Шаг в сторону

11 ноября, за день до серии трехдневных гала-концертов, открывающих 80-й сезон в Самарском театре оперы и балета, главный художественный руководитель театра Михаил Губский встретился с журналистами, рассказал о концертах и планах на предстоящий сезон. Планов, как оказалось, у самарской труппы немало. В будущем году на оперной сцене прозвучат «Князь Игорь», «Спящая красавица», «Анюта» и другие шедевры оперы и балета. Худрук искренне и очень эмоционально рассказал представителям СМИ, как рада труппа возвращению на свою родную сцену, ставшую, как и весь обновленный театр, гордостью творческого коллектива. Изменился ли с реконструкцией здания уровень творческого коллектива, должны были показать предстоящие концерты.

Интернет-сайт

Прежде чем рассказать о первом гала-концерте 12 ноября, хотелось бы сказать пару слов о новом интернет-сайте оперы, презентация которого состоялась сразу после встречи с Михаилом Губским. Сайт удобен с точки зрения навигации, но непонятно, по какому принципу выбиралось его цветовое оформление. Страница в интернете черная. Текст напечатан белыми буквами, а ссылки на различные разделы сайта желтые. В оформлении присутствует также немного сиреневого, фиолетового и красного. Вместо того чтобы использовать цвета обновленного интерьера – темно-красный, золотой и белый, использован крайне неудобный для восприятия набор цветов. От чтения белого на черном фоне текста быстро устают глаза и хочется скорее покинуть этот ресурс.

Особенно удивила страница с историей. Складывается ощущение, что архивные фото не обрабатывались до публикации. Миниатюрные фотографии, черно-белая афиша первого исполнения Ленинградской симфонии вместо цветной, отсутствие фотографий с репетиции 7-й симфонии. Крайне мало сведений об истории главного предмета гордости – здания театра, не считая «отзывов искусствоведов», являющихся цитатой из монографии Виталия Стадникова и Олега Федорова «Самара. Путеводитель по современной архитектуре».

Но вернемся к гала-концерту. Для того чтобы лучше представить себе, что происходило вечером 12 ноября в Театре оперы и балета, разобьем все действо на составные части, а потом соединим, чтобы создать общую картину.

Оркестр

Любой музыкальный театр начинается с музыки, т.е. с оркестра. Игра оркестра во многом является показателем общего уровня оперного театра. Для того чтобы понять степень подготовленности оркестра к концерту в тот вечер, совсем не обязательно было быть знатоком. Во-первых, оркестр театра под руководством заслуженных дирижеров издавал такое количество фальши, в особенности «духовики», что о музыкальных характеристиках исполнения Карла Орфа или увертюры к «Сороке-воровке» Россини можно и не говорить. Даже профессиональное исполнение партий солистами оркестра не могло улучшить общее впечатление от игры коллектива.

Самое удивительное было то, что два танцевальных номера, «Пляска смерти» Сен-Санса и гопак Соловьева-Седого, были исполнены под фонограмму. И ни у кого из организаторов даже не возникло мысли снять эти два номера и не показывать полную неподготовленность оркестра к гала-концерту. Да и к чему, в таком случае, было спешить с самим открытием? Напомню, что у музыкантов было 4 (четыре!) года для того, чтобы подготовить программу первого выступления на реконструированной сцене, а высокий класс, показанный на этой же сцене месяц назад оркестром «Мариинки», просто обязывал самарских музыкантов приложить максимум усилий и не отставать от питерских коллег.

Солисты

Послушав исполнение солистов Самарского театра оперы и балета, я в очередной раз убедился в том, что шедевры мирового оперного искусства должны исполняться либо хорошо, либо никак. К примеру, далеко не достаточно петь технически сложную арию Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта правильно, беря чисто все ноты. Эта ария должна быть исполнена экспрессии. Царица ночи убеждает дочь убить волшебника Зарастро, угрожая отречься от нее, если она этого не сделает. Никакой экспрессии в исполнении «лауреата международных конкурсов» Ирины Янцевой мы не услышали.

Зато на сцене превосходно звучали арии и сцены из оперетт Штрауса и Легара. Отлично звучал голос Михаила Губского. В этих номерах труппа показала себя с лучшей стороны. Вот только в Самаре нет пока театра оперетты или музкомедии. Зато есть академический театр оперы и балета, на сцене которого если и уместно исполнение давно ставших классикой оперетт, то лишь в виде дополнения к качественной оперной и балетной программе.

