Искусство все еще в большом долгу перед депутатами

В конце февраля в мастерские творческого союза художников «Солярис» (Тольятти) по адресу Комсомольское шоссе, 24 с внеплановой проверкой объявилась комиссия в следующем составе: начальник отдела приватизации Н.М.Дунаева, ведущий специалист управления ДУМИ (департамент управления муниципальным имуществом мэрии г.о.Тольятти) Н.В.Пугачёва, ведущий специалист департамента культуры мэрии Г.С.Кипкало. Ревизоров сопровождал депутат городской думы от «Единой России» А.В.Денисов, который, собственно, и инициировал проверку. Визитёры оказались увиденным недовольны, составили предписание с требованием устранить все обнаруженные нарушения до 10 апреля. 14 апреля назначена повторная комиссия.

Художники всерьёз опасаются выселения. И, надо признаться, у них есть для этого достаточные основания.

Мастерские АНО ТСХ «Солярис» принадлежат муниципалитету, сдаются безвозмездно на правах аренды. При этом в договоре прописано, что арендаторы сами оплачивают коммуналку и делают в помещениях ремонт. Художники занимают здание целиком – это щитовой двухэтажный домик в микрорайоне Портовый (Портпосёлке), небольшом районе на берегу Волги. Собственно, с Портпосёлка, по большому счёту, началась история перенесённого Ставрополя-на-Волге (напомню, город почти целиком попал в зону затопления и был частично перенесён, а затем переименован в честь Пальмиро Тольятти). В здании когда-то был роддом (поэтому «Роддомом» называется небольшая выставочная галерея на первом этаже), потом его передали одному из обществ инвалидов, в действительности там были ремесленные производственные мастерские. Тогда же участники «Соляриса» (основанного в 1989 году) получили в здании первые помещения под мастерские. В 2006 году общество инвалидов съехало, и все помещения муниципалитет решил отдать художникам.

Как утверждают очевидцы, здание было передано в довольно неухоженном виде – оконные рамы с щелями, проводка выдрана. Художники своими силами привели его в порядок. Сейчас оно, по всей видимости, по своему состоянию мало отличается от прочих щитовых домов Портпосёлка – как жилых, так и ведомственных. Те не менее, проверяющих заинтересовали именно художественные мастерские. Художникам вменяется в вину, что они нарушают пожарную безопасность и санитарные нормы (классика жанра!). При этом ссылки на конкретные требования нормативных документов отсутствуют. Напоминая про условия договора аренды, проверяющие отмечают, что помещения должны использоваться по назначению, а они «имеют вид жилых комнат» (так как в них обнаружены диваны и кухонные принадлежности – кружки). Кроме того, отмечается, что в здании складированы «строительные материалы», а помещения «захламлены». Здесь стоит отметить, что о визите комиссии (проверяющие пришли в 8 утра) арендаторы не были оповещены заранее и узнали накануне вечером (законность такой ревизии – под вопросом), а потому не успели даже убраться. Текст акта завершается странным утверждением: «у входа в здание стоит старое транспортное средство, что может помешать аварийному выходу». В общем, комиссия, по сути, увидела ровно то, что могла обнаружить в любых художественных мастерских: небогатый ремонт, некоторый творческий беспорядок, кружки из-под чая, несколько старых диванчиков (непонятно, почему художники должны сидеть на жёстких табуретах?), старенькую машину у входа. Кстати, плановые ревизии проводились ежегодно, и до сих пор их этот натюрморт неизменно устраивал. Состав комиссий был примерно тот же, разве только, депутат Денисов появился впервые.

Ещё одна немаловажная деталь: Александр Васильевич Денисов, ставший инициатором проверки в мастерских «Соляриса», избран по одномандатному округу №15, а дом №24 по Комсомольскому шоссе находится в округе №14, где депутатствует Валерий Эдгардович Рудуш. На подведомственной господину Денисову территории полно своих проблем – зачем ему тратить своё драгоценное депутатское время Портпосёлок? Имеет ли он в принципе такое право?

Надо сказать, что приглядывать за округом своего коллеги по гордуме (и по партии) Александр Васильевич начал далеко не вчера. Причём, буквально приглядывать. Уже давно художники и жители Портпосёлка стали замечать, что вокруг мастерских частенько нарезает круги любопытный гражданин с собакой, посматривает в окна 1 этажа. Этим гражданином в итоге оказался депутат Денисов.

О том, что могут возникнуть сложности с продлением аренды помещений, руководство «Соляриса» доброжелатели при власти предупреждали примерно за год. Но тогда никто эту угрозу всерьёз не принял – договор каждый год стабильно пролонгируют, никаких проблем до сих пор не было. Что, в общем-то, странно – прямо за мастерскими уже давно строят четырёхэтажное здание с мансардой; по всей видимости, это будет элитное жильё.

