Новый русский поп

В музее им. Алабина прошла выставка «Самара православная», на которую были привезены православные книги, церковная утварь, продукция монастырских подворий и иконы. Но самые большие очереди выстраивались перед иконой Николая Чудотворца и ковчегом с мощами Святителя Николая Чудотворца.

Святые мощи были привезены из Иваново-Вознесенской епархии отцом Нектарием. В интервью «Новой» отец Нектарий рассказал о своем храме, а также о доверии к церкви, духовных воинах, страдании и том, как слушать свое сердце с точки зрения христианской веры.

— Храм Святителя Николая Чудотворца был возведен в 1854 году по заказу помещика Молчанова. До этого на месте нынешнего стоял деревянный храм. История этого места восходит к 15 веку, как и село Никольское. Поскольку храм находится в очень плохом состоянии и нуждается в ремонте и реставрации, мы просим средства на его восстановление. Сегодня приехали на эту выставку в Самару попрошайничать в буквальном смысле.

Мощи в 2007 году пожертвовал нашему приходу ватиканский посол. Первое чудо, которое явилось перед этими мощами и перед иконой Николая Чудотворца, было нашей прихожанке. 22 мая она приезжала к нам на престольный праздник в честь Николая Чудотворца и просила, чтобы господь дал ей чадо. Вскоре она родила сына.

— Какие на вас возложены обязанности при епархии?

— Помимо того что я настоятель храма, при епархии я возглавляю три сектора по социальной защите – с бездомными, пожилыми людьми и инвалидами. Мы только начали заниматься социальной работой, но небольшие результаты уже есть. В нашем приходе есть одинокий человек, который потерял зрение, мы собираем для него пакет документов, чтобы определить его в дом престарелых. Это очень большая и затратная работа — его надо постоянно возить по врачам и потратить немало средств, издержки на себя взял наш приход.

В деревне очень тяжело самостоятельно жить, нужно дрова колоть, за водой к колодцу, а он не может, он слепой. Поэтому для него оформиться в дом престарелых – это радость. В городе Иваново существует государственное учреждение, которое открыли 8 лет назад, — ночлег для бездомных. Мы приезжаем туда служить молебны. Но помимо духовной помощи стараемся оказывать и материальную. В этом учреждении не предусмотрено питание для нуждающихся, поэтому наш приход собирается призвать рынки, компании к тому, чтобы они жертвовали продукты этому заведению. Как в русской пословице, сначала накорми, а потом допрашивай.

Когда я первый раз туда приехал, услышал вскользь, как один мужчина сказал: «Какой нам молебен, когда нам кушать хочется». Людей прежде всего нужно кормить.

— В какой роли вы видите себя для прихожан, тех, кто обращается к вам за помощью?

— Получается, что я выступаю как посредник и в социальной, и в духовной жизни людей. В селах и деревнях все бедные, и когда люди приходят в церковь и рассказывают о своих проблемах, они еще и просят о том, чтобы батюшка решил эти проблемы. А я же не администрация, ничего не решаю. Но иногда приходится бегать по казенным учреждениям, обивать пороги администрации, призывать к совести.

— Как вы считаете, насколько потеряно доверие к церкви, священнослужителям?

— Сегодня очень сложно найти людей, которые могли бы помочь, потому что в 90-е годы процветало мошенничество, когда люди выдавали себя за священников. Русский народ всегда доверял церкви, но сейчас ситуация сложная, потому что еще остались пережитки коммунизма. Сами видите, какая у нас идет информационная война.

В основном к нам приходят пожилые люди. Но летом мы устраиваем для мальчиков и девочек спортивные мероприятия. Для маленьких детей хотим просить построить детские площадки, хотя бы по одной на две деревни. Маленьких детей очень много, но места, где они могли бы играть, нет.

— Существуют два мира – светский и духовный, и в светском мире уход от мирской жизни считается скорее бегством, чем путем, приводящим человека к самому себе. Как духовное лицо, что вы можете сказать об этом?

-Действительно присутствует такой элемент в духовной жизни, но он ошибочный, ложный.

В наш монастырь иногда приходят люди не чтобы служить богу, а чтобы, скажем, скрыться от своих обязанностей. Были такие, кто скрывался от уплаты алиментов.

— Если у человека нет долгов ни перед близкими людьми, ни перед обществом? Кто в монастырь идет сознательно, чтобы отгородиться, может быть, не только от мирской жизни, но и от самих себя?

— Это такая индивидуальность. У каждого свой путь. Бог каждого приводит к его пути по-своему. Почему он ушел и посвятил себя богу – это божий промысел и божья воля. Мы, конечно, говорим очень абстрактно, но когда соприкоснетесь с этим сами, то поймете – через сердце.

— Человек, служащий в церкви, является свободным?

— Конечно. Апостол Павел говорил об этом – человек во Христе свободен от своих плохих поступков. Например, как апостол Павел говорил, я делаю то, что не хочу делать. То есть грешу, но не хочу. Например, осуждаю своего ближнего, но не хочу осуждать. Но когда почувствуешь в себе, что перестал осуждать, чувствуешь свободу от этого греха. Вот о какой духовной свободе я говорю.