Балет

Среди выступающих на гала-концерте солистов более всего зрителям запомнились артисты балета, заслужившие искренние овации публики. Особенно следует выделить дуэт Екатерины Первушиной и Виктора Мулыгина, исполнивших номера из балетов «Щелкунчик» и «Дон Кихот». Молодая пара обаяла зрителя своей грациозностью и пластикой. К сожалению, этого не смогли добиться солисты, исполняющие фрагменты из «Лебединого озера». Царица-лебедь казалась сухой и безжизненной. Танец остальных солисток сложно оценить. Когда со сцены слышится стук пуантов о специальное балетное покрытие, больше напоминающий приемы чечетки, сложно проникнуться и оценить всю красоту танца, какими бы мастерскими в техническом и художественном отношении ни были остальные движения балерин.

Режиссура

Признаться, я не сразу понял, с какой целью во время исполнения оркестровых номеров на занавес театра транслировали различные видеоролики. Сначала это были облака и морской прибой, различные пейзажи под интермеццо из «Сельской чести». Во время исполнения увертюры из «Сороки-воровки» Россини зрителю предлагалось уже другое зрелище – видеопутешествие по живописи, ваянию и зодчеству Италии. Кульминацией же стало исполнение «O, fortuna!» Карла Орфа. Перед публикой предстали виды мировых оперных театров, а под конец фоторяд, состоящий из изображений интерьера и фасада Самарского театра.

Во-первых, зачем сопровождать оркестровую музыку изображением? Разве что для того, чтобы отвлечь внимание присутствующих от оркестра и качества исполнения? Во-вторых, допустим, что целью является просвещение публики и демонстрация шедевров мировой культуры. С таким же успехом можно демонстрировать зрителю богатейшую природу Самарской области и панорамы Волги. Или показывать памятники архитектуры Самары, тем самым способствуя популяризации культурного наследия нашего региона.

А пафосная демонстрация здания самарского театра под «Carmina Burana» и сравнение нашей сцены с мировыми театрами была бы уместна лишь в том случае, если бы и труппа соответствовала тому уровню, который диктует новое здание.

Светотехника

От действий технического персонала театра в тот день на лице практически у всех присутствующих в зале появлялась невольная улыбка. Операторы неоднократно пытались включить свет вместо того, чтобы поднять или опустить занавес, и наоборот. Сложилось ощущение, что оператор находился за пультом в первый раз и не знал точно, на какую кнопку нажать, чтобы осуществить то или иное действие, поэтому пробовал все «методом тыка».

Публика и здание театра

Публику, пришедшую на гала-концерт, в равной степени интересовали как интерьер обновленного театра, так и то, что будет происходить на сцене. В любом конце здания можно было наблюдать людей, снимающих на телефон или фотоаппарат или просто стоящих, задрав голову к позолоченному потолку.

СМИ располагались, как и в прошлый раз, в VIP-ложе, поэтому у меня была еще одна возможность рассмотреть качество декоративной отделки правительственного отделения. К сожалению, я не только не обнаружил следов устранения погрешностей, но нашел новые, еще больше бросающиеся в глаза. В финале концерта Михаил Губский особо поблагодарил ГК «Уран» и лично генерального директора группы компаний Владимира Купцова, что вызвало у меня невольную улыбку. Ведь стоило повернуть голову вправо, и в глаза бросалась небрежность работы сотрудников компании-подрядчика. И не где-то, а в правительственной ложе.

Итоги

Подводя итоги, невольно задаешь себе несколько вопросов. Зачем надо было устраивать гала-концерты, если труппа еще не вполне готова для торжественного открытия? Способен ли творческий коллектив театра оправдать возлагаемые на него надежды, или появление обновленной сцены ничего качественно не изменит в выступлениях труппы? Если так, то к чему надо было тратить три с лишним миллиарда рублей на реконструкцию главной оперной сцены области?

