Кликая мышью по заголовку "Названа причина драки между россиянами и стюардами на Евро-2012", я уже догадывался, что увижу. Просто вспомнил за секунду все разговоры про то, что во всех приличных странах печень напавших на полицейского мажут по асфальту. Вспомнил все эти телевизионные камлании о том, что шутки кончились, что цивилизация – это когда набедокуривших в местах массового скопления потчуют дубинкой, газком и хор-р-ошим сроком. Вспомнил, само собой, и закон о "хор-р-оших сроках". Всю эту строгую, стройную и последовательную государственную линию вспомнил и сразу же понял, что скажут наверху о драке в Вроцлаве.
Что ждал, то и сказали. Ребята пошалили на чужбине, Россия их не оставит, а что поляка отмудохали – это их, конечно, не красит, но ведь и пацанов можно понять: за своего вступились, хотели отбить у местных стражей порядка. "Мы, конечно, будем помогать своим, чем сможем", — пообещал глава РФС Сергей Фурсенко. Чувствуется, что слово "свои" здесь относится не только к гражданству. Едва не затерявшееся в анналах истории выраженьице "социально близкие", кажется, сумело-таки пережить непростые времена и избежать забвения (а там, чем черт не шутит, глядишь – добежит и до Госдумы, и Нарышкин, едва приметно усмехнувшись, скажет: "включите режим"). Когда Путин предлагал в январе футбольным фанатам "отбуцкать" Сергея Фурсенко за углом, "чтобы он передал брательнику наш привет", это, конечно, была шутка, но в одной такой шутке больше жизненной правды, чем в тысячах официальных заявлений. Государство говорит с агрессивным хулиганьем на одном языке. Мне совершенно не хочется оправдывать Толоконникову или Александру Духанину, но неприятно осознавать, что им Путин или иной представитель власти не улыбнется, не пошутит с ними, не предложит отбуцкать кого-нибудь. С ними государство говорит иначе – устами Чаплина и Пескова.
Если же взять студентов с Северного Кавказа, подравшихся с ОМОНом в Москве у общежития Академии имени Маймонида, то государство вновь меняет тон. "Наши студенты – многие спортсмены. И просто когда дрались, некоторые применяли борцовские приемы", — поясняет очевидец драки. Просто применили борцовские приемы, когда ОМОН пытался задержать их товарища. Это же так естественно: болельщики в Вроцлаве поступили так же. Студентов привлекли к административной ответственности, теперь им грозит штраф до тысячи рублей или арест до 15 суток. А чего вы хотели? Оштрафовать на миллион и печень по асфальту размазать? Не за что – они ж не политические.
Почувствуйте разницу. Говорю это не для красного словца, а потому, что разница эта – смыслообразующая для российской государственности. Все мечты о законности, порядке, гражданском обществе (да были ли они? Медведев любил помечтать, но верил ли он сам в реальность тех картин, которые рождало его воображение?) – все они разбиваются об это деление на своих и чужих. Быть чужим в своей стране никто не хочет – это первопричина начавшегося бурления.
Сейчас говорят, что люди вышли на улицы из-за кризиса. Из-за безработицы и отсутствия перспектив. Полноте. Вся история XX века нам показывает (не люблю слова "учит"), что нужда и безнадега только обессиливают народ, заставляя людей думать о выживании, а не о митингах. И в 20-е, и в 30-е годы люди умирали от голода, но не шли на баррикады. А случившиеся полвека назад новочеркасские события были спровоцированы не нехваткой еды, а издевательской фразой директора Курочкина: "Не хватает денег на мясо – ешьте пирожки с ливером!". Человек переносит лишения легче, чем унижение. Нехитрая мысль "ты здесь никто", которую государство нам высказывает на протяжении последних лет на разные лады и со всевозможными вариациями, дошла уже очень до многих. И рабочие Нижнего Тагила мирятся с властью не потому, что лучше накормлены, и не в силу каких-то особенностей своего менталитета, а просто потому, что власть еще не успела их оскорбить. Просто руки не дошли.
Это деление на своих и чужих я не придумывал и даже не обнаруживал: власть не только не скрывает его, а говорит о нем практически прямым текстом. Тот же Фурсенко, разобравшись с пошалившими на Евро-2012 фанатами, строго предупредил, чтобы во время запланированного на 12 июня шествия российских болельщиков по Варшаве "никаких политических мотивов" не было. "Если же кто-то попытается их внести, получит жесткий отпор со стороны полиции", — с нескрываемым удовлетворением отметил глава РФС, выразив надежду, что "организаторы марша это учтут". Я почему-то думаю, что эти его слова не только к Варшаве относятся.
…Но до чего же легким они делают для нас выбор! В общем-то и выбора не оставляют: идти или не идти.
Напечатано с разрешением. Оригинал: http://russ.ru/pole/Social-no-blizkie