Скверное дело

Парк Фадеева, что на проспекте Ленина, не всегда был парком Фадеева. Когда-то здесь располагались теплицы самарского горзеленхоза (городское зеленое хозяйство), а еще более когда-то – Молоканские сады из зрелых фруктовых деревьев. Деревья вырубили до меня, а времена теплиц я вполне застала, получая в этот момент среднее образование неподалеку; нас буквально в школьных платьях-черных фартуках заводили на просторы и вручали мини-грабли для ворошения земель. Трудовой десант, что ли, это называлось.

Знаменитый в Самаре «Козловский дом» (пр. Ленина, 1) начали строить во времена теплиц: это был модный дом, престижное место жительства, квартиры здесь получали от своего предприятия работники ЦСКБ, чьим руководителем много лет подряд оставался соратник Сергея Королева, дважды Герой Социалистического Труда, член-корреспондент Российской академии наук, почётный гражданин Самары Дмитрий Ильич Козлов.

Генеральный конструктор Козлов и сам проживал в доме своего имени, в 24-м подъезде. Следует упомянуть, что строительство шло фрагментарно: сначала возвели кусок здания строго по проспекту Ленина, потом достроили кусок по улице Осипенко, а первые по арифметическому счету подъезды появились в самом финале, захватив улицу Первомайскую. С фасада таращились свежими стеклами невиданные в городе окна итальянского фасона, лифты с полированными стенками возносили счастливчиков на требуемый этаж, и мусоропровод, и детский сад, и место для парковки, и хорошая школа (моя школа!) рядом. Это был дом-космос, вещь в себе: поскольку селились тут люди с одного предприятия, они и по месту прописки продолжали дружить семьями и чуть не отмечать новый год всем подъездом.

Дом-космос вмещал в себя молочную, булочную, кулинарию, десяток клубов по детским и подростковым интересам, кафе и черт-те что еще. К концу восьмидесятых годов зеленое хозяйство куда-то переехало, и на территории когдатошных садов была восстановлена историческая справедливость: разбит парк, вновь под эгидой ЦСКБ. Все сделали грамотно: по обочинам – серебристые тополя, они быстро растут, визуально и технически ограждая зеленую зону от проезжей части, внутри —  хорошенькие елочки, липы для аромата, тонкие рябины – чтобы стояли, качаясь.

Центральная клумба летом густо усеивалась разнообразными цветами, а зимой тут ставили елку. Каток огорожен, теннисный даже корт. Детская площадка, где выросли уже два поколения авиаторских детей, скамейки в стратегически интересных местах, дорожки и песочницы. Деверья-ветераны и свежие ёлки.

Лет десять назад стало известно, что здесь собираются строить здание арбитражного суда (одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (11ААС). Жители выразили активный протест и перешли к сопротивлению: в 2007-2009 годах 7 тысяч самарцев подписали обращение к властям о недопустимости какого-либо строительства в парке.

В 2010 году администрация Самары внесла изменения в градостроительный регламент и перевела земельный участок в статус земель рекреационного использования, это решение было закреплено в Правилах застройки и землепользования (ПЗЗ).

В 2011 по искам нескольких юридических лиц, не связанных с претензиями на данный участок, ПЗЗ были отменены и отправлены на доработку. Город вернулся к ранее действующим ПЗЗ-2001,  согласно которым статус земли на указанном участке позволяет вести застройку.

Так что если решение и было отозвано, то не очень далеко и не очень надолго. Рассказывает жительница дома: «В ноябре прошлого года в адрес генерального директора РКЦ «Прогресс» А. Н. Кирилина из администрации 11ААС поступило письмо с требованием освободить территорию, на которой располагалась автомобильная стоянка на 200 машин жителей дома (она находилась в ведении нашего предприятия) для осуществления типа законного права суда на строительство здания. Стоянку освободили, машины переместились во двор. В десятиэтажном доме 28 подъездов, более 3,5 тысяч жителей — по сути дела, посёлок. Народ грамотный, друг друга знает хорошо, новости распространяются быстро. Ну так вот, увидев в январе этого года опустевшую автомобильную стоянку, жильцы не на шутку забеспокоились и задались вопросом, неужели после той многолетней борьбы за сохранение сквера этот вопрос вновь стал актуальным? Получатся, что так. И сейчас дом гудит, как растревоженный улей».

Люди объединились самостоятельно и придумали вот что: никакого суда здесь не строить, но создать мемориально-парковый комплекс на базе парка Фадеева. Письмо направили и президенту, и губернатору, теперь ждут ответа: «Мы просим вас помочь в организации мемориально-парковой зоны в память о ветеранах и основателях ракетно-космической отрасли нашей страны на участке по ул. Осипенко, примыкающем к скверу Фадеева по пр. Ленина. Это позволит создать уникальный мемориально — парковый комплекс на базе сквера им. Фадеева от ул. Первомайской до ул. Осипенко.

Эта мемориальная зона связала бы между собой Площадь 21 армии и Площадь Памяти, придав, таким образом, пешеходной зоне вдоль улицы Осипенко значение туристической тропы по местам исторической памяти людей и в то же время зоны отдыха горожан. Рядом, в пешеходной доступности по проспекту Ленина расположен тематический музей космонавтики «Самара космическая». Это позволит логически завершить начатую ранее работу по созданию памятных мест Самары в этой части города, связать их в единую историко-культурную среду, интересную для изучения и проведения досуга».

Особенно недовольны те, чьи подъезды окажутся напротив запланированного судейского здания, ведь по проекту в нём 22 этажа, высота 73 метра: «Причём стилобатная часть запроектирована по высоте, равной высоте нашего дома! Представляете, всего-то лишь через внутридворовой проезд и газон собираются поставить эту монстрообразную жесть. Вызывает сомнение, что проект проходит по инсоляции, а это значит, что квартиры, окна которых выходят в сторону сквера и стоянки, вообще останутся без солнечного света», — комментируют жители.

«Да мы в пикет встанем, — сообщают жители еще, — палатки разобьем! Не допустим! Будем бороться!»

«От суда мы услышали поразительную совершенно вещь: вы боретесь против повышения престижа нашего региона! Якобы строительство нового здания суда такой инстанции повышает престиж области. Мы им: престиж региона  — это люди, результат их труда, нормальные условия их жизни и отдыха! А они на нас смотрят как на пришельцев из другой галактики, потому что так, по сути, и есть — они живут в своем отдельном мире, где никто не гуляет в обычных скверах, а только и ходят на яхтах, наверное, с парусами».

И да, непонятно, зачем арбитражному суду находиться именно в пределах существующего парка. На выбор уважаемому суда предлагались иные варианты, менее инвазивные, например, использовать расселяемый Дом промышленности или пустующий участок на поляне Фрунзе; минстрой изыскал возможности помимо скверных. Но отчего-то нам всегда милее все разрушить до основанья, а уж затем. Я давно уехала из двора свой юности, но стоять в пикет непременно приду – против тупости, чиновничьего самодурства, за деревья и прогулки под липами.

3

 

фото: Нина Дюкова

 

1 thought on “Скверное дело”

  1. Не поняла! В моем дворе на Самарской площади (который, кстати, только летом отремонтировали) полная помойка. Здание ремонтируют под арбитражный суд, а строительный мусор просто сваливают во двор. Они что же хотят поиметь ещё одно место, а потом там устроить помойку или просто продать площади?

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.