На самом деле в тот вечер, помимо описанного выше, прозвучало немало хороших исполнений. Колыбельная из «Порги и Бесс» Гершвина в исполнении Анжелики Губской, ария Нормы с Татьяной Гайворонской, те же сцены из оперетт с участием Михаила Губского, Георгия Цветкова, Василия Святкина и других солистов. Я уже упоминал про хорошее выступление артистов балета Екатерины Первушиной и Виктора Мулыгина. Нельзя отрицать, что у коллектива театра огромный потенциал, но что же нужно сделать, чтобы он проявил себя во всей красе?

Пожелания

Освещая открытие международного фестиваля «Мстиславу Ростроповичу», «Новая» писала: «Имена трех звезд классической музыки сделали открытие самарской Оперы незабываемым. Уровень задан. Что дальше?».

Дальше Самарскому оперному театру предстоит немалая работа, чтобы быть полностью готовым к спектаклям и концертам. Чтобы самарский зритель не смотрел на балет под звукозапись, чтобы оркестр не фальшивил, чтобы исполнители были более театральны и их выступления стали не только технически правильными, но передавали всю гамму переживаний изображаемых героев. Да и пора уже исполнять арии зарубежных композиторов на оригинальном языке, без русского перевода, ведь музыка языка тоже имеет большое значение.

Пока в Самарский театр оперы и балета ходят по двум причинам. Посмотреть на «оболочку» и послушать артистов, но со временем самарцы привыкнут к позолоченным ордерам и искусственному мрамору. Сможет ли после этого труппа собирать аншлаги, как это происходит сейчас, или роскошные интерьеры окажутся полупустыми? Все зависит только от усердия коллектива.

Хочется пожелать творческому коллективу Самарского театра оперы и балета успехов. Уверен, что у них все получится, а пока можно лишь сказать, что «не все то золото, что блестит»…

Фоторепортаж с Открытия 80-го театрального сезона в оперном театре.

Шаг в сторону”: 21 комментарий

  1. СУДАРЬ!
    ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ АНАЛИЗИРОВАТЬ И КРИТИКОВАТЬ — ОБРАЩАЙТЕСЬ К МУЗЫКОВЕДАМ — ТЕОРЕТИКАМ!
    И ПО-ЧИТАЙТЕ СТАТЬИ И БЛОГИ ИЗВЕСТНЫХ КУЛЬТУРОЛОГОВ, ПУБЛИЦИСТОВ, КРИТИКОВ!

  2. Вы хотите сказать, что труппа театра творит для музыковедов и известных культурологов? Перечислите поименно?

    1. Да…, просто сейчас и поют и играют, да и танцуют практически все, мы все знаем и понимаем, а артистам,чуть больше веры и восхищения хочется в первую очередь

      1.   Вы давно следите за публикациями? Я только и слышу одни восхищения, независимо от того кто и как играет, танцует или поет.

        1. Что-то у нас черно-белый разговор получается. На мой взгляд, у нас в городе, к сожалению, ничего не освещается (достойно и разнообразно)в области академической музыки.А то, что Вы слышите одни восхищения,разбавляйте мед дегтем. Например Д. Д. Шостакович своим колегам — композиторам по поводу их произведений говорил, что у них все здорово и гениально, чуть чуть подправте здесь и тут,а еще там и там,а так все очень здорово…

  3. «Царица-лебедь»??!! в «Лебедином озере»???!!! даже в «Сказке о царе Салтане» — царевна-лебедь, а уж в «Лебедином озере» Одетта в лучшем случае принцесса

    1.  Одетту иногда называют царицей лебедей, хотя, может быть принцесса и уместней.

  4. Уважаемый автор, а в чьем исполнении живьем еще Вы слышали арию царицы ночи? Ну просто интересно, у кого хватило экспрессии?

    1. Ирина Янцева является украшением Самарской сцены,а сегодня ее голос звучит еще качественнее и многограннее,многие театры России приглашают эту актрису.

      1. Я разве написал, что Ирина Янцева плохая актриса? Речь идет об исполнении конкретной арии. 


    2. Вы хотите узнать, с кем я сравниваю? Для этого не обязательно слышать арию живьем. 

       

  5. Нет, я не хочу узнать с кем Вы сравниваете. Я не сравниваю ни с кем Вашу статью, ни с Эскиной , ни с Ивановым , ни с Сэт, и не с Соллертинским, Стасовым, и т.д. Я спрашиваю конкретно, в чьем исполнении кроме Янцевой, которой по Вашим словам лучше не исполнять арию царицы ночи, Вы слышали этот шедевр мирового оперного искусства?