Земля в Портпосёлке по-прежнему довольно дорогая (несмотря на то, что лесной массив, отделяющий микрорайон от других частей города, сильно пострадал от пожаров). Место хорошее, а здание, в котором квартируются художники, муниципальное. Люди, видевшие схему земельного участка с соседней стройки, утверждают, что на месте мастерских уже запланирована детская игровая площадка и парковка. Совершенно очевидно одно: сам щитовой домик, естественно, никого не интересует. А вот земельный участок мог бы пригодиться. Конечно, одного этого факта вкупе с актом, составленным комиссией, было бы, может быть, и недостаточно для однозначных выводов. Но устно художникам из «Соляриса» было сказано уже достаточно, чтобы понять: намерения у их оппонентов довольно серьёзные и административный ресурс есть.

Многие жители Портпосёлка считают, что строящийся дом за мастерскими принадлежит депутату Денисову. Подтверждений этому предположению найти не удалось. Однако, об этом объекте вообще нет официальной информации – паспорт (с указанием контактов фирмы-застройщика и другой положенной по закону информацией) на заборе отсутствует. Если судить по карте с сайта «Росреестра», становится ясно, что участок под строение не оформлен.

Интересы предположительного застройщика (кто бы он ни был), более-менее понятны, к ним претензий нет – они зарабатывают деньги. Депутат Денисов развёл активную деятельность в чужом округе тоже неслучайно: по всей видимости, Александр Васильевич, как опытный коммунальщик (много лет он возглавлял ООО«ПЖРТ-сервис»), придерживается консервативных взглядов на искусство и ему претит эстетика «Соляриса». Одно мне в этой истории остаётся непонятным: позиция Тольяттинской мэрии. Мэр Сергей Игоревич Андреев известен своим пристрастием к ручному режиму управления, в 2012 году он волевым решением, вопреки общественному мнению, сменил руководство тольяттинского театра «Колесо». Знает ли мэр и глава Департамента культуры об истории с мастерскими? Поддерживает ли позицию сотрудников мэрии, участвовавших в комиссии? Было бы крайне любопытно узнать его мнение.

«Солярис» — единственный в городе неакадемический союз художников. Принимаются мастера, работающие в самых разных направлениях – от реализма до современного авангарда. В мастерских пишут и молодые авторы, и уже давно состоявшиеся, так что это, по большому счёту, ещё и творческая лаборатория. Естественно, станковой живописью дело не ограничивается (для современного искусства это вообще было бы странно). Перечислять художников, работавших или работающих в «Солярисе» — дело неблагодарное, придётся кого-то особо выделять, а интересных авторов очень и очень много. Просто отмечу такой факт: участники этого объединения выставляются не только в Тольятти и Ставропольском районе, но и в других городах России, и по всему миру. Приведу в качестве примера двух очень разных по стилю и технике художников – Михаила Лёзина, чьи работы вывозились в Великобританию (Oldknows lace factory, Nottingham) и США (Ten43 Gallery, Нью-Йорк), и Анну Чуланову, участвовавшей в выставке ростовых кукол (направление в скульптуре) в Торонто.

Михаил Лёзин "Стандарт"

Конечно, это такой немного формальный подход, но всё-таки – много ли Вы сможете назвать тольяттинских или самарских художников, востребованных не только у себя в городе, но и в других городах и странах? Всё-таки, межкультурный диалог – штука непростая. А в «Солярисе» есть люди, чьи работы интересны зрителям, принадлежащим другой языковой (а значит, и символической) среде и культурным традициям.

В небольшой галерее «Роддом» на первом этаже (её в своё время оборудовали из нескольких мастерских, содержат, фактически, вскладчину) почти постоянно проходят бесплатные выставки, концерты и читки (например, мне доводилось слушать поэтов Сергея Сумина, издателя журнала «Графит», и Сергея Щёлокова). Прямо сейчас есть возможность посмотреть на собрание картин тольяттинской художницы Елены Смуровой, 16 марта в ДКиТ ВАЗа открывается юбилейная выставка «Соляриса» (объединению исполняется 25 лет).

Анна Чуланова "Корнелий Шнапс"

На фоне постоянных разговоров-мантр о поддержке городского активизма в городе и «урбанистике», необходимости вложений в «экономику знаний», «городскую среду», для того чтобы как-то остановить отток молодёжи из депрессивного Тольятти, этот небольшой сюжет с попыткой выдавить работающее и живое творческое объединение из небольшого щитового домика на окраине города выглядит как-то странно.

Так что, конечно, было бы неплохо, если бы городская мэрия сформулировала свою точку зрения по проблеме. Как объясняют в «Солярисе», никакой поддержки, в общем-то, им от власти и не надо – лишь бы не трогали. Боюсь, что такая позиция в наших условиях самая рациональная, правда, даже это простое требование, похоже, иногда становится чрезмерным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *