Рабы не мы! А кто?

Все на свете мы сейчас воспринимаем сквозь призму выборов. Интернет пестрит видео и обсуждениями «каруселей» из гастарбайтеров, которые накручивали голоса одному из кандидатов. Или вот сторонники нового президента на Манежной — они сами пришли, или им велели, а они в силу своей рабской психологии не смогли отказаться?

Недавно специальный представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) доктор Мария Грация Джаммаринаро подготовила доклад по противодействию торговле людьми. Жертвами становятся миллионы, преступные доходы исчисляются миллиардами. Как уберечь и уберечься, что делать и, самое главное, кого наказать?

Но в то же время у нас перед глазами сотни и тысячи людей, которые сами горят желанием продаться в рабство. Зайти в Subway за сэндвичем, и вот, перед тобой человек, который занимается рабским трудом за два доллара в час. Или пройти мимо строительного рынка: там тоже кучкуются люди среднеазиатской наружности, желающие продаться в рабство. Или они все-таки от рабства сбежали и хотят подзаработать в мало-мальски европеизированной стране?

Наше законодательство за последние лет 10 мало-помалу приближается к европейскому. И миграционные правила в РФ становятся всё мягче, иностранцам, кому неделю, а кому и три месяца можно жить без регистрации. И дело не только в росте нашей цивилизованности, приезжие из Средней Азии покладисты и готовы на всё. Трудятся на стройке, грузчиками на фабрике. Считается так, что местные приходят, поработают день и больше их не видно – тяжело мешки да кирпичи ворочать целый день с утра до вечера, иногда в две смены.

С 2010 года ввели у нас «патент», документ, который мигрант может купить. С прошлого года более сотни тысяч трудовых мигрантов получили патенты для работы у физических лиц. Предприятия не имеют право брать на работу человека с таким патентом, только физические лица.

Порядок получения патента такой: иностранец, приехавший в Россию, платит в «Сбербанке» за патент. В районном отделении Управления федеральной миграционной службы (УФМС) ему выдают пластиковую карточку, которая очень похожа на "разрешение на работу", но в верхней части жирными буквами написано "ПАТЕНТ". Стоит он одну тысячу рублей, выдается на срок от месяца.

Мигрант может продлевать документ. Дня за два до окончания срока действия патента, который даётся на месяц, человек должен оплатить госпошлину на следующий месяц, происходит автоматическое продление действия патента. Квитанцию об оплате нужно носить вместе с патентом. Такой пакет документов может быть использован до года при условии регулярной оплаты.

Патенты выдаются тем иностранным гражданам, которые намерены работать, например, помощниками по хозяйству, садовниками, сиделками, нянями, гувернанткам и, конечно, на строительстве — если хозяин строит дом своими силами, без привлечения юридических лиц. Учитывая размах коттеджного строительства в Подмосковье, законное устройство мигрантов на работу с помощью покупки патента — имеет большие перспективы.

Раньше, напоминаю, на дачи, в частные дома заглядывали сотрудники миграционных служб, участковые, которые проверяли, не работают ли где нелегалы? Если их обнаруживали, хозяину грозил штраф. Если иностранец незаконно работал, например, на строительстве загородного коттеджа, то хозяин платил штраф от 2 до 5 тысяч рублей. Размеры штрафов для должностных лиц — до 50 тысяч рублей, для юридических — до 800 тысяч рублей за каждого нелегально привлекаемого иностранного работника. В прошлые годы работодатели физические лица заключили в год с иностранными работниками всего около двух сотен трудовых договоров.

Теперь за год в одном только Подмосковье выдано около 120 тысяч таких документов. В основном их получили граждане из ближнего зарубежья. А поступления в бюджет области от продажи иностранным гражданам патентов на работу составили в прошлом году полмиллиарда рублей.

Минувшим летом процедура легального трудоустройства ещё более упростилась. Уже три месяца работает законодательное новшество по постановлению № 654 от 4 августа "О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Теперь иностранцам можно находиться на территории России без уведомления о прибытии целую неделю. По старым нормам этот срок составлял три дня. И сообщать в миграционную службу об убытии — стало не нужно. Теперь Федеральная миграционная служба (ФМС) научилась отслеживать передвижение иностранного гражданина, начиная с момента пересечения им границы: постановка на миграционный учет и оформление разрешительных документов. На каждого гастарбайтера есть досье, в котором значится, на легальном или нелегальном положении находится он на территории России.

Подавляющее число мигрантов готовы платить налоги и работать. Экономике России требуются «рабочие руки приезжих» из ближнего зарубежья. Хотя за последние три-четыре года поток внутренней миграции снизился.

Обо всем этом говорили представители Международной организации миграции, Центра миграционных исследований, Управления содействия интеграции ФМС, депутаты Госдумы РФ.

Но есть и ещё интересные моменты. Вот, например, самые большие преференции по новым правилам миграционного учета предоставляются тем… чья годовая зарплата при работе в России превышает 2 млн. рублей. Считается, что это «высококвалифицированные специалисты». Как бы то ни было, эти спецы и члены их семей не обязаны заниматься миграционными формальностями в течение трех месяцев пребывания в РФ. Вот уж кого никак не назовешь рабами, скорее уж таковыми считают себя те местные жители, которые работают у таких специалистов…

И ещё, количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, ежегодно растет. Прошлый экономический кризис привёл к двукратному сокращению рабочих мест гастарбайтеров. Это значительно увеличило количество нелегальных трудовых мигрантов. Оставшиеся без работы иностранцы вынуждены были искать способы выживания. Каждый год количество преступлений, совершенных мигрантами на территории области, увеличилось на 20 процентов.

Каждое восьмое преступление на территории области совершают сейчас иностранцы. Недавно ещё было каждое девятое.

Зарегистрирован рост почти на 20 процентов по таким преступлениям, как мошенничество. С этим ещё можно как-то смириться, но почти на 12 процентов возросло количество особо тяжких преступлений, совершенных иностранцами. На шесть процентов — увеличилось количество тяжких преступлений, на 14 процентов — преступлений средней тяжести. В преддверии нового кризиса, о котором говорят, эти цифры выглядят особенно тревожно…

Да, может быть, механизм привлечения иностранной рабочей силы должен быть более гибким. Необходимо точнее определять список профессий, на которые будут набирать мигрантов. Свои особенности трудового рынка есть у каждого региона, поэтому полномочия по формированию рынка должны получить регионы.

Вообще квота на привлечение приезжих постепенно уменьшается. Но зато, по слухам, идёт торговля разрешениями на работу. «Разрешение на работу», которое стоит две тысячи, продается за 20 тысяч…

Вот и выходит, что если уж искать рабов, то рабство у нас случается явно не по национальному признаку и не по паспорту. Ведь бьют не по паспорту. Но бьют и обманывают отнюдь не только приезжих. То полицейские бьют и обирают мигрантов, мигранты – обирают, а порой бьют и местных. И пока мы не уясним для себя всей сложности картины, проблемы не решить, и никакие иностранные эмиссары нам не помогут.

Напечатано с разрешением. Оригинал: http://russ.ru/pole/Raby-ne-my!-A-kto

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.