Куда пойти учиться?
Наступает весна, и меня, как журналиста, пишущего об образовании традиционно начинают атаковать знакомые и знакомые знакомых: ребенок идет в первый класс, какую школу выбрать? На это я всегда отвечаю: для начальной школы больше подойдет близлежащая старая-добрая английская (немецкая, французская, испанская) спецшкола (язык пригодится в любом случае). Но при этом главное — узнать, какая учительница набирает первый класс. Ее человеческие и профессиональные качества, а также близость школы к дому – самое главное для маленького ребенка. О качествах учебного заведения и учительницы лучше всего скажет народная молва, мнения детей и родителей. На сайте школы с безупречной репутацией часто встречаются ужасающие высказывания. Они легко развеют любой мифический рейтинг.
Учебные результаты — количество высокобалльников по ЕГЭ, победителей олимпиад и т.д. – о качестве школы не свидетельствуют. Просто в более продвинутые школы отдают своих детей родители, которые обреченно тратят деньги на репетиторов (те и готовят детей к ЕГЭ и олимпиадам). Школа же, за редкими исключениями, тут ни при чем.
Что касается «школ повышенного уровня», то в целом в стране их где-то 12 процентов, и в них учатся не более 17 процентов школьников страны. Родителям будущих первоклашек о них думать рановато. В гимназии и лицеи принимают только в старшие классы, когда ребенок хоть как-то определился со своими склонностями. Впрочем, не совсем так: в «повышенную» категорию попадают и школы с углубленным изучением какого-либо предмета или Центры образования, совмещающие классы разного типа. Туда поступают с первого класса.
В рейтинг вошли 597 гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов, образовательных центров Москвы, Московской, Самарской, Новосибирской, Иркутской областей, Красноярского края, Пермского края, Республики Удмуртия. Москва участвовала в рейтинге на добровольной основе и выставила лишь 14 школ.
Учебные заведения оценивали по четырем направлениям. 1) Возможности индивидуального развития. 2) Результаты обучения (ЕГЭ, олимпиады и т.д.). 3) Условия обучения (безопасность, интернет, социальная однородность учащихся). 4)Доступность обучения (платность, доля детей из других районов, доля детей с ограниченными возможностями, доля детей, которым выделяется соцподдержка, и хороший сайт).
По словам Марка Аграновича, исполнительного директора Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования, (они готовили этот рейтинг совместно с РИА Новости) наиболее высокиеучебные результаты демонстрируют математические школы и школы гуманитарного профиля. При этом наилучшие условия для индивидуального развития детей обнаружены в школах художественно-эстетического воспитания. А просто наилучшие условия обучения зафиксированы в языковых школах.
Что радует? То, что в первую тридцадку вошли школы всех регионов-участников рейтинга. Наиболеедоступное образование повышенного уровня – в Московской области. Красноярский край и Новосибирская область решили каким-то образом вопрос равенства доступа к качественному образованию. Там наиболее ровные результаты – нет особо сильных школ и совсем слабых.
Полной неожиданностью оказалось то, что сельские школы не всегда уступают городским. И что школы из небольших городов могут с успехом конкурировать со столичными. Любопытно, что на показатели качества обучения (и места в рейтинге) влияет наличие дополнительных необразовательных услуг. То есть, если в дополнение к еще одному языку в школе есть хор или какой-то кружок, это очень хорошо сказывается на результатах обучения по основной программе.
Какие же они продвинутые?
Сомнения в нужности рейтинга, оценивающего качество «продвинутых школ», вызывают несколько ошеломляющих фактов, приведенных Марком Аграновичем. Оказывается, 20 процентов продвинутых школ имеют меньше 50 егэшных баллов по русскому языку и математике. А 47 процентов учеников математических школ не набирают 50 баллов по математике на ЕГЭ. Это – продвинутые школы?
Возникает законный вопрос: а что измеряет такой рейтинг? Кому он нужен? Глава Рособрнадзора по Иркутской области Александр Костин, правда, сказал, что после рейтинга часть школ понизили свой «повышенный» статус. То есть, рейтинг в какой-то мере важен для чиновников (а вовсе не для родителей).
Конкретные данные и вовсе вызывают недоумение. Так, бесспорно одна из лучших в стране, столичная «Пятьдесят седьмая школа» занимает лишь восьмое место в рейтинге по Москве. Ну, допустим. Но в сводном рейтинге восьми регионов России она 47-я! Это иначе, чем бредом сивой кобылы назвать нельзя. То же самое касается знаменитого Колмогоровского лицея (СУНЦ МГУ), который по Москве – четвертый, а по России – 5-й. Но он же дает выпускников мирового уровня. А знаменитая «Московская гимназия на Юго-Западе № 1543» по Москве на последнем 14-м месте, а по России – 135-я!
Для сравнения, в Московской области, представившей практически все свои 288 школ повышенного уровня, на первом месте – Лицей №8 из Электросталя. В сводном рейтинге он занимает 4-е место, опережая СУНЦ МГУ.
Дело не в рейтингах
А вообще-то дело не в рейтингах. Они, с большим или меньшим успехом, измеряют некие формальные параметры. Дело в том, что со школами у нас в принципе — дело плохо. По мнению Дмитрия Иванова, ведущего научного сотрудника Педагогической Академии постдипломного образования, «школьное образование нужно перестраивать. У нас хорошее формальное образование. Только почему-то экономика — в дерьме. Все по известной поговорке: почему вы такие бедные, если такие умные? Значит, с одной стороны, это формальное образование нацелено не на то. А с другой стороны экономика не дает своего запроса: она тоже не развивается. Значит, экономике не нужны люди с новыми качествами и умениями. А образование – та система, которая является центром общественно-экономических преобразований. Если же у нас модернизация и инновационная экономика (как это декларируется), значит, нам нужны критически мыслящие, инициативные, сомневающиеся, спорящие люди. Но вся нынешняя система образования направлена на то, чтобы ты ни в чем не сомневался, тихо учился и не вякал».
Ни для кого не секрет: редкая школа приносит ребенку радость. Она не только не увлекает его учебой, а часто от нее отвращает. Развивает краткосрочную память, нацеленную на механическое запоминание. Павел Шмаков, директор Лицея имени Лобачевского в Казани, до этого, в течение десяти лет работал в финской школе (школы Финляндии, по показателям международного исследования достижений учащихся PISA- лучшие в Европе). Он рассказал: «Если в России мы говорим о знаниях, олимпиадных успехах, поступлениях, то в Финляндии — о том, что ребенок должен быть счастлив в школе. Я пытаюсь делать, чтобы ребенок хотел идти в школу, чтобы он был в ней счастлив. Мы настолько редко об этом говорим»! А другой учитель – Андрей Успенский из Череповца продолжил: «Школа – для того, чтобы дети получали знания в обстановке счастья».
Напечатано с разрешением. Оригинал: http://russ.ru/pole/SHkola-dlya-togo-chtoby-deti-poluchali-znaniya-v-obstanovke-schast-ya