24 марта 1882 года немецкий микробиолог Роберт Кох открыл палочку своего имени, а в 1993 году Всемирная организация здравоохранения объявила 24 марта Всемирным днем борьбы с туберкулезом. К этой дате традиционно приурочиваются пресс-конференции, где главные фтизиатры делятся новостями службы: например, в 2012 году произошла крупная реорганизация Самарского областного туберкулезного диспансера. Теперь это огромное учреждение, содержащее в своей структуре семь стационарных отделений, девять диспансерных, и четыре санатория. 1225 коек, включая 105 детских. Уровень заболеваемости туберкулезом в регионе выше среднего по России на пять процентов, на специализированном учете состоит двадцать восемь тысяч человек, и вот что рассказывает один из двадцати восьми тысяч: «Всего у меня получилось три волны туберкулеза. Впервые заболела в 2003 году – на плановой флюорографии обнаружили затемнение, сдала анализы, и пошло-поехало. Закрытая форма, ничего не беспокоило, я нисколько не похудела, не кашляла, выглядела абсолютно здоровой. В стационаре пролежала месяца три, потом еще два – в санатории. В стационаре было неплохо, никаких неприятных процедур, глотаешь таблетки, и все. В санатории – просто рай! Лес, река, воздух, молоко парное покупали в деревне. Вышла на работу, все говорили – ты как с курортов приехала. И я кивала, улыбалась. Недолго».
Целью реорганизации главный врач областного противотуберкулезного диспансера называет стремление получить головное ведущее учреждение, способное не только оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь, но и грамотно выстраивать логистику. Важным вопросом является финансовый – впервые за пять лет свежесозданному учреждению выделили деньги из федеральной казны.
«Помимо этого действует областная целевая программа по профилактике и борьбе с туберкулезом, — утверждает руководитель управления организации социально значимой и специализированной медицинской помощи министерства здравоохранения Самарской области Сиротко Илья Иванович. — Уникальная программа, одним из важных ее пунктов является снабжение больных туберкулезом продуктами питания: если они аккуратно принимают лекарства, то получают продуктовые наборы. Подобная социальная направленность у нас третий год, и уже можно сделать вывод, что она работает хорошо».
Причин для настойчивого стимулирования страдающих туберкулезом к лечению хватает, и на первом месте среди них МЛУ и ШЛУ (множественная лекарственная устойчивость и широкая лекарственная устойчивость). Как возникает МЛУ: например, пациент начинает лечение, и не доводит его до конца. Терапия туберкулеза – процедура длительная, занимает минимум девяносто дней. Если не довести дело до конца, палочка Коха меняет свою генетическую структуру, адаптируется к новым условиям. Распространяясь, она обеспечивает появление новых инфицированных пациентов, уже изначально имеющих МЛУ, а этого лучше избежать. Так что сгущенка, тушенка, рыбные консервы и крупы ежемесячно пополняют продуктовый запас благонадежных клиентов туберкулезного диспансера.
«Через год я снова заболела, только на этот раз форма была открытой. Когда увидела на бумажном платке брызги крови, сразу подумала, что вот оно, начало моей новой жизни. Наверняка в том санатории и заразилась – возбудителей можно подцепить откуда угодно, даже с общей разливной ложки в столовой, которая касается тарелок инфицированных. Теперь уже положили меня серьезно, и пришлось претерпеть разное – поддувание легкого, когда в брюшную полость шприцем вводится воздух, чтобы приподнялась диафрагма. Это ужасно больно. Пытались вводить лекарство непосредственно в каверны – во время процедуры началось кровотечение, не прекращалось около суток. Тем вечером, харкая кровью в таз, я впервые наблюдала смерть соседки по палате. Женщина лет тридцати, она давно жаловалась, что не может дышать. «Дыши через не могу», — советовали врачи. Она дышала, и вдруг перестала, так тихо, что сначала никто и не заметил. И потом, как сговорившись, вокруг начали умирать: старуха, за которой нежно ухаживал взрослый сын, девчонка пятнадцати лет, приезжая из Сыктывкара… Предложили операцию — удалить часть легкого. Раньше бы я не согласилась. Теперь стало страшно оставаться в терапии. Очнувшись в реанимации, долгое время была занята отплевыванием крови в полотенце. Полотенце намокало с пугающей быстротой. И я подумала, что это конец моей новой жизни».
За год в регионе выявляется 1500-2000 случаев заболеваемости туберкулезом. Примечательно, что врач первичного звена за раннее распознавание туберкулеза (а также рака легкого и саркоидоза) премируется суммой денег порядка тысячи рублей.
«Туберкулезная инфекция является приоритетной для самарской области и поэтому надзор за ней осуществляется на всех уровнях. Есть плановая работа – мероприятия по контролю, проверяются всевозможные организации, образовательные учреждения, и внеплановая – проверка очагов заболевания», — считает главный специалист-эксперт отдела эпиднадзора Управления Роспотребнадзора по Самарской области Логинова Наталья Александровна».
Одна из больших проблем противотуберкулезной службы – трудовые мигранты, традиционно входящие в группу риска. В 2012 году было обнаружено 135 случаев заболеваний среди мигрантов, и по результатам составлено 52 проекта на депортацию. Бывают случаи, когда пациент (и не обязательно мигрант) отказывается от лечения. Существует практика обращения в суд — судья своей властью может приговорить больного к принудительному лечению.
«Туберкулезная инфекция очень интересна, — говорит главный врач Самарского областного клинического противотуберкулезного диспансера Кабаева Мария Николаевна. – Многие думают, что первичный контакт с возбудителем происходит у вас в реальном времени, через поручни общественного транспорта, например. Однако это не так — первичный контакт чаще всего происходит в детстве, и можно с уверенностью говорить, что 60-70% взрослых людей давно инфицированы. Они могут в добром здоровье прожить до девяноста лет и никогда не заболеть. Но возможна и повторная встреча с инфекцией, и если организм в этот момент ослаблен, то вероятность заболевания сильно возрастает. Именно поэтому туберкулез причислен к разряду социальный болезней – вредные привычки, плохое питание бьют по иммунитету».
Профилактикой туберкулеза классически считается здоровый образ жизни, флюорография раз в год (группа риска обследуется чаще). Детям – вакцинация. Если ребенок привит вакциной БЦЖ, то даже если он заразится, форма заболевания будет легкой, и гарантированно закончится полным выздоровлением.
«После операции я не выздоровела. Никаких сил не было, лежала дома, кашляла кровью. Иногда за день доходила только до туалета, даже не умывалась, даже зубы не чистила. Ко мне переехала жить родственница, она как-то странно все время намекала, что будет мне «таскать горшки», если разумно распорядиться квартирой. Все повторяла, что к тяжелобольным и умирающим нотариусы приходят на дом. Я и была такой – тяжелобольной и умирающей. Спасло меня чудо. Я и сейчас не верю, что это произошло. Однажды в социальной сети нашлась бывшая одноклассница, она работала врачом в НИИ пульмонологии в Санкт-Петербурге. Там мне удалили больное легкое, целиком. Операция оказалась сложной, меня предупреждали, что риск велик. Выбирать было не из чего. Сейчас я состою на учете. Но называюсь клинически излечившейся. Чувствую себя прилично. Надеюсь никогда больше не видеть на носовых платках, полотенцах и так далее этих пятен крови, каждый раз означающих самое плохое».