— А ответственность перед прихожанами, ответственность сана? Ведь чем выше человек стоит в иерархии, тем менее он свободен. Чем выше сан, тем больше ответственность и, следовательно, несвобода. Это налагает ограничения.

— Священник – это духовный воин. Посмотрите, как ведут себя военные — у них дисциплина, и она должна быть. Так же и в духовности — должна быть дисциплина. Ведь там, где нет дисциплины, там хаос. Это закон.

Но тут дело не только в положении, статусе. Имя «христианин» — уже ответственность перед миром сим — проповедовать свою христианскую жизнь. Вспомните, когда в Риме разразилась страшная болезнь проказа и улицы были усеяны трупами, единственные, кто посмел дотронуться до мертвецов, убрать их тела и не боялся смерти, были христиане. Хоть на них показывали пальцем и говорили, что они чокнутые.

— Вы думаете, они убирали тела из религиозных соображений, а не потому, что это, условно говоря, с точки зрения санитарно-гигиенических норм было логичнее, чем оставлять их разлагаться на улицах?

— Тело человека – божий дом, и мы созданы по образу и подобию божьему, для нас это является мощью. Поэтому мы всегда так благоговейно хороним свое тело, любого человека. Это ценность.

А ценности сегодня подменяются, и мы это видим в современном мире. Но мы предлагаем, не внедряясь, не нарушая мир человека, который он сам хочет создавать, жить по заповедям божьим. Потому что, соблюдая заповеди, человек преображается, а если жить по законам греха, то человек превращается в карикатуру. То, над чем работает сатана, – искажает в человеке образ и подобие божие.

— Как понять, приходя к священнику, что ему можно довериться?

— Это очень сложно. Апостол Павел говорит – испытывайте каждый дух. Я считаю, что духовника нужно искать по сфере своей мирской деятельности. Есть священники, которые, например, были в мирской жизни корреспондентами. Нужно, чтобы духовник говорил с вами на одном языке. Ну, и сердцем, конечно.

— А как научится слушать сердце? Это же очень абстрактное выражение…

— По совести. Ведь когда мы делаем плохое дело – что у нас начинает внутри твориться? Есть такое выражение – угрызения совести. Совесть, кстати, это законник божий, который говорит, что нужно жить по заповедям божьим. А что такое заповеди божьи? Все говорят, что это то, что ущемляет человека. Но в заповедях человек, наоборот, обретает в себе правильный творческий образ своей жизни. Исполняя заповеди, приобретает в себе образ и подобие божье. А как сердце услышать? Думаю, что когда человек соприкасается с горем, то обращается к богу. Слышать начинаешь с приходом какого-нибудь печального известия.

— То есть в любом случае через страдание, утрату?

— Не всегда и не везде. Кого-то господь вызывает конкретно — иди и служи, и он чувствует сердцем. А кого-то вразумляет господь скорбью, болезнью близких или своей собственной. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. А в основном через скорбь. Но мы же хирургу разрешаем себя резать, чтобы он излечил. Так же и богу надо давать возможность. Не оттого, что бог злой. Бог это любовь — первые слова Иоанна богослова в Евангелии, он дает четкое определение.

— Раньше продолжительность жизни была гораздо меньше. Высокая смертность процветала. Сегодня люди живут дольше в среднем, чем тогда, но нет ли у вас ощущения, что они как живые мертвецы, в смысле ощущение преобладающей бездуховности?

— Да. Конечно, это есть.

Я родом из Самары, и в Ивановскую область попал по службе. В селе, куда я приехал, не было священника больше 70 лет. На меня как на диковинку смотрели. Я стал искать подход к людям. А как искать? Да никак. Потому что прийти и сказать: «Покайтесь» — это просто неуместно. Мы стали устраивать для сельчан чаепития, на которых вели беседы. В непринужденной обстановке люди начали постепенно интересоваться, открываться. И там был как раз образ, о котором вы говорите, образ живых мертвецов. Прошло пять лет, и многие ожили, потому что стали жить с богом. У них даже глаза другие стали.

— Общество с высокими технологиями, это хорошо или плохо? Не стали ли люди более закрытыми от такого обилия гаджетов, информации?

— Игнатий Причининов говорил, что мир будет прелестным, («прелесть» — это духовная болезнь). И то, о чем вы говорите, как раз называется прелестностью мира. А это враг рода человеческого, когда сатана уничтожает человека его же руками. Глобальный контроль через компьютер, во всяком случае, наработки уже есть.

— Даже не наработки, мы живем в этом. А как часто вы пользуетесь компьютером?

— Я работаю за компьютером, это удобно, и у нас есть сайт, на котором размещена информация о храме. Я считаю, что у этой палки два конца. Доступность для молодежи должна быть ограничена. Мама же не кормит своего ребенка грубой пищей, она кормит его молочком. Так же и здесь — нужно понимать, что все должно быть с любовью. Но для работы это полезно. Кто бы узнал о нас, о нашем храме и его бедственном положении, не сделай мы сайт в Интернете? Благодаря Интернету нам стали помогать, о нас узнали.

Но можно отравиться этим и умереть духовно. Так что сваливать все на современность неуместно. Все зависит от человека, все в его руках.

Более подробная информация о храме Святителя Николая Чудотворца на сайте http://www.svt-nikolay.ru/

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.