Вокруг модерна

С 3 апре­ля в Самар­ском Музее модер­на (дом Кур­ли­ной) рабо­та­ет выстав­ка «Модерн: от архи­тек­ту­ры до лите­ра­ту­ры», орга­ни­зо­ван­ная в рам­ках согла­ше­ния о сотруд­ни­че­стве меж­ду реги­о­наль­ным мини­стер­ством куль­ту­ры и депар­та­мен­том куль­ту­ры Моск­вы. На откры­тии при­сут­ство­ва­ли министр куль­ту­ры Самар­ской обла­сти Оль­га Рыба­ко­ва, дирек­тор госу­дар­ствен­но­го музея А.С Пуш­ки­на Евге­ний Бога­ты­рев и дирек­тор гале­реи «Три века» Алек­сандр Руден­цов. А вы?

Гос­по­жа министр на цере­мо­нии откры­тия была крат­ка. Она огра­ни­чи­лась кон­ста­та­ци­ей фак­та, что нако­нец-то дом Кур­ли­ной при­ве­ли в поря­док, а шли к это­му дол­го, пре­воз­мо­гая труд­но­сти. «Рестав­ра­ция про­дол­жа­лась пять лет, — ска­за­ла гос­по­жа министр, — и не было меся­ца, что­бы не про­изо­шло како­го-нибудь форс-мажо­ра: то пожар, то сло­ма­ет­ся что-нибудь, и каж­дый месяц о нас писа­ли газе­ты, и теле­ви­зи­он­щи­ки сни­ма­ли сюже­ты». Но спра­ви­лись, зда­ние выгля­дит пре­крас­но, и теперь при­шла пора его каче­ствен­но напол­нять. Сло­во «напол­не­ние» часто зву­ча­ло из уст офи­ци­аль­ных лиц.

Евге­ний Бога­ты­рев, дирек­тор госу­дар­ствен­но­го музея А.С.Пушкина обо­зна­чил себя дав­ним парт­не­ром Сама­ры. «Наше сотруд­ни­че­ство нача­лось восемь лет назад», — ска­зал он, но гос­по­жа министр попра­ви­ла его. «Девять лет», — ска­за­ла Оль­га Васи­льев­на, и это было правдой.

Пер­вая выстав­ка, сов­мест­но про­ве­ден­ная, про­шла в худо­же­ствен­ном музее и назы­ва­лась «Гимн дво­рян­ской куль­ту­ры», а вот сей­час откры­лась и про­ра­бо­та­ет до 30 апре­ля насто­я­щая — «Модерн: от архи­тек­ту­ры до литературы».

Дирек­тор музея Пуш­ки­на ска­зал, что пред­ва­ряя вопро­сы, хочет пояс­нить, отку­да взя­лась идея выстав­ки, посвя­щен­ной модер­ну, да еще с таким широ­ким спек­тром охва­та. «Частью наше­го музея явля­ет­ся музей-квар­ти­ра Андрея Бело­го – музей нахо­дит­ся в доме на углу Арба­та и Денеж­но­го пере­ул­ка, в квар­ти­ре на тре­тьем эта­же. В этой квар­ти­ре родил­ся Борис Нико­ла­е­вич Буга­ев, кото­рый потом взял себе псев­до­ним — Андрей Белый. Кол­лек­ция, пред­став­лен­ная в том музее, и ста­ла осно­вой экспозиции».

Далее дирек­тор музея Пуш­ки­на поздра­вил всех при­сут­ству­ю­щих горо­жан с тем, что им посчаст­ли­ви­лось иметь в сво­ем горо­де такой вели­ко­леп­ный образ­чик модер­на, как соб­ствен­но особ­няк Кур­ли­ной, где все и про­ис­хо­ди­ло. «Жем­чу­жи­на! – вос­кли­цал дирек­тор, — сим­вол горо­да! Его кра­со­ты! Его само­быт­но­сти!» И это тоже было правдой.

«Этот музей надо напол­нять, — заме­тил Евге­ний Бога­ты­рев, — и я думаю, в этом боль­шую под­держ­ку может ока­зать прес­са, рас­про­стра­няя нуж­ную инфор­ма­цию. Я уве­рен, что люди при­не­сут сюда дары!»

Дирек­тор част­ной гале­реи «Три века» Алек­сандр Руден­цов, высту­па­ю­щий послед­ним, как раз и пре­под­нес дар. Он объ­явил, что остав­ля­ет крас­ную эта­жер­ку на посто­ян­ное место житель­ства в самар­ском Музее модер­на, и наде­ет­ся, что для нее най­дет­ся уго­лок. Уго­лок для эта­жер­ки нашел­ся, щед­рый пода­рок был при­нят с благодарностью.

