Кастрация выгоднее убийства

Если исходить из опыта Санкт-Петербурга, кастрировать бездомных собак выгоднее, чем убивать. Это просто и понятно, хотя и кажется, что грубовато. В Самаре же проблема с регулированием численности безнадзорных животных не решается годами, что можно объяснить отсутствием взаимопонимания между экологами, чиновниками и жителями города. Вольно интерпретируя классика, кто виноват из них – судить не нам, но только животные и ныне там. Попробуем разобраться, где и почему.

ДЕНЬГИ ОСВОИЛИСЬ?

На пресс-конференции в апреле руководитель департамента благоустройства и экологии Евгений Реймер сообщил, что на решение проблемы с безнадзорными животными будет направлено более 15 миллионов рублей

(а точнее 15,8 млн рублей). На эти средства из городской среды планировалось изъять 13,7 тысячи безнадзорных животных. Исполнителем услуг по отлову являлось ООО«БиС».

2 июля прошло совещание при главе города, на котором руководитель департамента благоустройства и экологии Евгений Реймер заявил о том, что на сокращение численности бродячих животных может быть дополнительно направлено 15 млн руб. При этом ООО«БиС» уже не занимается отловом животных, исключая экстренные случаи (нападения животных на человека, покусы и т.д.). У них закончился контракт, и дата заключения нового контракта пока неизвестна.

Может быть, а может и не быть. В целевых городских программах решение проблемы с безнадзорными животными тоже никак не прописано. Ни в одной.

Здесь как-то сразу вспоминается Остап Бендер: «Вот все, что осталось от десяти тысяч. 34 рубля. А я думал, что у нас еще тыщ семь на текущем счету. Как это получилось? Все было так весело, мы заготовляли рога и копыта, жизнь была упоительна, и Земля крутилась специально для нас, и вдруг…»

Весной волонтеры и активисты проводили пикеты и акции, чтобы привлечь внимание общественности и администрации к проблеме. Но волна внимания отхлынула, и теперь полный штиль. Защитники животных писали письма, и открытые, и классические, к администрации, Азарову и даже президенту. Тишина. Даже виртуальное правительство со своим спорным документом ушло в тень.

Сейчас, конечно, время отпусков. Лето.

И мало кому хочется заниматься городскими проблемами. Но пока чиновники отдыхают, собак меньше не становится. Кстати, о количестве и качестве: система подсчета безнадзорных животных в Самаре не очень хорошо проработана. Поэтому точно сказать, сколько в городе безнадзорных животных, невозможно.

НЕ ТОЧНЫЕ ЦИФРЫ

Всех бездомных животных в городе не сосчитать. А считают по определенной методике: среднее количество в квадратах, на которые поделен район. Плотность «населения» везде разная.

По крайней мере, единой статистики нет. По информации зоозащитников, «в начале года Сергей Симак назвал цифру в 14 тысяч. К началу июля, по данным департамента ЖКХ, отловлено 12500 животных. Реймер на июльском совещании сообщил, что это 94% от плана. Он также отметил, что дополнительные деньги, выделенные на решение проблемы, позволят снизить количество безнадзорных зверей до 8-9 тысячи, остановить рост их численности.

Для большей эффективности было принято решение – увеличить количество бригад в два раза и перейти на усиленный режим работы в две смены. Так департамент по благоустройству планирует решить проблему уже к середине июля. Вспомним, что на данный момент ни с одной компанией не заключен договор по отлову животных. Так что непонятно, какие бригады будут заниматься отловом.

С учетом того, что каждый год выделяются большие суммы на решение проблемы, а она все никак не решается, вряд ли к середине июля бродячих животных станет меньше. Кстати, сейчас как раз середина месяца, до конца июля осталось всего ничего – чуть меньше двух недель…

Вроде люди серьезные, взрослые…

И здесь мы переходим к вопросу об ответственности. Она бывает разная. Сейчас нас интересует законодательная, общественная и личная.

