Наталья Соколова: право на доступ к Интернет

Черные молнии разят неожиданно точно… 26 ноября 2012 г. позвонили… « Натальи Леонидовны с нами больше нет…» Доктор философских наук Наталья Ленидовна Соколова создала в самарском госуниверситете уникальный проект — магистерскую программу «Социальная аналитика новых медиа и Интернет». Этим летом она согласилась побеседовать с ИА Свобода. Тогда это интервью не вышло в свет, сейчас, после того как Наталья Леонидовна ушла от нас, я счёл возможным опубликовать материал. Могу сказать только одно, Наталья Леонидовна Соколова сшила мою жизнь воедино, дальше тишина…

Справка: Наталья Леонидовна Соколова: доктор философских наук, доцент кафедры социологии и политологии, руководитель магистерской программы «Социальная аналитика новых медиа и Интернета». Область её научных интересов: критическая теория новых медиа, культурная теория, визуальные исследования. Русский редактор международного электронного журнала Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media (зарегистрирован в Великобритании, ISSN 2043, http://www.digitalicons.org/ ).

Что такое магистерская программа по новым медиа в самарском госуниверситете?

Название нашей магистерской программы «Социальная аналитика новых медиа и Интернет». Мы открыли эту магистерскую программу на социологическом факультете в прошлом году, эта магистратура первая по этому направлению в России, как это не парадоксально. На мой взгляд, это нонсенс, особенно, если учитывать ту роль, которую цифровые медиа и Интернет, или то, что мы называем новыми медиа, играет в жизни любого человека, особенно если учитывать тот факт, что сегодня мы уже не можем говорить о киберпространстве или о цифровом мире отдельном от реального мира, в котором каждый из нас живёт. Ясно, что специалисты в этой области очень востребованы. На западе такие магистратуры существуют последние лет десять — двенадцать. Они существуют в структуре любого университета, причём на разных факультетах, не только на социологических, но и на факультетах антропологии, дизайна, в зависимости от того, какую специализацию имеет университет.

Эта новая сфера не только меняет нас самих, нашу жизнь, но и создает некое новое пространство нашего обитания, работы, коммуникации, которые связаны с нашей повседневной оффлайновой жизнью, но тем не менее имеют собственные законы. В этом пространстве сегодня работают, занимаются политикой, организуют культурные события многие из нас.

Научить понимать закономерности жизни этого пространства, прогнозирование в этом пространстве и есть задача магистратуры. Год это срок ещё не большой, потому что ясно мы начинаем с нуля, методом проб и ошибок. За год стало ясно, что больше времени нужно уделить курсам, где изучаются конкретные эмпирические методы исследований, курсы, где приобретаются навыки интерпретирования проблем.

Насколько развиты новые медиа в Самаре, каковы их особенности?

Любая магистерская программа связана с командой, я как академический исследователь занимаюсь этой сферой, защитила диссертацию по новым медиа и участвую в нескольких проектах, в том числе являюсь руководителем единственного журнала, который пишет о цифровых медиа в Восточной Европе и Евразии. Поэтому мой научный интерес, здесь есть люди, которые могут вести соответствующие курсы по этим дисциплинам. Мы открыли эту магистратуру, я несколько раз общалась с людьми, которых заинтересовала эта магистратура и вижу, что очень часто люди не понимают, что такое магистратура, некоторые считают, что это второе высшее образование. Конечно нет! Мы набираем в магистратуру людей сложившихся, людей, которые в этой сфере работают, людей, которые имеют образование, причём не обязательно социологическое. Цель магистратуры – найти для них тот поворот в их работе, в их исследованиях, который смог бы помочь им в их работе, в их деятельности. Так работают все магистратуры. В Самаре мы просто раньше сделали, раньше успели.

Что касается цифровых медиа и Интернет в Самаре, то я не думаю, что можно ставить вопрос так, потому, что это не привязанное к конкретной территории пространство, хотя ясно, что самарские блогеры, активисты, деятели себя очень активно себя в этом пространстве выражают, поэтому полагаю, что всем вам хорошо известно, что есть страницы в фейсбуке, есть сайты, есть замечательный портал Засекин.Ру единственный в своём роде в России, как я поняла, где можно очень оперативно публиковать экспертные мнения о том, что происходит. Самарский ландщафт достаточно богат. Но в этом пространстве мы чувствуем себя гражданами мира, этим оно и привлекательно.

