Как трещал мороз, сверкали звезды, хрустел лед, падал снег, дорожали яйца, праздновал день рождения мэр, ломались ноги, отключалось отопление, не приезжала скорая помощь, мерзли руки и крепчала лыжня — в монологах перезимовавших горожан.
Рания, кассир супермаркета «Пчелка»: Дисконтная карта есть? Пакет нужен? Что мне зима. Мне что зима, что лето. Все одно сижу с этим сканером в обнимку. Летом, может, даже хуже, потому что все хотят хороший помидор, а где нам взять хороший помидор? Я считаю, хочешь себе хороший помидор, так и иди на рынок. А то приходят, требуют. Летом вообще люди звереют. Не дай бог нам жары, как это называется, анормальной? Аномальной, да. Зимой спокойнее. Бальзам «белебейский» у нас очень хорошо идет, вчера женщина три флакона взяла. Говорит: лучше всего от простуды и гриппа. Я, говорит, даже детям даю, по ложечке. Ну, не знаю насчет детей, но только так и можно у нас лечиться. У меня золовка в поселке Прибрежном живет, так у них поликлиника черт-те где, на Красной Глинке. Не накатаешься, с температурой под сорок! На общественном транспорте. А «скорая» не едет. Вы, отвечают, в очереди! Твердо, отвечают, в очереди, ждите. Так и провалялась, три дня с кровати встать не могла, все вокруг заблевала, я извиняюсь, конечно, даже собаку. Она, золовка, все мне завидует: типа, в центре работаешь, повезло. А что повезло? Ну, центр. Можно подумать, я тут по музеям хожу. Даже не знаю, есть ли здесь музеи. Художественный? Алексея Толстого? Ну вот… можно подумать, я тут по художественным музеям хожу, а не сосиски пробиваю… Дисконтная карта есть?
Алла Анатольевна, врач-терапевт районной поликлиники: Плохая зима. Тяжелая. Для меня вообще прошлый год был скверным, столько перемен, и все к худшему, не хочу об этом. Надеялась, что с нового года станет легче, но пока нет. Но каждый день утром замечаю, что светает чуть раньше. Вот этому очень рада. Устала. Веду сейчас три участка, у нас работать некому абсолютно. Новый аппарат УЗИ девять месяцев простоял в заводской упаковке, сейчас нашли специалиста, так молимся, чтобы не уволилась. Заведующая на коленях упрашивает узких специалистов хоть совмещать, хоть как. Без ларинголога полгода обходимся, а ведь осложнения после ОРВИ – прежде всего, на уши, нос и горло… глотку, гортань, трахею… и пограничные с ними области.
Алексей, водитель такси: Каждый день проклинаю и эту зиму, и эти дороги, и этих ублюдков, которые деньги украли, и вместо асфальта положили дерьмо. А еще проклинаю водопроводную компанию, которая тоже украла деньги, а только трубы лопаются и лопаются, я за последний месяц на проспекте Ленина дважды сплавлялся на машине, как на плоту. Хотел срочно выкупить автомобиль, а теперь — кому он нужен?
Павел, прихожанин самарской церкви евангельских христиан-баптистов: Любое испытание, если правильно к нему относится, становится источником бесценного опыта. Главное, позитивный настрой. Вот что такое зима, холода, гололедица и отсутствие теплого, допустим, пальто? Это всего лишь повод проявить себя смиренным рабом Его. Я сам родился в неверующей семье. Осознанно обратился к Богу не так давно, в тридцатилетнем возрасте, но с тех пор стремлюсь служить Ему: посещаю престарелых и больных, пою в церковном хоре, участвую в благовестии неверующим. Главное донести до человека, что он грешник и пребывает во грехе. (Неожиданно поет): «На земле даже самым беспечным проводить не придется вечность. Так решите ж столь важный вопрос: Для чего вы пришли на землю? Чтоб в душе, благодатью объемля, Воссиял, наконец, Христос!» Кстати, поздравляю с наступающим женским днем. У нас в церкви 8 марта пройдет конференция на тему «Когда я в страхе, на Тебя я уповаю. Как преодолеть беспокойство?»
Жанна, инженер-строитель: Ну, как зима прошла… Я её и не заметила. На санках-лыжах-коньках не каталась. На остановках только мерзла в морозы… В оттепель ноги промочила. Моталась с работы-на работу. Одна моя знакомая мамашка зиму правильно проводит. У них с дочкой одни коньки на двоих, и когда она ее ждет с тренировки — катается на катке. Я ей завидую, потому что до смерти боюсь коньков, а иногда хочется.
Станислав, студент: Зимой приходится тратить много денег, чтобы развлечься, весело провести время. Холодно, просто так по улицам ходить не будешь, а всякие экстремальные развлечения в Самаре — дорогое удовольствие. Мы ездили кататься на сноубордах, так потратили больше двух тысяч с человека за вечер. Это здорово, конечно, но каждый день не получится. Из бесплатных развлечений – езда на покрышках. К машине троссом крепится автомобильная покрышка, в нее садишься, и вперед! Мы так гоняем по дороге любви. Дорога любви соединяет Управленческий и Красную Глинку. Почему она так называется, я не знаю. Правда, не знаю!
Лидия, домохозяйка и мать детей: Эта зима для нашей семьи необычная и очень важная. Знаковая! Ожидали ее с волнением и даже страхом. Дело в том, что прошлой весной мы переехали в коттедж. Строили, строили, как в чебурашкином мультфильме, наконец, построили. Коттедж наш кирпичный, два этажа, сначала раздумывали над срубовым домом, но остановились все-таки на камне. И, должна сказать, что имею интереснейшую возможность наблюдать, как меняется мировоззрение горожанина, когда вокруг него не пятьдесят муниципальных метров жилой площади, бесконечная вода из крана и центральное отопление, а личный газовый котел, камин, и драгоценное тепло, которое нужно беречь. Теперь каждый, кто мешкает в передней и долго не закрывает дверь – мой враг.
Тетя Зоя, профессиональная нищенка: Чего говорить-то? Зима еще не скоро кончится. Еще, поди, месяц будет холодно. А то и два.
Еще месяц точно будет холодно, снег и не думает подаваться и таять, лед все так же опасен и отопительный сезон в разгаре. Но проплешина на небе, растаявший плевок лужи, и вдруг дурью голосящие воробьи успокаивают, успокаивают: перезимовали. Перезимовали же, да?
фото: Татьяна Петрова