Час авиации

В Москве тучи раз­го­ня­ли, да не разо­гна­ли, и само­ле­ты в пара­де уча­стия не при­ня­ли, а вот в Сама­ре 9 мая све­ти­ло солн­це, види­мость мил­ли­он на мил­ли­он, и назна­чен­ный на аэро­дро­ме в Боб­ров­ке авиа­ци­он­ный празд­ник состо­ял­ся, прав­да, с неко­то­ры­ми ого­вор­ка­ми для зри­те­лей. Вооб­ще-то это был насто­я­щий квест. Аэро­дром Боб­ров­ка устро­ен так: 50 кило­мет­ров до Сама­ры, 100 кило­мет­ров до Тольят­ти и 9 кило­мет­ров до рай­цен­тра Кинель. Посмот­реть выступ­ле­ние пило­тов вязем­ско­го ДОСААФ «Русь» захо­те­ли мно­гие, ведь это — един­ствен­ная в Рос­сии пятер­ка учеб­но-бое­вых чехо­сло­вац­ких само­ле­тов L‑39 (кро­ме вязем­ско­го ДОСААФ, само­ле­ты L‑39 исполь­зу­ет для выступ­ле­ний толь­ко швей­цар­ская част­ная пило­таж­ная груп­па, спон­си­ру­е­мая ком­па­ни­ей Breitling, в Рос­сии швей­цар­цы высту­па­ют толь­ко на авиа­са­лоне «МАКС»); а кро­ме «Руси» еще анон­си­ро­ва­ли «воз­душ­ный бой» двух Як-52 и фигу­ры выс­ше­го пило­та­жа от них же. Мерт­вая пет­ля, боч­ка, што­пор, коло­кол и коб­ра. Захо­те­ли посмот­реть мно­гие – при­мер­но пол-Сама­ры, пол-Тольят­ти и пол рай­он­но­го цен­тра Кинель.

Из Сама­ры в Боб­ров­ку попа­да­ешь, сле­дуя сна­ча­ла по Зуб­ча­ни­нов­ско­му шос­се мимо бога­тых цыган­ских посе­ле­ний, здесь хочет­ся нена­ро­ком сту­чать в доро­гие две­ри и спра­ши­вать: здрав­ствуй­те, а цыган­ский барон здесь живет? Но луч­ше это­го не делать, конеч­но. Потом вере­ни­цей про­мыш­лен­ные пред­при­я­тия, в том чис­ле завод Строй­фар­фор, выпус­ка­ю­щее сан­тех­ни­ку бюд­жет­но­го клас­са, а потом начи­на­ет­ся Кинель­ский рай­он, вот тут-то и берет своё нача­ло проб­ка неимо­вер­ной плот­но­сти, пото­му что, повто­рюсь, пол-Сама­ры, пол-Тольят­ти и пол рай­цен­тра Кинель едут на аэро­дром. А может быть, Кинель и весь выдви­нул­ся. Все-таки девять кило­мет­ров это вам не сто.

Авиа-шоу назна­че­но на два часа дня, и даже забла­го­вре­мен­но выбрав­шись из напрочь пере­кры­той Сама­ры (где на пере­се­че­нии улиц двух Тол­стых, Льва и Алек­сея, бега­ет-стра­да­ет муж­чи­на с деся­тью места­ми бага­жа, поезд кото­ро­го ухо­дит, ухо­дит, до вок­за­ла не добрать­ся, сре­ди вещей выде­ля­ет­ся дет­ская оран­же­вая ван­ноч­ка) вовре­мя попасть к месту не уда­ет­ся. Трас­са сво­ра­чи­ва­ет напра­во, ука­за­тель «На Бога­тое», и пре­вра­ща­ет­ся бук­валь­но в воен­ную тро­пу, авто­мо­би­ли вста­ют напрочь, а кило­мет­рах все­го в пяти! Уже бар­ра­жи­ру­ет вер­то­лет! Вер­то­лет обо­зна­ча­ет нача­ло празд­ни­ка, и надо что-то немед­лен­но при­ду­мать, что­бы не пропустить!

И вот кто-то пер­вый сво­ра­чи­ва­ет с узкой, но все-таки асфаль­ти­ро­ван­ной доро­ги на поле, нет, поле не коло­сит­ся рожью и дру­гой пше­ни­цей, но заса­же­но кор­мо­вой какой-то куль­ту­рой, жир­ные тра­вы ложат­ся под коле­са, авто­мо­би­ли мчат уже в шесть рядов, уже в семь и даже в десять, буд­то это рал­ли «Дакар» — еже­год­ный транс­кон­ти­нен­таль­ный рал­ли-мара­фон, а не горо­жане мир­но едут на учеб­ный аэро­дром в Боб­ров­ке в день Победы.