На законодательном уровне должен быть принят закон «Об ответственном обращении с животными». Он должен включать в себя как минимум обязательную регистрацию владельческих собак и другие меры. Разработкой этого закона весной занималась Общественная палата, и вроде как даже есть «черновик». Но здесь опять все туманно и неясно.

В апреле на одном из заседаний Общественной палаты подробно рассматривался этот вопрос и были сформулированы рекомендации практически для ВСЕХ, а точнее для Самарской губернской думы, для органов местного самоуправления области, для граждан и общественных организаций области, для СМИ и образовательных учреждений.

За прошедшие месяцы закон так и не был разработан. Интересно, сколько же нужно времени на разработку такого закона? Стратегию развития города в Самаре разработали за год и, несмотря на все ее недостатки, все-таки представили общественности. А здесь – один закон. Если его так сложно разрабатывать, было бы очень интересно посмотреть на черновой вариант, размещенный где-нибудь в Сети, чтобы любой житель города мог предложить свои замечания, ведь у нас же власти вроде как интересуются мнением людей.

С другой стороны, вокруг темы безнадзорных животных в Интернете всегда поднимается буря, которая оставляет после себя только разрозненные мнения и неприятный осадок.

В Сети это как-то было названо «псино-срач». В данной ситуации в споре не рождается ничего, кроме длинного хвоста из комментариев в том же ЖЖ. Здесь мы подходим к личной ответственности. Ведь мы в ответе не только за тех, кого приручили, но еще и за тех, кого отловили, стерилизовали или умертвили.

Личную ответственность каждого, кто принимает участие в решении проблемы с безнадзорными животными, можно было бы регулировать и контролировать законодательно (принятием закона и программы по стерилизации), а также с помощью волонтеров, которые следят за тем, как этот закон выполняется и насколько точно реализуется общественная программа.

На тот момент, когда ООО«БиС» занималось отловом животных,волонтеры пытались организовать контроль за тем как выполняются условия договора. Зоозащитники говорят, что в ходе таких проверок было выявлено множество нарушений, но обнародовать эти данные они пока не хотят, так как надеются, что при заключении следующего контракта все замечания будут учтены.

И, возвращаясь к личной ответственности, – в городе существуют кинологические организации, питомники, где разводятся породистые животные. Несут ли они ответственность за каждого проданного зверя, следят ли за его дальнейшей судьбой?

Волонтеры в некоторых самарских приютах, например, после того как отдают животное в добрые руки, составляют договор с каждым новым владельцем и периодически проверяют, как живется зверю на новом месте.

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО

На данный момент проблему безнадзорных животных не решает никто. Все просто. Власть молчит. Зоозащитники готовят письмо губернатору, но тоже особых надежд не питают. Кинологические организации занимаются своим делом – разводят, продают, демонстрируют на выставках наиболее подходящие по стандартам образцы породистых собак. Заводчики животных поступают по совести, у кого она есть – заботятся о своих животных, проводится обязательная консультация ветеринара, а у кого совести нет – выбрасывают. Но здесь тоже все неоднозначно и много вопросов. Ведь животное может и потеряться, и убежать, и поскольку домашнего питомца поймать гораздо проще, чем дикую собаку, которая хорошо знает свой район, то она может случайно попасть на «утилизацию».

Никаких диалогов «между» не происходит. Получается, что каждая организация функционирует в своем футляре – бюрократическом, или волонтёрском, или кинологическом.

Был такой замечательный персонаж советского мультика, который все время говорил: «Давайте жить дружно». Это наивное предположение, что все структуры объединятся и решат проблему вместе, но оно имеет право на существование. К тому же для этого всего-то нужно уделить друг другу внимание, послушать мнения сторон. Тем более что ситуация не тупиковая и есть проверенный вариант решения проблемы.

