Чтобы попасть на территорию исправительной колонии в качестве журналиста, нужно отправить запрос в пресс-службу профильного ведомства и ожидать официального разрешения. Или отказа. Чтобы попасть на территорию исправительной колонии в качестве «родственника или иного лица», имеющего право на краткосрочного свидания, нужно прибыть к воротам колонии в восемь часов утра.
Статья 121. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего режима
- Осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях общего режима, проживают в общежитиях. Им разрешается:
б) иметь шесть краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года;
- Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:
б) иметь шесть краткосрочных и шесть длительных свиданий в течение года;
- Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. Им разрешается:
б) иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года.
Душное и узкое помещение завалено огромными пакетами с логотипами сетевых супермаркетов. Сквозь полиэтилен просвечивает примерно одинаковый набор продуктов: недорогие конфеты, быстрорастворимая лапша, кофе, чай. На скамейках занимают места самые ранние посетители: плохо одетая беременная женщина, мужчина в шортах-бермудах, дама в нарядном сарафане, обширная блондинка с телефоном, куда она жалуется на отсутствие электричества «на районе».
У стола интеллигентная женщина в стильной рубашке строчит заявления – для передачи посылки в двух экземплярах, для предоставления свидания — в одном. В первом случае необходимо указать, что все, что отправится на территорию исправительной колонии, является твоей собственностью, во втором – дописать, что в место отбывания наказания ты отправляешься добровольно и претензий ни к кому не имеешь. Бумагу для заявлений нужно принести с собой, но забывчивых выручают более опытные родственники и «иные лица»– здесь вообще все доброжелательны друг к другу, готовы дать совет и прийти на помощь.
В ожидании своей очереди можно выйти погулять в чахлый дворик: здесь есть две скамейки, урна как пепельница, колючая проволока по периметру, лай собак и одинокий одуванчик, пробившийся в узкую щель между стеной и асфальтом. С кучей пакетов шагает молодая женщина, открытые босоножки, яркий педикюр. Рядом с ней мальчик лет восьми; уже через пару минут сын с мамой уверенно потрошат сигаретные пачки, пересыпая содержимое в прозрачный пакет.
Восточные мужчины, коротающие время на скамейках, сетуют на то, что не взяли такого необходимого пакета, пакет находится у полной блондинки. Мужчины волнуются можно ли класть в один пакет сигареты разных марок, блондинка успокаивает, что можно. Мужчины тревожно вспоминают, что для передачи в СИЗО сигареты нужно было ломать, вокруг уверяют, что здесь проще, все дойдет целым. Мальчик деловито заканчивает с сигаретами, отвечает на телефонный звонок, в разговор вплетаются слова: «передачка», «свиданка», «папка», и «зона».
В ожидании открытия окошечка люди еще раз сверяет списки в заявлении с содержимым пакетов, пересчитывают граммы, складывая их в килограммы, обменивается мнениями о том, что сегодня собралось как никогда мало народа, и это просто замечательно, по очереди ходят курить и разговаривать по телефону. Можно скрасить досуг, разглядывая многочисленные объявления на стене, выяснить, что в комнату для длительных свиданий можно арендовать, например, телевизор за 60 рублей в сутки. Изучить красочный плакат о заказе для осужденных посылок через Интернет. Изучить список должностных лиц, с которыми можно связаться. Дождаться открытия заветного окошечка — в порядке очереди родственники и близкие с заявлениями поднимаются на ступеньку, покрытую стертым сотней ног линолеумом. Многие путаются в фамилиях и именах тех, кому передают посылки, спешно хватаются за листочки с записями, никто не удивляется такой забывчивости: все знают, что можно продать свою очередь на получение посылки, это незаконно, но кто об этом волнуется. Дама в нарядном сарафане передает «гостинцы» сразу для трех сидельцев – понятно, что достанутся они кому-то одному. Девяносто килограммов вместо положенных тридцати.
Запыхавшись, вбегает худая женщина в сопровождении двух неказистых мужчин. Женщина просит непременно подождать ее, у нее должна быть «свиданка» и «передачка». Но будет только второе, а вот «свиданки» не будет. Все трое начинают суетиться вокруг пакетов, никто не помнит, что именно было куплено, худая женщина выхватывает из мешков то одно, то другое, деловито диктует: «халва», «козинаки», «чай». Не без вызова обозначает себя, как «гражданскую жену» осужденного такого-то. Пишет заявление, одновременно объясняя кому-то в телефонную трубку, что сейчас она отключит свой аппарат, но скоро приедет, приедет вместе с Лешей и всё объяснит. Изрядно пропитой Леша стоит рядом, кивает головой и жалуется на порядки: «везде одно и тоже». Худая женщина сияет глазами и продолжает писать.
Блондинка спрашивает можно ли передать кеды, поскольку человек написал заявление на кеды, и даже начальник его подписал. Женщина в окошечке качает головой, что никакого заявления и и никаких кед. Блондинка выходит во двор нервно курить. У беременной девушки не берут сахар -песок и она страшно расстраивается. Восточный мужчина никак не может правильно составить заявление и темпераментно взывает о помощи. Интеллигентная женщина спрашивает, можно ли передать лекарство. Без специального разрешения нельзя.
Сотрудница колонии тщательно вносит уточнения в списки: курица – вареная или жареная? Грудинка в ваккумной упаковке? Печенья – но какие именно?
Выясняется, что блондинка никак не может передать сегодня свою посылку — срок, те самые два месяца, через которые осужденный снова может что-то получить, истекает только завтра. Блондинка страшно расстраивается, пересчитывает дни, служащая за окошечком утешает ее, мол, может быть до завтра и заявление по кедам рассмотрят, и все у вас будет просто замечательно.
У матери с ребенком принимают только часть пакетов, увы, вторая часть официально принадлежит другому осужденному, а у него до часа «икс» остается еще три дня, и поделать с этим ничего нельзя.
Тем, кто ждет свидания, придется гулять еще полтора часа.
Статья 89. Свидания осужденных к лишению свободы
- Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.
- Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения — с иными лицами.
Хорошо, когда есть автомобиль и можно отъехать куда-нибудь подальше от стен заведения. Потом, конечно, нужно вернуться, дождаться, когда тебя позовут, войти в узкую дверь, оставить вещи в специальном ящике под надежным замком, сдать телефоны, пройти через КПП. С девушками проще, у девушек легкие платья в которых ничего не утаишь, досмотр проходит быстро. С мужчинами сложнее, у них ремни и прочее, на них нужно больше времени. Далее получить специальный талон, в сопровождении сотрудника ИК подняться в нужное тебе помещение, мимо не розданных еще «передачек»; из комнаты для длительных свиданий пахнет домашней едой и слышны детские голоса. В узком помещении с зарешеченными окнами, между двух стекол, к которым объявление настоятельно рекомендует не прикасаться руками, в телефонную трубку ты можешь говорить со своим целых два часа. И снова приходит человек в камуфляже, обратный путь, получить на руки свои паспорта, забрать вещи, выйти в серую дверь и выдохнуть «на воле».
На обочине расставлена груда пакетов, возле них мечется очень юная беременная женщина в белом платье — так заканчивается длительное свидание, следующее состоится, когда ребенок уже появится на свет. И за каждое преступление свое наказание отбывает не только тот, кто его совершил, но и те, кто оказался рядом, все эти родственники и «иные лица», которые собираются в восемь утра в узкой и душной комнате, и пишут заявления –на «передачку» в двух экземплярах, на «свиданку» — в одном.
Хороший текст. Сильный.