Чарльз/Льюис был необычным человеком. И не только потому, что, будучи левшой, научился писать правой рукой.
Поговаривают, что однажды Чарльз решил, что в нем живут двое, и поведал об этом отцу.
«Не волнуйся… настанет день и один из них победит другого», ответил ему тот.
Может быть, этим вторым и был Льюис Кэррол. Но мы пока не знаем..
В детстве Чарльз познавал мир, изобретая, разбирая, собирая и ремонтируя. И все что он делал – работало. Устройство вещей было для него понятным и без подсказок взрослых. В детстве Чарльз любил рисовать и хотел стать художником. Но, когда, будучи старше он делал иллюстрации к рукописным журналам и юмористические рисунки, их отказывались печатать в изданиях. Следующим шагом была фотография.
[Цифры]1950 год, Англия. Выходит книга с его работами. Через шесть лет он принимает участие в выставке «Род человеческий».
4 июля 1862 год. Доджсон/Льюис рассказывает дочерям ректора Лидделла на пикнике историю.
1862 год. По просьбе Алисы, он записывает историю, придуманную во время пикника, и дарит ей рукопись «Приключения Алисы под землей» с авторскими рисунками
4 июля 1865 год издается «Алиса в стране чудес»
И все это время Чарльз боролся со вторым собой, у которого пока не было имени, но он сам точно был. В Оксфорде, на математическом факультете Доджсон углубляется в изучение математики, и внутренний конфликт уходит на второй план.
Математика и Чарльз. И больше никого: ни растений, ни животных, ни людей, ни раздвоения личности. По окончании университета он становится профессором в Оксфорде. И еще не знает, что его второе «Я» никуда не делось, оно здесь с ним, улыбается, улыбкой Чеширского кота (которого еще не существует), и созерцает, как юный Чарльз наслаждается изящной наукой математикой с ее арифметическими подсчетами, геометрическими графиками и шахматными задачами.
Доджсон считал, что мир – огромная головоломка, состоящая из других головоломок поменьше. Что то вроде глобальной вселенской матрешки, которую не так то просто открыть. Но все же можно. И не только открыть, но и добавить еще несколько головоломок (придумывание логических игр, ребусов и задач занимало его).
День профессора Доджсона выглядел примерно так:
Подъем с рассветом – завтрак — работа – короткий обед – снова письменный стол – ночь. бессонница. придумывание головоломок – утро. записывание придуманного
Жизненный алгоритм, который, казалось, ничего не может нарушить.
[Общение]Застенчивый, профессор математики мало общался с женщинами. Он страдал заиканием, но порок исчезал, как по волшебству, когда в разговор с ним вступали юные девочки. Не удивительно, что слухи и сплетни «о его особом отношении» долгое время не расставались с ним.
Его любимицей была Алиса Лидделл. Если верить все тем же слухам, она была единственной, кому Чарльз предложил руку и сердце.
Юные создания были для него источником вдохновения. Но не все разделяли его выбор муз: во многие дома профессора не приглашали, а мать Алисы и вовсе сожгла переписку Доджсона и своей дочери. Хотя сам он никогда не переходил ту границу, которую легко преодолевает словесная клевета: Чарльз мог посадить на колени или поцеловать девочку, только если позволяли ее родители.
Безымянный двойник ученого тем временем начал пробуждаться, постепенно, чтобы не испугать Чарльза. Первым шагом было их совместное творчество в гостях у Лидделлов, когда на пикнике они рассказали дочерям ректора сказку. Рождение волшебной истории про Страну Чудес стало началом взаимовыгодного сотрудничества между Чарльзом и его вторым «Я».
С тех пор прошло шесть лет. Берег реки Чарвелл. Толпа детей. Алиса. Но не Лидделл, а Рейке. Общаясь с Другой Алисой, уже Другой Чарльз пишет вторую книгу «Сквозь зеркало и Что там увидела Алиса».
История также возникает из реальности, искаженной воображением двоих — Чарльза и Льюиса.
Они угощают девочку апельсином и подводят Другую Алису к высокому зеркалу в гостиной:
-В какой руке у тебя апельсин?
-В правой
-А у девочке в зеркале, так похожей на тебя, в какой руке апельсин?
-В левой
-Как ты это понимаешь?
-Если бы я стояла по ту сторону зеркала, он был бы у меня в правой руке
По книге, писатель, в образе Белого Рыцаря приводит Алису к победе, и она становится королевой. В реальности Алиса помогает Кэрролу найти самого себя между двумя личностями, которые, наконец, примиряются.
Некоторые сравнивают «Алис» с компьютерной игрой, проецируя смысл на современные реалии.
[Белый кролик – проводникПрисказки-заклинания – дополнительные жизни
Пирожки, увеличивающие и уменьшающие рост – трансформаторы
Сад, лес, домики — дополнительные уровни
И тд
А для кого-то «Алиса» что-то вроде модели взаимоотношений «врач-пациент».
В 2000 году состоялся релиз компьютерной игры American McGee’s Alice, в которой объединилось и то и другое. Только здесь все более брутально. Пожар, родители Алисы погибают, и она оказывается в психиатрической клинике, где в ее воображении разворачивается волшебный искаженный мир, в котором жизнь всем отравляет Королева. Так, проходя уровни, вы «лечите» Алису от серьезной психологической травмы и в конце игры, (если, конечно, у вас хватит духу пройти ее до конца и не сойти с ума) Алиса покидает здание лечебницы.
При этом Гейм дизайнер Американ Макги, который занимался разработкой игры, после создания этого психоделического квеста лег в больницу с нервным истощением. Так что «все не то, чем кажется»..
После успешного релиза в прошлом году вышла и вторая часть — «Alice: Madness Returns», и вполне возможно, что будет и третья.
Так что профессор Чарльз/Льюис внес своим произведением вклад не только в литературу и в развитие воображения, но дал импульс, позволяющий нам самим добавлять в матрешку-головоломку-жизни свои собственный ребусы.
С Днем рождения, профессор. Вам бы понравились современные головоломки…