Новый тип работы

Минувшим летом в Самаре открылся первый в городе coworking center — новое место для работы и общения. Сегодня технологии позволяют выполнять некоторую работу из любого места в городе, все, что нужно, — ноутбук и Интернет, например, сейчас я пишу этот текст в трамвае.

Потребность в месте, где помимо возможности работать царила бы соответствующая творческая и креативная атмосфера, назрела давно – большие офисы с жестким графиком работы и другими угнетающими факторами устраивают все меньшее число сотрудников, происходит отток рабочей силы с предприятий. Конечно, это не массовый и стихийный процесс, но все больше людей сегодня предпочитают работать удаленно. Компания Google может позволить себе обеспечить своих работников, например, игровыми комнатами, и жалобы их сводятся к причудливым капризам, вызывая зависть и улыбку у среднестатистических менеджеров и айтишников-одиночек: «5 из 8 халявных футболок, которые я получил в этом году, чёрные. Меня это раздражает. Я больше люблю синий цвет». «Во время корпоратива с прыжками с парашютом нам обещали 50 секунд свободного падения, однако, просматривая видео с прыжка, я заметил, что там была всего 41 секунда».

«Мой тридцатидюймовый монитор заслоняет вид на горы».

К сожалению компаний, которые заботятся о своих сотрудниках и стараются удержать их в офисе, не забывая при этом повышать их продуктивность, не так много, но работать в приемлемых условиях хочется многим, поэтому спрос на коворкинг-центры на сегодняшний день достаточно высок. Новая тенденция добралась и до Самары. Мы пообщались с директором самарского коворкинг-центра Алексеем Красновым, и он рассказал о специфике подобных мест.

— Я работаю через Интернет. Суть в том, что дома работать тяжело, всегда что-то отвлекает, а снимать большой офис для тех, кто работает на себя, – накладно. Поэтому мы с другом нашли альтернативу – открыли коворкинг-центр, место, где можно заплатить за стол, компьютер и атмосферу того, что находишься в офисе. Мы с другом подумали, что можно попробовать создать такой центр, сняли офис, сделали ремонт, провели Интернет. Самара большой город, думаю, что в миллионнике найдется 10-15 человек, которым эта идея понравится и будет интересна.

Мы искали помещение с красивым видом из окна, потому что на Волгу и город с 13 этажа офисного центра смотреть гораздо приятнее, чем на стенку соседнего дома, и это тоже в некоторой степени влияет на продуктивность. Изначально у нас была идея создать не просто коворкинг, а бизнес-инкубатор, чтобы люди могли реализовывать какие-то проекты вместе, чтобы люди общались, и из этого вытекали, формировались интересные бизнес-проекты.

— Вы были в коворкинг-центрах до этого?

— Я посещал подобные места в Лондоне. Потом я узнал о том, что в России эта тенденция тоже развивается и в крупных городах есть подобные центры. Мы узнали, что в Москве есть, например, to-do-club в «Красном Октябре».

— Коворкинги формируются по одним и тем же принципам?

— Было бы ошибкой считать, что все коворкинг-центры однотипны, на самом деле они отличаются друг от друга. Есть, например, корпоративные коворкинги – места, которые снимают несколько компаний в бизнес-центре; коворкинги, направленные на бизнес, привязанные к финансированию, там, где снимают маленькие старт-апы в надежде на то, что их профинансируют инвесторы; в муниципальные центры инвестирует город в надежде предоставить более дешевые места для малого бизнеса, которые он позволить себе не может; коммерческие делятся на три типа: адаптированные кафе, коворкинги по принципу выделения свободного пространства, когда компания сужается в своем офисе, и центр, который создается как бизнес.

— Как вы видите формирование среды коворкинга в Самаре?

— Мы видим это так: приходят люди поодиночке, а потом произвольно формируется команда из постоянных гостей. Возможностей на самом деле много, например, один человек принес свой компьютер, ему не очень удобно работать дома, такой вариант тоже возможен, хотя обычно приходят с ноутбуками, налегке. Несколько человек арендовали места на месяц, но в основном люди приходят на несколько часов. Были случаи, когда в коворкинг-центре проводились собеседования. Единственное, что удивило, – мы рассчитывали на долгосрочные контракты – что будут приходить команды на несколько месяцев, из них уже внутри коворкинга будет формироваться костяк постоянных арендаторов, а потом в процессе появилась бы команда, которая могла бы уже здесь генерировать новые проекты, идеи, обмениваться опытом, да и просто общаться.

— Исходя из каких критериев вы берете плату?

— Изначально за час мы поставили 200 рублей. При этом сделали большие скидки для желающих снять место в коворкинг-центре, например, на неделю или месяц, или даже на один день. Идея была в том, что, увидев, что стоит дороже, люди будут больше проводить времени в центре. Но получилось так, что наши гости своими потребностями регулируют эту сумму. Увидев, что люди все равно предпочитают приходить на несколько часов, мы снизили эту цифру до 50 рублей. Так что проект коворкинг-центра – живой организм, работа которого регулируется в процессе.

— Вы проводите или планируете проводить какие-нибудь мероприятия в коворкинг-центре?

— С 6 до 9 вечера мы планируем устраивать какие-нибудь мероприятия свободного отдыха, может быть, играть в настольные игры. Помимо программы отдыха с уже сформировавшейся командой можно устраивать мозговые штурмы, презентации, все зависит от того, какие люди к нам будут приходить. Смысл в том, чтобы люди приходили, могли посмотреть помещение и узнать, что в Самаре есть коворкинг.

Ведь мы свою аудиторию пока толком не знаем, ориентируемся на компьютерщиков, но может быть, идея кворкинга будет интересна малому бизнесу, копирайтерам или людям из других сфер, которые работают удаленно. Неплохо было бы иметь даже адрес, чтобы можно было указать его на визитке, например, если у небольшой компании, интернет-магазина, например, нет своего офиса. Помимо рабочего места коворкинг-центр предоставляет еще и атмосферу, от которой заряжаешься и возникает желание работать. С другой стороны, к идее коворкинга еще нужно привыкнуть. Это же новая тенденция, и не все понимают, зачем это нужно.

–Какие люди обычно к вам приходят?

— 80% айтишники, дизайнеры, кто-то блог ведет, приходила девушка – иллюстратор, у кого-то свой интернет-магазин, в основном к нам приходят фрилансеры.

— Грубо говоря, все, кому нужен стол и кто не боится людей.

— Да, по сути, мы продаем стол, стул, Интернет и вид из окна, ну, и кофе с чаем.

— Открывались ли до вашего центра коворкинги в Самаре?

— В 2010 году были попытки, но на данный момент ни один из них не работает.

— Почему?

— Думаю, что два года назад на них не было спроса, но ведь до Фейсбука было много социальных сетей, но никто не выстрелил. Всему свое время.

— В каком режиме вы работаете сейчас?

— У нас проходят бесплатные понедельники, за первый день работы мы тоже плату не берем, если человеку понравится, он будет приходить, наша задача в том, чтобы создавать креативную деятельную атмосферу, это важно для работы. Если, например, снимать квартиру для работы – выходит та же сумма, но атмосфера часто неприятная.

Наша главная задача — создать атмосферу продуктивную и в то же время дружелюбную, и чтобы была команда людей, а люди, которые приходят, подпитывались бы этой атмосферой.

Новый тип работы”: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *