13 сентября в Самаре случится очередной пароксизм имитации народовластия. Или реинкарнации СССР. Будут выбраны депутаты в райсоветы, из четырех думских партий. Впрочем, «Единая Россия» не позволит даже системной оппозиции (а на деле — своим подручным) получить какие-то существенные результаты. Одно-два места в каждом районе для приличия, конечно, отдадут представителям иных партий (ЛДПР, Справедливая Россия, КПРФ). Однако согласно губернскому закону о реформе местного самоуправления, депутаты в городскую думу (их станет сорок один вместо тридцати пяти, как сейчас) будут выбраны из числа представителей райсоветов, и вряд ли туда попадут «нежелательные». Вероятнее всего, отсеют коммунистов. С ЛДПР и «Справедливой Россией» легче договориться.
Так что в будущей городской думе, которая появится осенью, окажется парочка ЛДПРовцев, парочка эсэров, может быть, один коммунист. Остальные — единоросы. Этого вполне достаточно, чтобы создать видимость многопартийности и политической борьбы. И также вполне достаточно для того, чтобы «Единой России» иметь квалифицированное большинство при любом голосовании.
Собственно, вся ситуация построена на том, чтобы в момент серьезного экономического кризиса (вызваннного непродуманным вмешательством России в конфликт с Украиной и случившимися в результате экономическими санкциями со стороны Европейского сообщества и США) создать видимость демократии. Местного самоуправления. Максимальной приближенности власти к народу.
Ничего этого нет и не будет, и прекрасная идея о создании райсоветов, реализуемая в Самарской области — абсолютная фикция. Через короткое время после выборов 13 сентября мы это поймём.
Михаил Матвеев, депутат Самарской губернской думы
фото: Владимир Нехорошев
Считаю, что результат выборов 284 депутатов райсоветов может разрешиться тремя исходами. Первое — из 284 избранных депутатов в состав городской думы, увеличенной до сорока одного человека, попадут три-пять представителей других думских партий, кроме «Единой России». Второе — не попадет ни один представитель. Третье — пройдут два-три члена партий «Родина» и «Патриоты России», давно прикарманенных властью. В любом случае, это не будет иметь никакого влияния на голосование в гордуме, связанное с бюджетными вопросами.
Людмила Кузьмина, руководитель Ассоциации в защиту прав избирателей «Голос» в Поволжье
Десять дней досрочного голосования, которые предусмотрены перед 13 сентября, сами по себе очень много говорят. Что можно сделать за такое время, мы видели на всех избирательных кампаниях последних лет: организованный подвоз избирателей-бюджетников, объезд и обход членами избиркомов тех, кто не в состоянии сам явиться на избирательный участок и проголосовать. Контролировать досрочное голосование гражданское общество возможности лишено. Там можно творить всё, что угодно власти и партии власти.
Поэтому о результатах грядущих выборов я думаю следующее. Максимум, сколько представителей оппозиции (пусть даже «системной») окажется в составе будущей городумы — пять-семь человек.
Это не помешает принимать любые выгодные власти решения.