После цере­мо­нии откры­тия посе­ти­те­ли разо­шлись по залам вто­ро­го эта­жа, оформ­лен­ным пред­ме­та­ми инте­рье­ра, быта и кар­ти­на­ми эпо­хи модер­на. Одна из ком­нат пред­ста­ла в виде муж­ско­го каби­не­та, дру­гая изоб­ра­жа­ла дам­ский будуар.

При­чуд­ли­вая настоль­ная лам­па, швей­ная машин­ка, пись­мен­ные при­бо­ры, изящ­ные шка­тул­ки, пух­лые аль­бо­мы для фото­гра­фий в бар­хат­ный пере­пле­тах, рас­чес­ки, ресто­ран­ные меню – вещи, окру­жа­ю­щие чело­ве­ка того вре­ме­ни каж­дый день, с утра и до вечера.

Жур­на­лы, аль­ма­на­хи: «Мир искус­ства», «Аппо­лон», «Золо­тое руно», «Север­ные цве­ты». Кни­ги: поэтам и писа­те­лям Сереб­ря­но­го века посвя­щен спе­ци­аль­ный раз­дел выстав­ки. Это Алек­сандр Блок. Зина­и­да Гип­пи­ус, Вале­рий Брю­сов, Кон­стан­тин Баль­монт, Игорь Севе­ря­нин и так далее. Пред­став­ле­ны их порт­ре­ты и худо­же­ствен­ные произведения.

На сте­нах – рабо­ты худож­ни­ков эпо­хи модер­на: Бакст, Малю­тин, Голо­вин, Мора­вов, Чехо­нин. Фото­гра­фии зна­ме­ни­тых мос­ков­ских особ­ня­ков, теат­раль­ные костю­мы и деко­ра­ции от Бенуа, Голо­ви­на, Коро­ви­на. Афиши.

Все­го две­сти пять­де­сят экс­по­на­тов, сооб­ща­ют орга­ни­за­то­ры, две­сти пять­де­сят изящ­ных пред­ме­тов, бук­валь­но пере­ме­ща­ю­щих посе­ти­те­ля на сто лет назад. Даю­щих воз­мож­ность почув­ство­вать себя пре­крас­ной дамой под вуа­лью, том­ным ден­ди, чле­ном клу­ба само­убийц, авто­ром стран­ных сти­хов. Жела­ю­щих путе­ше­ство­вать во вре­ме­ни нашлось мно­го: гар­де­роб музея уже в пер­вые мину­ты рабо­ты экс­по­зи­ции ока­зал­ся пере­пол­нен, закон­чи­лись номер­ки и сво­бод­ные места.

Итак. Пять при­чин, по кото­рым нуж­но посе­тить выстав­ку «Модерн: от архи­тек­ту­ры до литературы»:

1. Это кра­си­во. Полю­бо­вать­ся на блю­до, рас­пи­сан­ное Вру­бе­лем «Сад­ко в гостях у мор­ско­го царя»

2. Это позна­ва­тель­но и воз­вы­ша­ет. Изда­ния А.С. Пуш­ки­на, оформ­лен­ные Лан­се­ре, Вас­не­цо­вым, Серо­вым. Иллю­стра­ции Бенуа к «Мед­но­му всад­ни­ку» и «Пико­вой даме»

3. Допол­ни­тель­ный раз наве­стить дом Кур­ли­ной. При­ме­рить мод­ные бахи­лы на вой­лоч­ном ходу, поло­жи­тель­но отли­ча­ю­щи­е­ся от одно­ра­зо­вых синих, под­на­до­ев­ших. Полю­бо­вать­ся вида­ми: из окна и внут­рен­ни­ми. Леп­ны­ми деко­ра­ми ками­нов и изги­ба­ми лест­нич­ных ограждений.

4. Посмот­реть на пода­рен­ную эта­жер­ку. Пред­ста­вить, как оно было бы хоро­шо, заве­сти дома такую же. Ну, пусть немно­го попроще.

5. При­ве­сти сюда детей! Ста­ти­сти­ка утвер­жда­ет, что дети, часто посе­ща­ю­щие музеи и про­во­дя­щие свой дет­ский досуг сре­ди про­из­ве­де­ний искус­ства, лег­че высво­бож­да­ют свои таланты.

Вокруг модерна”: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.