    1.  На сцене, к сожалению, я не слышал этой арии, зато знаком с множеством аудио и видеозаписей. 

      Я не говорил, что Янцевой лучше не исполнять эту арию: "шедевры мирового оперного искусства должны исполняться либо хорошо, либо никак".

       

      1. Не пойму, фраза «шедевры мирового оперного искусства должны исполняться либо хорошо, либо никак» означает, что Янцева исполняет арию плохо и следовательно не должна этого делать.
        Совершенно не сомневаюсь в Вашей эрудиции по поводу записей Волшебной флейты. Но по моему театр и создан для того, чтобы воспринимать искусство живьем. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Безусловно, стоит ровняться на легендарные исполнения, но ведь когда Вы хотите есть, то Вам не приходит в голову только лишь почитать книгу о вкусной и здоровой пище. Вот Вам и выдалась возможность живьем насладиться арией в исполнении Янцевой, Вы высказались по этому поводу. Было бы интересно узнать, когда еще Вам выдастся услышать это живьем в исполнении других солисток. Уверенно могу назвать Вам не больше десяти певиц, которые официально поют эту партию в театрах России.

        1. Я не имею права отказывать Янцевой в способности совершенствоваться. Уверен, что она работает над исполняемыми ей ариями и надеюсь, что следующее исполнение этой арии будет совсем иным. 

          В случае с арией царицы ночи незачем равняться на легендарные исполнения. Сама музыка, текст и сюжет сцены диктуют нужные интонации и энергетику исполнения. 

          Согласен с Вами по поводу живого исполнения, но неужели редкость является главным критерием оценки в данном случае? Если завтра на афишах оперного появятся анонсы опер Вагнера в исполнении самарской труппы, я не уверен, что охотно пойду их слушать только из-за редкости их исполнения в России.

           

          1. Армен, я не представился. Меня зовут Роман Ерицев. Я обязательно передам Ирине Янцевой Ваши пожелания. И с удовольствием приглашаю Вас на следующие концерты. 28 ноября Ирина Янцева выступит в концерте с русскими романсами в филармонии. 8 декабря в Мраморном зале. 17 декабря в зале Казанской консерватории в исполнении Ирины Янцевой и Рэма Урасина прозвучат все песни Ф. Шопена. Про оперные спектакли пока не могу сказать точно. Но обязательно сообщу.

          2.  Очень приятно, Роман.

            Большое спасибо за приглашение! Обязательно постараюсь прийти на концерт в филармонию.

      2. Есть в среде непрофессионалов-музыкантов талантливые люди, считающие, что после записей самого Рахманинова своих фо-ных концертов, невозможно больше никого слушать. Уважаемый Армен, с Вашей высочайшей планкой слышания,много живого и настоящего пройдет(проходит) мимо Вас. Ваши мысли похожи на мысли моих МОЛОДЫХ, категоричных и уже понимающих все студентов.

      3. Уважаемый, вы имеете абсолютный слух, чтобы судить о качестве музыки? Вы имеете высшее техническое образование режиссёра по свету, чтобы судить о качестве работы светотехников? Вы не имеете к музыкантам, артистам, солистам и другим сотрудникам нашего театра чтобы ни капли уважения!!! Ваша цель — срубить БАБЛА на «жареных фактах» например — качество отделки в правительственной ложе. Но вы не в курсе, что в здании ТЕАТРА продолжается ремонт… Вы НЕ ЗНАЕТЕ, что перед Гала-концертом генеральная репитиция длилась больше суток, и люди, которые работают, поют, танцуют и исполняют классическую музыку ВЖИВУЮ!!! делают всё это ради ИСКУССТВА, а не за БАБЛО… Да и фотограф вы — НИКАКОЙ! И здесь Фотошоп вам помогает…
        И во время «Лебединого озера» вы проявили полное неуважение ко всем присутствующим в зале и на сцене, щёлкая затвором фотоаппарата в режиме фотопулемёта ради того, чтобы сделать один кадр… Мне бы хватило на него трёх кадров на плёнке… А сколько понадобилось вам? Я прикидываю, что не меньше полутора сотен… Фотограф….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *