С 28 марта в художественном салоне «Новая галерея» работает выставка авторских гобеленов Алексея Бандуры. Выставка получила название «юбилейная», потому что 28 марта у Алексея Бандуры – день рождения, об этом говорится на официальном открытии, и рядом с художником радостно толпятся его родственники и друзья, поздравляя сразу с двумя праздничными событиями. Под аккомпанемент странной модели контрабаса и электрического пианино мужчина в строгом костюме исполняет ретро-композиции в оригинальной обработке, звучит прекрасно и прекрасно вписывается в общую атмосферу. Ретро, именно ретро. Таким образом, выставка приобретает несколько камерный, и даже семейный оттенок с элементами славной прошлого; «Новая галерея» приспособлена для этого самым наилучшим образом по ряду причин.
Во-первых, удачное расположение – исторический центр города, улица Молодогвардейская, ранее – Соборная. Дом, где расположена «Новая галерея», принадлежал ранее купцу Гребежеву, и был создан зодчим Черноморченко в стиле ренессанс. Дело происходило в 1904 году. Федор Андреевич Черноморченко с 1901 по 1910 годы являлся архитектором Самарской городской управы, за это время он построил немало прекрасных зданий, многие из которых располагаются именно на улице Соборной.
Соборная, или Молодогвардейская, относится к числу самых старых улиц нашего города, проходивших в пределах Самарской крепости. Она начиналась от реки Самары, где ее берег прорезал огромный овраг, проходивший наискосок в сторону Троицкой площади. Когда в XVIII веке сносили крепостные укрепления, засыпали рвы, тогда же и покончили с этим оврагом. Дом №1 являлся полицейской будкой, дальше наползали друг на друга маленькие деревянные домишки стоимостью от 150 до 400 рублей. Сама улица являлась как бы общим единым двором. Все ходили к одному колодцу, в одну лавку, кололи дрова одним колуном, помогали друг другу: давали взаймы соль, муку, спички. По весне все вместе расставляли на Самарке огромные сети, а потом делили рыбу в зависимости от участия и числа ртов в семье. Кое-кто на задворках огородов высаживал красный острый перец, а потом, смолов его, торговал на Троицком рынке, пополняя тем самым армию «горчишников» с их нравами и традициями.
За Воскресенской (Пионерской) улица меняет свой облик. Здесь построили свои дома такие воротилы самарского бизнеса, как Яков Гаврилович Соколов (дома №56, 58, 60). Яков Гаврилович владел самой современной мельницей под мостом у Самарки, а также выстроил каменные дачи на Барбашиной поляне (санаторий им. Чкалова). Под №54 и 68 имела дома Вера Лаврентьевна Шихобалова, жена Павла Ивановича Шихобалова, чей личный дом с атлантами известен всему городу.
На противоположной стороне прекрасный дом выстроил себе Степан Борисович Сивинцев. Он, пользуясь удачным расположением недвижимости, сдавал свой особняк под Торговый дом братьям Пиннекер за высокую арендную плату. Братья Пиннекер имели модный галантерейный магазин, но в историю они вошли еще и тем, что их работники в 1910 году создали сберегательную кассу служащих.
На углу с Панской (Ленинградской) располагался дом владельца рыбных ловель на Волге Ивана Никифоровича Мясникова. Часть свободных помещений хозяин сдавал Торговому дому колониальных товаров Перлова, и под распивочную Огрызкова. Далее следовал дом хозяина кондитерской фабрики Гребежева в стиле «ренессанс», а под №84 находился дом Кирьякова, где торговали тульской мукой для блинов, икрой, швейцарскими, кавказскими, русскими, голландскими сырами.
В современном магазине «Ковры» располагался Торговый дом Попова, а в магазине «Светлый дом» — особняк купца Сурошникова. К 1903 году Сурошников выстроил на своем дворовом месте трехэтажный дом и использовал его как доходный, и под собственный магазин мануфактурных товаров на первом этаже. В подвале с 1910 года он имел собственную нефтяную электростанцию.
Напротив всего этого купеческого созвездия возвышался Новотроицкий торговый комплекс, построенный архитектором Вернером в стиле модерн. Над главным входом красовался герб Самары.
Сейчас напротив всего этого бывшего купеческого созвездия не то что бы возвышается, но расположен торговый центр «Юность» со сложной судьбой, и вот открыта «Новая галерея», отменно подходящая для презентации объектов декоративно-прикладного искусства: небольшие залы с исторической высоты потолками, и сам дух старой купеческой Самары с ее традициями и былой роскошью.
Сейчас в галерее представлены произведения мастеров, работающих с разными материалами – Алексей Бандура с его гобеленами, и москвичи братья Кирилловы с бронзовой скульптурой. Экспозиция в пространстве галереи выглядит единым целым – симбиоз твердого и мягкого, светлого и темного, холодного и горячего, эта вечная борьба и единство противоположностей. Они безупречно смотрятся вместе — изящные гобелены Алексея Бандуры и «бронза на грани полета» Вадима и Станислава Кирилловых.
Работы Алексея Бандуры известны сложной техникой, представленные на выставке образцы сочетают нити разной фактуры – от грубых шерстяных до нежных шелковых. Эти полотна украсят собой любой интерьер, это широко используется декораторами и снискало автору широкую популярность. Вот и сам автор, в окружении семьи, принимает цветы, поздравления и благодарности. Юбилейная выставка составлена из работ разных периодов, здесь можно увидеть и ранние произведения, и более поздние, например, над большой серией «Скифы» Алексей продолжает работать и сейчас.
Посетители расходятся неохотно, на улице поднимают воротники, спешат, закрывая лицо от резкого ветра со снегом, бегут к заброшенным в сугробах автомобилям, либо просто бегут по Молодогвардейской, бывшей Соборной.
информация курсивом с сайта http://www.samaraart.ru
Источник фото: http://greatgonchar.livejournal.com