Год российского кино, к которому провинциалы относятся с недоверчивой прохладцей, стартовал. Про «прохладцу» я подробно писал в прошлом номере газеты. Пришло время порадоваться позитиву. Тем силам, что еще способны подтвердить интерес самарцев к «самому важному из искусств».
Декабрь и начало января совершенно нежданно подарили целую обойму того, что в Самаре принято называть кинофестивалями. К сим титулам не буду придираться и я: никаких offline-встреч с кинематографиста
***
Номер один – фестиваль «СИНЕМАНИЯ 2015», устроенный киноклубом «Ракурс» к своему 35-летию и одновременно «прекращению деятельности в прежних форматах». О том, почему Миша [Куперберг] устал, наша газета писала не единожды, но именно он остается в Самарской области главным общественным движителем кинопроектов. Это бесспорно. И если чиновники перестанут на него «дуться», признают, что без этого уникального подвижника их арсенал пустоват, вспомнят о том, какие существуют инструменты, чтобы вернуть главное ресурсное орудие в боевой строй, то ничего плохого, кроме хорошего, не случится.
А дверью «Ракурс» (читай – Куперберг) хлопнул звонко. Даже чересчур. Два фильма из конкурсной программы Московского кинофестиваля, так и не попавшие в прокат, а уж более полугода прошло. «Арвентур» Ирины Евтеевой, созданный в уникальной технике свето-живописной фильмописи на стекле, преобразующей игровое кино в особую анимацию, фильм-эксперимен
И «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе, ничего на ММКФ не получивший, но для большинства кинолюбов ставший настоящим потрясением. Настолько талантливо четыре века российско-герман
Плюс к ним – российско-сербск
О чересчур. На два дня этих глубоких по содержанию и разнообразных по форме фильмов, требующих времени на раздумья, – уже более чем. А к ним еще приплюсовали четырехчасовое «Эхо фестиваля архивного кино «Белые столбы», с большой любовью собранное и блестяще представленное главным куратором Госфильмофонда России, киноведом и историком кино Петром Багровым. Да трехчасовое «Эхо международного фестиваля авторского документального кино «АРТДОКФЕСТ».
Полностью программу «Синемании» не удалось посмотреть никому, но послевкусие до сих пор чувствуется. Правда, с горчинкой.
***
На лидирующих позициях – довольно загадочный для меня мультиплекс «Вертикаль». И расположен он, с точки зрения логистики, чудовищно, и техническое качество показа не очень, и мелкие администраторы «Вертикали» доставили мне немало неприятных минут, но между тем тамошний главный менеджер «знает слово»: на сегодняшний день ни один из многозальных кинотеатров Самары – где и звук прекрасен, и изображение, и кресла удобные – не может сравниться с ним по числу качественных проектов.
И кинотеатральные показы процветают, а теперь вот и вернувшийся в провинцию British Council предпочел для возрожденного фестиваля «НОВОЕ БРИТАНСКОЕ КИНО» именно площадку «Вертикали». Программа по нынешним временам – «звездная»: обладатель Гран-при Канн «Лобстер» Йоргоса Лантимоса, «оскаровские» номинанты «Бруклин» и «45 лет».
Эстафету островитян подхватил Институт Гете. В декабре – «БЕРЛИНАЛЕ В САМАРЕ». И вновь в программе фильмы, от просмотра которых невозможно отказаться. В первую очередь – легендарная экранизация пьесы Бертольда Брехта «Баал», снятая в 1969 году Фолкнером Шлендорфом с Райнером Вернером Фассбиндером в главной роли и с тех пор в СССР/России никогда не показывавшаяся.
***
Анализ, если бы его делали самарские чиновники и прокатчики, мог оказаться трагическим для судьбы Года кино. Слава Б-гу, и те, и другие упомянутые фестивали проигнорировали. В Самаре осталось 100 человек, которые готовы смотреть качественные произведения киноискусства. Это много или мало?
Как говорится, а что мы делаем – покупаем или продаем? Если только продаем, беспокоимся о «потребителе» и «объеме оказанных услуг», то Жоре Крыжовникову нет конкурентов. Если нас все-таки волнует, чтобы сохранились – хотя бы для биологического разнообразия (а вдруг сгодятся?!) – фанаты кино, шахмат, почтовых марок, драматического и оперного искусства, симфонической музыки, то нужно как-то «тщательне́е» заниматься их поддержкой.
Нужно сказать, что «Художественный», все еще носящий гордое имя центра российской кинематографии, совсем не впал в зимнюю скачку. В ноябре-декабре – РОССИЙСКО-ИТАЛЬЯ
Чуть позже – XXV МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ВГИК и ДЕНЬ КОРОТКОМЕТРАЖНОГ
***
В настоящее время в Самарской области несколько десятков групп, называющих себя киноклубами (школьные – не в счет: это, как правило, факультативы, организуемые энтузиастами учителями вопреки циркулярам министерства образования). Среди них есть весьма креативные. Поскольку мы говорим в основном о последних двух месяцах, назову лишь Самарский литературный музей, принявший в своих стенах ФАНК – Фестиваль Актуального Научного Кино нового формата, который представляет самые интересные полнометражные документальные фильмы о науке со всего мира, созданные за последние пять лет.
И по количеству кинозалов на 100 000 человек (есть такой показатель для городов-миллионн
Как все разнообразно, увлекательно, а счастья нет. Признайтесь, уважаемые читатели: о большинстве событий, об их содержании вы слышите впервые. И это «впервые» – давно. Уже два (или три) поколения зрителей.
Сможем мы за этот год приостановить зрительскую деградацию, сформулировать цели, убедить тех, кто экономит на политической воле тогда, когда следует как можно скорее употребить власть? Пока живем – надеемся.
Виктор Долонько
Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 1 (80) за 2016 год