СТЕРИЛИЗОВАТЬ ВЫГОДНЕЕ, ЧЕМ УБИВАТЬ

Экологи, зоозащитники и ученые говорят о том, что есть программа стерилизации, которая в 2007 успешно была применена в Санкт-Петербурге. И это не то чтобы «по мнению экспертов», как обычно пишут, когда хотят придать статус и важность какому-то документу или публикации, это серьезное исследование, проведенное управлением ветеринарии Санкт-Петербурга.

Андреев Ю.А., начальник управления ветеринарии Санкт-Петербурга:

«Безнадзорных животных, нападающих и наносящих укусы, не более 10 процентов от всех случаев укусов домашними собаками».

Первостепенными задачами программы гуманной регуляции численности безнадзорных животных являются:

  1. Предотвращение появления потомства у безнадзорных животных путём кастрации по методу «БЕЗ ШВОВ И ПОПОН». Этот метод отличается от традиционного тем, что животному после проведения операции не требуется дополнительный уход и передержка в течение 7-10 дней. Животное отпускается через два-четыре часа в привычную среду обитания.
  2. Вакцинация животного от бешенства.
  3. Чипирование безнадзорного животного. Специальный электронный ЧИП даёт возможность идентифицировать животное в будущем.

Кроме этого на каждое животное заводится отдельная карточка, включающая в себя его описание, адрес места его обитания, номер чипа и фотографию непосредственно после операции. Данная информация заносится в общую электронную базу кастрированных животных.

После кастрации, чипирования и вакцинации проводится ампутация кончика уха, кроме того, на собаку надевается тканевый ошейник любого цвета на застежке. Эти манипуляции являются показателем того, что данная собака была проведена по Городской программе, и позволяют в дальнейшем предотвратить повторный отлов животного.

Кроме того, в Санкт-Петербурге действует Концепция о гуманном отношении к домашним животным, а с 2007 года признана неэффективной и прекращена практика регулирования численности животных путем отлова с целью усыпления.

На данный момент в Самаре в основном практикуется именно этот метод, и, судя по тому, что каждый житель города может видеть каждый день на улицах, – отлов и усыпление. И здесь возникает еще один вопрос: куда утилизируются трупы животных?

НЕЛЕГАЛЬНАЯ УТИЛИЗАЦИЯ

Трупы умерщвлённых животных хоронить нельзя. Для животных должны существовать специальные места утилизации. Здесь своя система – ветеринар из государственной станции по борьбе с болезнями животных должен выдать сопроводительные документы на транспортировку трупов к месту утилизации. А именно: ветеринарное свидетельство (в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469).

В Самаре обычно умерщвлённых животных сжигают в Дубовом Умете и делают из них костную муку. По словам некоторых волонтеров, которые своими глазами видели и комбинат и процедуру утилизации, «это очень жутко». К тому же местные жители жаловались на то, что некоторые животные поступают на утилизацию еще живыми. Теоретически это возможно: если при введении парализующего укола лекарства было недостаточно, то животное может быть доставлено на переработку еще в сознании.

Проблему с безнадзорными животными можно решить. Есть опыт Санкт-Петербурга. Есть люди, готовые заниматься этим и контролировать процесс. В Питере, по данным управления ветеринарии, на программу по стерилизации ежегодно выделяется 5-6 миллионов, у нас выделяется более 15 миллионов рублей. За такую сумму можно стерилизовать 5-7 тыс собак в зависимости от цены операции. Так что здесь уже опять возвращаемся к вопросу ответственности, а если копнуть глубже, то и совести. Но это уже другая история. Единичная газетная публикация не может отразить ситуацию полностью. Это не ежеквартальный доклад. Но мы можем представить хотя бы картину в целом.

И картина здесь в духе современного искусства – законодательный и межличностный хаос, сплошной абстракционизм. Булгаковское «разруха не в клозетах, а в головах», к сожалению, хорошо вписывается в современную городскую действительность.

2 thoughts on “Кастрация выгоднее убийства”

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.