Тут же, в поле, оста­нав­ли­ва­ют­ся, кто-то бро­са­ет авто­мо­биль и топа­ет кило­мет­ра два пеш­ком, кто-то про­сто зади­ра­ет голо­ву и смот­рит в небо, пото­му что в небе уже чет­ким стро­ем клин шли реак­тив­ные само­ле­ты. Клин пере­стра­и­ва­ет­ся в ромб, ромб пере­стра­и­ва­ет­ся в селенг, и это необык­но­вен­но кра­си­во, нере­аль­но кру­то и кажет­ся невоз­мож­ным. Раз­во­ро­ты, пере­во­ро­ты, груп­по­вая боч­ка, апло­дис­мен­ты с зем­ли. Поле устав­ле­но авто­мо­би­ля­ми и это тоже кажет­ся невозможным.

Спра­воч­но: Пило­таж­ная груп­па «Русь» — ста­рей­шая авиа­ци­он­ная груп­па выс­ше­го пило­та­жа в Рос­сии. Эскад­ри­лья сфор­ми­ро­ва­лась в 1987 году, на базе Вязем­ско­го Учеб­но­го Авиа­ци­он­но­го Цен­тра. Исто­рия груп­пы нача­лась с поста­нов­ле­ния Сове­та Мини­стров СССР о празд­но­ва­нии 70-летия Октябрь­ской рево­лю­ции, в честь кото­ро­го было реше­но устро­ить гран­ди­оз­ный авиа­ци­он­но-спор­тив­ный празд­ник на аэро­дро­ме в Туши­но. Перед Вязем­ским УАЦ поста­ви­ли зада­чу – за рекорд­но корот­кий срок собрать и под­го­то­вить эскад­ри­лью пило­таж­ни­ков. Имен­но тогда в Центр из ВВС были пере­да­ны десять Л‑39 «аль­ба­трос», на кото­рых и пред­сто­я­ло высту­пать перед зри­те­ля­ми. Для уча­стия в воз­душ­ном пара­де собра­ли девят­ку луч­ших лет­чи­ков, у каж­до­го из кото­рых был боль­шой опыт инструк­тор­ской рабо­ты и поле­тов в пре­де­лах кур­са лет­ной под­го­тов­ки. Но одно дело – оди­ноч­ный пило­таж, и совер­шен­но дру­гое – полёт в коман­де. Ни у кого из лет­чи­ков не было опы­та полё­та в плот­ном строю, не гово­ря уже о выпол­не­нии слож­ней­ших эле­мен­тов груп­по­во­го пило­та­жа. Зада­ча была постав­ле­на не из лёг­ких, ведь на под­го­тов­ку оста­ва­лось все­го несколь­ко меся­цев. Несмот­ря на все труд­но­сти, пер­вое выступ­ле­ние груп­пы име­ло оше­ло­ми­тель­ный успех, 18 авгу­ста на аэро­дро­ме в Туши­но собра­лось рекорд­ное коли­че­ство посе­ти­те­лей — око­ло 800 тысяч чело­век. Сего­дня пило­таж­ная груп­па «Русь» – это коман­да масте­ров син­хрон­но­го пило­та­жа выс­ше­го меж­ду­на­род­но­го уров­ня. В арсе­на­ле смо­лен­ских асов слож­ней­шие эле­мен­ты выс­ше­го пило­та­жа, а насы­щен­ная про­грам­ма выступ­ле­ний неиз­мен­но при­во­дит в вос­торг даже самых взыс­ка­тель­ных зрителей.

Малень­кий маль­чик неисто­во виз­жит, подры­ги­вая на малень­ких нож­ках: я хочу домой! домой! де хочу здесь! меня кома­ры куса­ют! Нет тут ника­ких кома­ров! – ответ­но кри­чит разъ­ярен­ная мать и заки­ды­ва­ет как рюк­зак его в авто­мо­биль­ное нутро.

Но кома­ры отку­да-то есть, вот и ком­па­ния из трех моло­дых людей и одной очень кра­си­вой девуш­ки хло­па­ют друг дру­га по пле­чам и джин­со­вым колен­кам, стря­хи­вая уди­ви­тель­но круп­ных кома­ров, про­сто какие-то лоша­ди с кры­лья­ми! – сме­ет­ся девуш­ка, в её воло­сах бли­ку­ет солнце.

После несколь­ких про­хо­дов над аэро­дро­мом клин «Руси» исче­за­ет так же стре­ми­тель­но, как и воз­ник, его место зани­ма­ют два Як-52, ими­ти­ру­ют воз­душ­ный бой. Основ­ная проб­ка на узком шос­се всё еще сто­ит, и уже непо­нят­но, чего ждут эти люди, когда вот! Про­сто под­нять голо­ву. Само­лет пада­ет с выклю­чен­ным дви­га­те­лем, бук­валь­но над вер­хуш­ка­ми неж­но-зеле­ных дере­вьев лет­чик выво­дит маши­ну из глу­бо­ко­го пике и поле людей пере­во­дит дух. Празд­ник состо­ял­ся, три раза «ура».

фото: Андрей Соколов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.