Новости Тольятти: возможная отставка Бу Андерссона (названы возможные преемники), митинг против повышения стоимости проезда в общественном транспорте (ну ничего себе, в Самаре – 23, а у нас – 27!), подготовка к юбилею «копейки» (пафосная и беспощадная), тот самый кроссовер XRay (первым покупателем стал губернатор) и опять громадные убытки автозавода (66, 2 миллиарда в 2105 году).
Чтобы поговорить с тольяттинцами, теперь не обязательно ехать в Тольятти, преодолевая трудные девяносто километров плохой трассы М5. Теперь для этого достаточно добраться до самарского центрального автовокзала и подойти к его парадному подъезду. Именно здесь тусуют водители такси, поджидающие свою добычу: 300 рублей с носа до Тольятти, набирают четырех человек, загружают и вперёд. Иногда четвертый не подходит долго, тогда водитель предлагает имеющимся троим внести по четыреста, и они вносят. Потому что — ну чего ждать.
«Чего ждать от этого XRay, — говорит, отвлекаясь от просмотра кино на планшете, средних лет таксист в красной лыжной куртке, — я прямо смеюсь, когда все начинают от него чего-нибудь ждать. На Весту тоже бог знает как рассчитывали, пять тысяч автомобилей за 2015-й планировали продать».
Совсем недавно в сети широко обсуждалась выпестованная агентством MORE рекламная кампания, мягко гнобящая ближайших Весте конкурентов — корейских автомобилей Kia и Hyundai. На рекрамном макете изобразили сердитую евушку-азиатку в свадебных одеждах. Слоган такой: «Пора расстаться с не Вестой». И вроде бы конкуренты немедля отреагировали, и ответили слоганом «Наши не Весты не ломаются», но говорят, что вторую часть тоже исполняет агентство MORE, для усиления впечатления.
Из недавно опубликованной автозаводом отчетности следует, что Вест продали 2780 машин за год, общий убыток предприятия составил 66, 2 миллиарда рублей, а в производство XRay еще до старта продаж инвестировали 10 миллиардов. Напомню, что тест-драйв XRay провел президент Владмир Путин; премьер-министр Дмитрий Медведев, навещая в конце января Тольятти, совершил публичный выезд на новом автомобиле, а первым его покупателем стал местный губернатор Николай Меркушкин. «Очень комфортная, современная машина, которая ничуть не хуже любой аналогичной машины, которую делают иностранные производители. Мне кажется, у нее хорошее будущее», — сказал Дмитрий Медведев, и губернатор с этим, разумеется, согласился. Государственные чиновники, к сожалению, не обсудили будущее Тольятти и собственно АвтоВАЗа – с его массовыми сокращениями штата, зарплаты и рабочей недели (15 000 человек за 2 года, 20%, и четыре дня в настоящий момент)
Бросаю взгляд на водительский планшет. Там застыл кадр из «Бриллиантовой руки»: Андрей Миронов перебрасывает ногу через борт океанского лайнера во время исполнения песни «Остров невезения».
Меж тем водитель ловит двух юных пассажирок. Одна очень худая, молодая, но двух передних верхних зубов уже нет. Другая тоже молодая, но справная, в ядовито-зеленом пуховике. Худая одновременно рассчитывается, курит и говорит: «Понимаешь, вот есть оргазм — это как бы физическое тело, а есть страсть — это моральное. Ну, тело моральное. И они если совпадут, то это всё».
Поскольку два пассажира уже заняли свои места, водитель в лыжной куртке радостно отправляется знакомым путём, фоном Миронов: «Плачут, богу молятся, не жалеют слез, крокодил не ловится, не растёт кокос!» Вакантное место в первой очереди мгновенно занимает Лада-Калина. За рулем женщина, голова красиво повязана павлово-посадским платком.
«У меня муж вчера весь вечер не унимался, — рассказывает, — пошли на митинг, говорит, да пошли на митинг. Какой тебе, спрашиваю, еще митинг, а оказывается, чтобы билет в автобусе сделали дешевле. А я и не знаю! Про автобус-троллейбус, я же на машине! Но придется идти, митинговать, а то не простит…»
В Самаре стоимость проезда на общественном транспорте не изменилась и равна 23 рублям. В Тольятти же за билет на муниципальный автобус с февраля платят 25 рублей, на коммерческом – 27.
«А еще, — женщина-таксист понижает голос, — им в педагогическом коллективе велели укомплектовать все классы и учительскую портретами Путина и Меркушкина. Сказали, это хорошо мотивирует».
И мы увлеченно обмениваемся идеями, на что именно могут мотивировать гражданина портреты президента и губернатора. Минут за сорок женщина-таксист набирает свою тройку пассажиров, приятельски машет мне рукой, виртуозно разворачивается на площади и уезжает.
Я замерзла и сматываюсь, немного сожалея, что не успела обсудить с заинтересованными людьми грандиозную программу мероприятий по празднованию юбилея «копейки»: первой автомашине, сошедшей с конвейера ВАЗ, исполнится пятьдесят лет 19 апреля 2020 года. План праздничных мероприятий разрабатывается на высшем уровне. Создана специальная рабочая группа в Москве, и вот эта группа как раз строит планы. Уже сейчас.
О перспективах возможной отставки президента компании Бу Андерссона в области тоже говорят уже сейчас, некоторые СМИ даже называют имя возможного правопреемника: глава КамАЗа Сергей Когогин. Полагают, что замена руководителя АвтоВАЗа может быть обусловлена провальными попытками Андерссона оптимизировать производство: массовые сокращения рабочих и служащих, ликвидация собственного производства, перемещение мощностей из Тольятти в Ижевск, и последнее (по времени) – «золотой парашют» в числе 26 окладов, выданный собственной супруге Катаржине Матушковой в честь её долгожданного увольнения. Утвердив нового человека на пост заводского президента, федеральный верх может на некоторое время успокоиться по поводу городских волнений и недовольств: ну а что вы еще хотите, дорогие наши тольяттинцы, вот убрали гадкого Бу, вы же просили вернуть его в Стокгольм, теперь-то заживёте, наконец! Посмотрим, уже традиционно заканчиваю текст про Тольятти я.