Право на доступ к Интернету признано одним из прав человека, как реализуется это право в России?

В прошлом году ООН назвал право на доступ в Интернет фундаментальным правом человека. Я знаю, как активно обсуждается проблема прав человека в Европе. Европейский союз поддерживает в этом смысле решение ООН. И речь здесь идёт о том, чтобы обеспечить доступ в физическом смысле, наладить инфраструктуру, и мы знаем, что сегодня в Европе это довольно свободно, чего не скажешь о нас. Wi-Fi до сих пор нет у нас университете. Но речь идёт не о буквальном физическом, технологическом праве на доступ в Интернет. Право на доступ в Интернет это конь, вопрос, как ты будешь пользоваться этим конём? В этом смысле то, что происходит у нас в последние месяцы можно назвать очень тревожным фактором, потому что можно физически обеспечить доступ в Интернет, но при этом не дать гарантии на самовыражение, на самореализацию в Интернете. А это немаловажные вещи! Насколько я помню, вторая глава конституции говорит о правах человека. Эти права просто невозможно реализовать без Интернета. Поэтому законы, которые приняты в последнее время, в частности, возобновление уголовного преследования за клевету, решение о создании сайтов к закрытию, они осложняют эту проблему. Практически при принятии этих норм даже не заявлялось обсуждение проблемы прав человека в Интернете.

Интернет это такая территория, где присутствует много теневых сторон, но речь идёт о том, чтобы принять эту новую территорию, понять её и работать с ней как с реальностью от которой уже нельзя уйти. Поэтому путь запретов — путь в никуда.

Есть ли в Самаре конкуренция между традиционными и новыми медиа?

Прогнозы делать дело не благодарное, почему? Потому, что мы не знаем какой новый гаджет изобретут и какая новая технология появятся завтра. Сегодня все традиционные СМИ представлены и Интернет, но это не значит, что они автоматически становятся новыми медиа. В том случае, если они не используют интерактивные возможности Интернета. На самом деле обратная связь, активное участие пользователей в жизни новых медиа не характеризуют сайты многих традиционных масс-медиа. Хотя есть те ресурсы, которые смогли трансформироваться и стать новыми медиа. Российский замечательный феномен, это телеканал Дождь. Фактически он выполняет функции общественного телевидения, это старый тип масс-медиа, которое стало новым, в том смысле, что он общедоступен, там есть обратная связь, зрители могут участвовать в обсуждении любой темы. Традиционным медиа всё труднее удерживать аудиторию, особенно молодую, которая привыкла жить в новом информационном пространстве.

Можно ли сказать, что будущее за новыми медиа?

Будущее в том смысле, что новые медиа покончили с монополией на истину, на информацию, на знание. Основная проблема традиционных медиа в том, что они создавали и навязывали информационную повестку дня. В новых медиа любой читатель, зритель, слушатель сам становится субъектом высказывания. В этом смысле новые медиа создают основу для демократизации масс-медиа, о которой мы все так мечтаем.

Магистранты без предмета для изучения не останутся?

Не останутся, хотя само название достаточно парадоксально — новые медиа, новые в том смысле, что имеется качественное отличие от традиционных или старых медиа. Хотя то, что сегодня является новым, завтра будет старым. Те, кто в нашей магистратуре учатся, без куска хлеба не останутся, в этом я уверена абсолютно.

Чтобы Вы хотели сказать своим будущим магистрантам?

Везде нужны думающие люди. Я думаю, что цель для меня как руководителя магистерской программы в том, чтобы не просто дать навыки анализа в данной сфере, а научить самостоятельно интерпретировать. Способность к пониманию того, что ты получаешь в ходе конкретных исследований, она не создаётся мгновенно. Это итог длительной работы, чтения, думания, дискуссий, к чему я и призываю своих магистрантов.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.