В Самаре, увы, без особой помпы проходит фестиваль документального американского кино «SHOW US!». Проходит иногда в самых необычных местах. Например, в Центре постинтернатного сопровождения общественной организации «Домик детства» состоялся показ фильма «Свалкармония». Главные зрители – выпускники детских домов. Главный гость — режиссер фильма Брэд Оллгуд. Главная задача вечера – поверить в то, что все возможно в этом не худшем из миров.
«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб…» — помнишь ты, кажется, с детства, и точно знаешь, что это метафора. И вот ты сидишь в заснеженной Самаре и смотришь кино про далекую страну Парагвай, где живут дети, для которых эта твоя метафора по большому счету –реальная жизнь. Потому что в далекой стране Парагвай – есть самая большая свалка в Южной Америке. На ней, как это иногда бывает, живут обычные люди, их работа — сортировать и продавать мусор, их жизнь течет вокруг этой груды отходов человеческой жизни, их дети находят здесь пространство для игр и обретают безрадостное будущее. Пока однажды на свалку не приезжает удивительный человек. Его цель — опробовать новые способы сортировки мусора. Но как оказывается, кроме собственно цели у человека иногда случает миссия, о которой он сам может и не подозревать. Миссия эта – создать самый необычный оркестр во всем мире. Начинается с просто идеи – научить детей, живущих на свалке, музыке. Бесплатно. Просто так. Другое дело, что детей много, инструментов практически нет, и тут находится еще один человек, который решает, что создать все эти скрипки и барабаны можно из того, что валяется на бескрайней помойке.
Самое удивительное, что все это: виолончель из старой бочки, в которую добавлены вышедшие из обихода вилки и даже каблук женской туфли, оклеенные журнальными картинками скрипки из старых канистр и барабан из ненужных рентгеновских снимков, на солнце видны запечатленные в кабинете врача чужие кости, все это может звучать бетховеновской «Одой радости» и кучей других, замечательных произведений. И да, из водосточных труб здесь получаются замечательные духовые инструменты. При правильном, к этим самым трубам, подходе. И дети, которые еще вчера были обречены исключительно на карьеру сортировщика мусора, те, чья жизнь проходит в лачугах на берегу густо захламленной реки, неожиданно становятся упорными и вдохновенными музыкантами.
Фильм снимался шесть лет. В нем целая история – от первого, неумелого выступления на частной вечеринке, до неистовых аплодисментов зала, когда ребята вышли на сцену вместе с легендарной группой «Металлика». После этих гастролей, кстати, ребята возвращаются в родной город и оказываются в эпицентре наводнения. Практически ни у кого не остается места, которое можно было бы назвать домом. И нужно начинать все сначала, другое дело, что теперь они все вместе. Теперь у них за спиной поездка к океану в сказочную Бразилию, которая стоит немало нервов взрослым: старательная девочка Таня не может покинуть родную страну без разрешения отца, уже давно оставившего семью и спившегося человека. И те экранные минуты, пока взрослые отправляются на поиски, а Таня ждет, накручивая на пальцы струну, эти минуты тоски и надежды стоят зрителям нервных клеток, но все искупают глаза девочки, добравшейся таки до океана.
Теперь у ребят за плечами Италия и Япония, годы репетиций, страх, через который они переступили и музыка, которая дала надежду. Наверное, из всего этого, по большому счету, и рождается новый дом для семей «Оркестра со свалки». Оркестр снова репетирует на своих смешных скрипках, и те, кто старше дают первые уроки музыки малышам, а зрители, затаив дыхание, смотрят даже титры. Потому что снять настолько эмоциональное и светлое документальное кино – поверьте высокое искусство.
Потом режиссер Брэд Оллгуд (он улыбается и говорит, что в переводе на русский его фамилия означает, что все не просто хорошо, а очень хорошо), говорит о том, что самым сложным в работе над фильмом были 10 месяцев монтажа – слишком многое было отснято и мучительно тяжело приходилось отказываться от материала. И рассказывает о том, что ребята из далекого Парагвая продолжают играть на своих, сделанных из мусора инструментах. Хотя, конечно, за это время им подарили самые лучшие скрипки и барабаны. Но играть на них слишком просто и не интересно. И кстати, на изготовление каждого такого инструмента , уходят месяцы и месяцы работы, и далеко не все созданное руками необычного мастера, соглашается звучать так, как нужно для исполнения великой музыки. И что теперь в городке много меняется – вот например, создана ассоциация родителей, которые ведут борьбу за улучшение жизни детей. И сами дети, у которых без странного оркестра не было бы будущего, теперь поступают в консерватории и университеты. И это победа, большая победа над свалкой, которая могла бы забрать и их жизнь.
Когда улыбчивый режиссер с умными глазами уезжает, в ЦПС еще долго не смолкают разговоры о фильме. Не то, чтобы все ребята вознамерились стать музыкантами, но надежда — великая вещь, и она бесценна. Если у вас будет возможность – посмотрите это кино. Бодрящий эмоциональный коктейль, зафиксированная камерами ода радости, лучший способ прогнать депрессию, которой в наших широтах принято маяться при первых признаках весны.