Азербайджанские агенты

В середине марта Минюст объявил о появлении очередного «иностранного агента» — им стала Самарская региональная общественная организация содействия гармонизации межнациональных отношений «Азербайджан»; в качестве политической деятельности ей вменяется  сбор подписей в поддержку кандидата в губернаторы.

UhgcBR--0HQ

Незадолго до этого мировой суд Железнодорожного района обязал «Азербайджан» выплатить штраф за невключение в соответствующий реестр Минюста, по традиции его размер составил 300 тысяч рублей. Общественники уже обжаловали это решение. Чтобы стать «иностранным агентом», российским организациям надо соблюдать два условия: получать иностранное финансирование и заниматься политической деятельностью.

Деньги

Весь «Азербайджан» — это две маленьких комнаты в кафе в одном из частных секторов города. Большого финансирования у организации нет, существует она за счет собственных средств ее сотрудников, а также членских взносов — но это уже совсем символическая сумма. Например, на аренду офиса этих денег не хватит, объясняет мне председатель Афтандил Гулиев, 25 лет прослуживший оперативником в транспортной милиции и несколько лет назад вышедший на пенсию. Он говорит, что неоднократно обращался к областным властям с просьбой дать «Азербайджану» помещение в Доме дружбы народов, но не нашел отклика. В итоге на помощь пришли владельцы кафе, предоставляющие общественникам кабинеты безвозмездно.

По уставу организации в нее могут вступить граждане любой страны — и неудивительно, что среди них есть люди с азербайджанским паспортом. Именно их членские взносы Минюст и счел иностранным финансированием.

Политика

На сайте организации ее деятельности дается довольно-таки расплывчатая характеристика: «содействие гармонизации межнациональных отношений», «проведение культурно-просветительских мероприятий, направленных на изучение, сохранение и пропаганду культурно-исторического наследия народов Азербайджана», «содействие правоохранительным органам, государственным органам власти», «создание условий для возрождения общественных, духовных, культурных, социально-экономических связей», «оказание поддержки общественным объединениям земляков для развития принципов землячества» и так далее. По сути, говорит Гулиев, «Азербайджан» занимается «только культурной деятельностью»: «Поем, стихи пишем, учим нашей национальной культуре, кухне, проводим праздники и выставки».

DSC_0143

Празднование Нового года, организованное общественной организацией «Азербайджан». Справа — председатель Афтандил Гулиев

В общем, никакой политики, хотя на самом видном месте в кабинете Гулиева и висят рядом портреты российского и азербайджанского президентов. Минюст же в качестве политической деятельности вменил «Азербайджану» «сбор подписей в поддержку кандидата на должность губернатора Самарской области». О каком именно кандидате идет речь, не уточняется. При этом на прошедших в сентябре выборах желающие стать главой региона не собирали подписи граждан: все они были выдвинуты зарегистрированными политическими партиями, и им оставалось лишь пройти так называемый муниципальный фильтр, то есть собрать необходимое количество автографов городских и районных депутатов.

Председатель объясняет: за непродолжительное время существования организации (она была зарегистрирована в январе прошлого года) власти не пригласили ее ни на одно мероприятие. Незадолго до единого дня голосования Гулиев хотел договориться о встрече с руководителем управления национальной и конфессиональной политики администрации губернатора Надеждой Осиповой. Она была занята, рассказывает председатель «Азербайджана», но попросила передать ей список членов организации. Гулиев подготовил документ из двух листов: имена действующих членов и тех, кто пока только написал заявление на вступление, внизу — его подпись. Список — он был в единственном экземпляре — Осиповой передал заместитель Гулиева.

А в декабре Минюст написал в «Азербайджан» письмо и в январе пришел с проверкой. Именно переданный в правительство документ надзорное ведомство и расценило в качестве списка подписей в поддержку кандидата, отмечает руководитель «Азербайджана». Он утверждает, что от Осиповой список попал к другой общественной организации — «Лиге азербайджанцев Самарской области» (работает в регионе с 2003 года). По мнению Гулиева, именно «Лига» обратилась в Минюст: «Я думаю, они считают нас конкурентами». Он говорит, что в газете этой организации его самого и «Азербайджан» постоянно оскорбляют; Гулиев даже писал заявления в прокуратуру и МВД, где в том числе содержалась просьба о «наказании людей, которые все это затевают и пишут». В правоохранительных органах, впрочем, отказывают в возбуждении дела.

DSC04841

Встреча самарской организации и «Всероссийского Азербайджанского конгресса» в Москве

Но это версия «Азербайджана». И в «Лиге», и в правительстве обвинения отвергают. «Наверное, я передала список коллегам в штат, и все. Я сейчас уже не помню, через кого я передавала, это ведь не такое крупное и важное событие. В «Лигу азербайджанцев» этот список я передать не могла», — сообщила «Новой в Поволжье» Надежда Осипова. Она также отметила, что с азербайджанцами правительство взаимодействует именно через «Лигу», так как эта организация уже давно работает в области и является наиболее авторитетной. «Лига азербайджанцев», говорит Осипова, даже была доверенным лицом Николая Меркушкина на выборах губернатора.

В «Лиге Азербайджанцев» также говорят, что к этой ситуации непричастны. «Я никуда ни в письменной, ни в устной форме по поводу этой организации не обращался. Потому что я кляузничеством не занимаюсь», — сказал «Новой в Поволжье» председатель «Лиги» Ширван Керимов и добавил, что и его сотрудники не имеют отношения к проверкам надзорных органов.

***

У председателя «Азербайджана» Гулиева к Минюсту и вообще к властям претензий нет. «Я уважаю губернатора и голосовал за него», — среди прочего рассказывает он; организация также участвовала в одной из предвыборных встреч Меркушкина. На суде Гулиев говорил, что не знал о необходимости регистрироваться в качестве «иностранного агента», а «как только получил соответствующую информацию, сразу собрал необходимый пакет документов и обратился в уполномоченные органы». Адвокат просила учесть его добросовестность и незнание законов, следует из постановления по делу, которое имеется в распоряжении «Новой в Поволжье». Однако судью эти объяснения ожидаемо не удовлетворили, а «Азербайджан» ожидаемо решил обжаловать штраф. Кроме того, у организации теперь появилась и возможность выхода из списка агентов: недавно соответствующий закон приняли обе палаты российского парламента и подписал президент.

Кроме «Азербайджана» Минюст нашел в Самаре еще трех «иностранных агентов»: фонд «Голос-Поволжье», «Учебный центр экологии и безопасности» и «Самарский центр гендерных исследований».

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.