«Сотворение мира»: пермский вариант

30 июня в Перми прошёл один из самых заметных музыкальных фестивалей России – «Сотворение мира». Программа переехавшего в этом году из Казани шоу была, как обычно, полна имен культовых артистов мирового уровня. При этом публики на новой площадке оказалось в разы меньше, чем в прежние годы. Организаторы не скрывали досады от этого факта. Да и артисты, кажется, были удивлены не меньше…

По большому счёту, трудно сказать, какая судьба уготована самарскому фестивалю «Рок над Волгой». Несмотря на заявления организаторов о второй сцене и каком-то хедлайнере невиданного уровня в следующем году, понятно, что в проведении таких масштабных событий первую скрипку играет политическая воля. Будет ли она в следующем году, учитывая пертурбации на политическом поле Самарской области, покажет только время.

Тем интереснее то, что произошло в этом году с «Сотворением мира». До весны казалось, что фестиваль, один из главных брендов Казани, никуда не может переехать из столицы Татарстана. Но стройки, связанные с Универсиадой-2013, помешали провести «Сотворение мира» в традиционных декорациях площади Тысячелетия под стенами Кремля и минаретами мечети Кул-Шариф. Другой площадки для фестиваля в огромном городе-миллионнике тоже почему-то не нашлось.

А это, скорее всего, именно то самое отсутствие политической воли. Казань лишилась фестиваля, а организаторы поимели невероятное количество проблем, связанных с необходимостью переезда мероприятия в другое место.

Буквально чудом удалось перевезти «Сотворение мира» в Пермь. Распоряжение о проведении фестиваля в городе, претендующем на звание культурной столицы, подписал уже экс-губернатор Пермского края Олег Чиркунов за несколько часов до своей отставки. Дальнейшие события, связанные с подготовкой фестиваля, были не столь открыты для публики, но совершенно ясно, что организаторы перевозящие столь масштабное событие за сотни километров от места его традиционного проведения за несколько месяцев, были поставлены в экстремальные условия. Скудность информации о «Сотворении» даже заставляла усомниться, что в Пермь прибудет один из лучших гитаристов мира Джон Маклафлин и калифорнийцы Faith No More, «разбудившие» своим творчеством добрую половину нынешней мировой альтернативной сцены.

Забегая вперёд, скажем, что эти титаны мировой популярной музыки второй половины 20 века в Пермский край всё же прибыли. Голландские специалисты поставили на площади перед театром «Театр» один из лучших звуковых аппаратов, которые можно вообще услышать в России (сравнивать его с тем, что звучало в этом году на «Роке над Волгой», даже смешно). А что же публика?.. А публика практически не пришла. И почти не приехала из других городов.

В «пиковые» моменты фестиваля, когда играли хедлайнеры, по нашим оценкам, одномоментно у сцены находилось около 5000 человек. Организаторы, избалованные казанским опытом, ожидали увидеть на фестивале как минимум в 10 раз больше публики. Причин этому можно найти очень много. Пермяки сетовали на мизерное количество рекламы мероприятия, патриотически настроенные казанцы отказывались ехать на традиционный праздник в другой город. Неохотно ехали в «культурную столицу» и гости из других городов. Один из главных бичей шоу-бизнеса в России, обусловленный гигантскими расстояниями и неудобством транспортного сообшения, сыграл на полную катушку… Кроме того, параллельно в Перми проходил фестиваль Rock-Line, который, надо заметить, по составу участников разнился с «Сотворением», как смотр дворовой самодеятельности с выступлением филармонического оркестра. Но, по сути дела, все эти причины – не основные.

Принцип из песни Захара Мая «Главная проблема музыки в России – это ты» — вот, по сути дела, главная причина провала фестиваля. Стоит задаться вопросом: «Сколько людей ездили на «Сотворение мира» в Казань слушать изящно отобранную организаторами музыку, а сколько просто потусоваться в одном из главных туристических центров России по приятному поводу?»

Фестивали, поддерживаемые из федерального или регионального бюджетов, должны выполнять культуртрегерскую функцию. Скажем, «Рок над Волгой» изначально такой функции не имел. На нём выступали коллективы, которые и без того собирают немалую аудиторию как в столице, так и провинциальных городах. В этом году с приездом таких групп, как, например, Garbage, самарский фестиваль сделал полезный крен в эту сторону. «Сотворение мира» — пожалуй, было чуть ли не единственным российским фестивалем, на котором звучали исключительно значимые в рамках мировой сцены коллективы, в большинстве своём обречённые на финансовый провал выступлений где-либо за пределами Москвы или Санкт-Петербурга. Это был бесценный пример для российской провинции, когда попутно с хорошо известными именами российской рок-сцены посетители фестиваля приобщались к мировым звёздам, почти фантастическим образом оказавшимся на российских просторах. И по фестивальному сет-листу Казань оказывалась в одном ряду, например, с Барселоной и Будапештом.

В Перми удалось сделать всё то же самое. Только играли звёзды перед почти пустой площадью. Кажется, что все зёрна современной культуры, брошенные Маратом Гельманом на пермскую почву, всходят крайне неохотно. Складывается ощущение, что всё это попросту не нужно населению. Понятное дело, что большая часть жителей любого города далека от проблем культуры, но в случае Перми доля населения, воспринимающая новые культурные веянья, невероятно мала по меркам российских городов. В этом году организаторы «Сотворения» обошлись без традиционной «заманухи» для публики в виде топовых российских артистов. В итоге на фестиваль пришла и съехалась из других городов кучка эстетов, немного разбавленная зеваками.

Судьба «Сотворения мира» остаётся абсолютно неопределённой. Не ясны не только место проведения фестиваля в следующем году, но и шансы на его продолжение. Будет невероятно обидно, если страна потеряет культурное событие, в рамках которого в российской провинции впервые выступили музыканты King Krimson, Manu Chao, Gogol Bordello, Public Image Limited и многие другие именитые коллективы.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.