работала под брендом «газета для всех» и там никогда не было четко выраженной целевой аудитории. У «Ъ» есть такая аудитория, она есть более-менее у «Новой газеты», она есть у газеты «Ведомости», она есть, очевидно, у газеты «Советский спорт» и «Спорт экспресс». У МК целевой аудитории нет, это газета – интересная большинству людей. Такая же история с партией. Я не ищу прямых аналогий, но с точки зрения утилитарности подхода, это так. То есть, почему партия большинства? Почему партия, которая получает большинство голосов и рассчитывает всегда на большинство голосов? Потому что она должна отвечать интересам максимального числа различных социальных сред: и бизнес, и рабочие, и крестьяне, и пенсионеры, и интеллигенция, и военные, и бюджетники.

— Сейчас много говорят о том, что «ЕР» «сольют» и будет новая голисстская партия. При чем, что такое голлизм в России не очень понятно. Зато понятно, что быстро в эту партию все «перебегут»..

— Голисстская, потому что три срока? (Смеется)

— Видимо, да… И конечном итоге мы получим ту же ЕР номер два. Но сейчас очень модна тема возврата к прошлому. Сравнения с концом 80-х.. и это какой-то общественный зуд… типа, все повторяется все возвращается на круги своя.

— Это не от нас зависит, это цикличность развития истории. Она всегда движется по спирали. Но в том и отличие инфантильного общества от зрелого. Зрелое общество в состоянии делать из своего прошлого определенные уроки и не повторять прежних ошибок.

— Тогда про уроки. Вот какие уроки сейчас нужно извлечь ЕР, как ей нужно измениться для того чтобы сохранить страну?

— Сохранить большинство. Ну, на мой взгляд, партия должна стать более мобильной с точки зрения реагирования на общественные запросы, на вызов общества. Раз. Второе, партия должна избавляться от лишних и ненужных, более того, откровенно вредных людей. Третье, партия должна стать максимально прозрачной с точки зрения дискуссий и принятия решений, где должно быть нормальное обсуждение, и где партийцы могут отстаивать эти точки зрения, причем разные. Побеждать соответственно должна та точка зрения, которая максимально убедительна и аргументирована, а не та, которая спущена сверху.

— А кто будет катализатором этих изменений? Я вот был на праймериз ЕР в Самаре. Казалось бы, нормальная площадка, и идея хорошая и воплощение в нашей, Самарской области, не худшее, но никто же не хочет туда идти!

— Загнать человечество железной рукой в счастье невозможно.

— Нет, конечно. Так вот тогда вопрос возникает, кто же будет катализатором этих перемен? Потому что одного Хинштейна для этого мало. Даже если его наделить какими-то сверх полномочиями…

— Несомненно, одного человека мало. В партии очень много активных людей, в том числе и среди депутатов Госдумы. Может не все они известны: еще и потому что не все «высовываются», но, тем не менее они есть. И как только сигнал пройдет, а он все равно потребуется даже для того, чтобы встряхнуть сознание людей… Уверяю вас: сразу зазвучит многоголосица.

Партия существует десять лет. За это время у людей уже сложились определенные стереотипы поведения. Изменить эти стереотипы в одночасье невозможно. Все равно сигнал должен сверху пройти. Кто этот сигнал пройдет.. я уверен, что очень большое число партийцев начнет двигаться в сторону перемен.

— Это какой будет срок? Сколько это будет продолжаться?

— Сейчас

— Нет, я понимаю, что сейчас этот процесс, предположим, начнется… то есть у нас к президентским выборам уже будет понятно как, к чему эта инициатива ведет, куда и как она ведет.. этих сроков хватит?

— Вы мне задаете вопрос на который сложно отвечать в силу того, что я не лицо уполномоченное.

— В данном случае меня интересует ваша оценка.

Я надеюсь, что да. Потому что до президентских выборов времени хоть и немного, но все равно – три месяца. И какие-то тренды уже можно увидеть.

— Хотелось бы, потому что я, честно говоря, достаточно скептически к этому отношусь и считаю что вся партийная конструкция, которая существует, и это касается не только ЕР, она достаточно архаична на данный момент. И конечно, хорошо бы если бы эти обновления касались каких-то может быть даже глобальных политических вопросов. ЕР единственная партия у которой есть для этого нормальные ресурсы и хоть каоке-то понимание. Возможно ли что сейчас на базе ЕР создать партию нового типа по взаимодействию ее членов по механизму управления и развития. Партию 3.0?

— Мне кажется для того, чтобы эти процессы получили характер необратимый, нужно максимально сделать демократичной процедуру формирования власти. Например, возвращение одномандатных округов по выборам в госдуму. Тем самым мы возвращаем к жизни большое число людей внутри партии – харизматичных и, если угодно, пассионарных. Потому что на выборах в одномандатных округах побеждает личность. Я помню четвертый созыв, куда избирался впервые, там половина была одномандатников. И я скажу, что большинство их были действительно людьми активными и неравнодушными. Потому что они, так или иначе, лидеры общественного мнения. Каждый округ – худо-бедно полмиллиона человек.

Второе, за возврат к прямым выборам губернатора. Меня в этой части коллеги не поддерживают, но я убежден в том, что мы будем вынуждены к этому вернуться. (Интервью записывалось еще до прямой линии Владимира Путина, на которой он высказался за восстановление прямых губернаторских выборов – Ред.)

Я – за прямые выборы мэров, потому что в большинстве регионов они отменены. В этом смысле Самара завидное исключение.

Вот мы говорили сегодня про Азарова. Почему Азаров достаточно харизматичный, яркий глава? Потому что он прошел через горнило всенародных выборов. Потому что он каждое свое действие так или иначе соизмеряет с мнением людей. Не только то, что ему скажут на верху хотя и это несомненно ему важно, но и в то же время, что скажут о нем избиратели.

Если мы вернем прямые выборы мэров, опять же мы должны будем делать ставку на сильных и самодостаточных. Пример Самары показывает, что если партия власти и власть в целом делает не правильную ставку и ставит не на ту фигуру, она пролетает со свистом. И – наборот.

Тоже самое касается и выборности губернаторов. Убежден: если Владимир Артяков пойдет на всенародные выборы – он их выиграет, и, скорее всего, в первом туре. Степень поддержки действующего главы у жителей области – высока, это показывают все социологические опросы. Зато в других регионах – далеко не все действующие губернаторы изберутся легко. Значит, им придется искать замену.

Таким образом, чем больше у нас будет прямых демократических процедур, прямых выборных процессов, тем больше сильных людей будет приходить в партию или внутри партии будут подниматься и соответственно влиять на эти процессы..

— Они же не только в вашу партию будут приходить. Вы же будируете процессс в целом.

Вы считаете что сейчас, если ЕР спровоцирует вот этот процесс, вы сумете сохранить инициативу или даже, захватить ее обратно?

— Я уверен, что если следующие выборы в Госдуму будут идти по смешанной системе, то в большинстве округов Единая Россия сумет выиграть.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.