Школа гражданских лидеров в Самаре

Евгений Ясин сообщил глубинке, что она живет в 9 веке, а Сергей Пархоменко убедил, что настоящему гражданскому лидеру деньги без надобности.

Семинар «Школа гражданских лидеров» прошел в Самаре 23 декабря, в гостинице Holiday Inn. С девяти утра участники уже напивались кофе, чаем и поедали песочные печенья, ожидая учебы. В холле гостиницы разворачивалась рождественская ярмарка, стояли украшенные елки, к кофе подали молоко в кувшине.

Проект «Школа гражданских лидеров» позиционировался как образовательно-просветительский, его инициаторами стали Михаил Прохоров и Алексей Кудрин. Куратор проекта – Ирина Ясина, журналист, общественный деятель, руководитель клуба региональный журналистики — прибыла в Самару и открыла семинар небольшой приветственной речью. Помимо этого ожидались выступления Евгения Ясина — президента фонда «Либеральная миссия», Сергея Пархоменко – издателя, журналиста, соучредителя «Лиги избирателей» и организатора движения «Общество синих ведерок»; а также политического психиатра Александра Мордовина и Игоря Юргенса — председателя правления Института современного развития.

Первым выступил Евгений Григорьевич Ясин, темой его речи был заявлен волнующий вопрос «Приживется ли демократия в России?»; определенного ответа самарская публика не получила, зато сильно обиделась на указанное ей место. Евгений Григорьевич заметил, что по множеству характеристик российская глубинка продолжает существовать в девятом веке. Остальные моменты речи были не такими спорными, но правильными и общеизвестными: Советский Союз как тормоз развития, нефть и газ как способ существования России, отмена крепостного права как рубеж.

Интересными получились прения. Михаил Матвеев, известный в Самаре депутат губернской Думы, спросил, чем оратор измеряет счастье. И все очень хорошо поговорили про счастье. Ирина Ясина сказала, что человечество было счастливо в краткий период между изобретением анестезии и изобретением телевизора, а Сергей Пархоменко сказал, что счастье – это не когда тебя понимают, а возможность каждого иметь выбор и доступ.

Выбор и доступ, порадовались участники семинара и поспешили прерваться и выпить кофе (или чай).

Далее последовало выступление Сергея Пархоменко; оно идеально соответствовало формату проекта и явилось превосходной лекцией, интересной как присутствующим общественным деятелям, так и журналистам. Такую лекцию каждый начинающий (да и продолжающий) гражданский лидер должен бы законспектировать и время от времени освежать в памяти основные ее пункты — один большой теоретический, и три маленьких, практических. Конспект мог бы выглядеть так:

Теоретический пункт (революционная ситуация: верхи не могут, низы не хотят). Невозможно, просто невозможно человеку самому изобрести какую-то идею, сочинить лозунг, и под это дело вывести на улицы многотысячную толпу. Напротив, протест, настроения должны возникнуть и существовать у общества, и лидер должен проявиться в нужный момент, и этому обществу помочь что-то сделать.

Три маленьких практических пункта. Первый: свой проект нужно продавать. Это необходимо для масштабирования – если ты затеял акцию, охватывающую подъезд, хорошо бы присоединить к ней целый дом, улицу, район, город.

Пункт второй: кадры. Большое дело нельзя сделать втроем. Шесть рук – это мало. Надо собирать людей, а с людьми очень трудно. Люди подвержены апатии. Они говорят: я видал это все в гробу, у меня много дел. Важнейшим событиям 2012 года стало то, что таких людей стало меньше.

Здесь же: гражданское дело, активистское дело, по определению – бесплатно. И это не только лишает вас рычага, но вообще ломает все основы, и приводит к чудовищному качеству штабной культуры. Нужно просеивать много, много людей, чтобы на этом решете застряли крупицы тех людей, что действительно готовы вместе с вами заниматься тем или иным вопросом.

Третий пункт: деньги. Совершенно поразительное открытие досталось тем, кто занимался в 2012 году большими Московскими митингами. Оказывается, если процесс развивается естественно (см. теоретический пункт), то это очень дешево. На это почти не нужно денег. Московские митинги, огромные, стотысячные, были безобразно, постыдно дешево. Самый жирно организованный митинг 24 декабря 2011 года на проспекте Сахарова, со всеми биотуалетами, проводами, экранами и так далее — стоил два миллиона рублей. Людям, которые собирают за миллиарды Поклонные горы, просто невозможно в это поверить. Два миллиона собрали за два дня на яндекс-кошелек взносами по 400-500 рублей. Живая жизнь заменяет собой деньги. Гражданскому лидеру не нужны деньги! Но какие-то все-таки нужны. В некоторых случаях волонтерская история не работает. Однократные неоплаченные усилия возможны, длящиеся усилия требуют бюджета. Поэтому свой проект надо продавать.

Закончил Сергей Пархоменко так: «Гражданское дело – дело, требующее от нас скромности и смирения. Нам с вами помогут только в том случае, если нам удастся доказать партнеру, что ему это тоже нужно». Это было абсолютно верно. Ему аплодировали.

И все это происходило в гостинице Холидей Инн, на втором этаже, зал «Самара», а сколько-то (пять? шесть? семь?) этажей выше были заселены гостями города, возможно – общественными деятелями, возможно – оперными певцами, возможно – коммивояжерами, которых Франц Кафка так ловко превращал в гигантских насекомых.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.