За пять дней до нового года Самарский художественный музей получил в дар шесть полотен из частных коллекций.
Каждый взрослый, самостоятельный человек, просыпаясь в рождественское утро, ужасно расстраивается, не обнаружив у кровати мешка с подарками. Отдельным взрослым все же везет, и они получают подарки, о чем потом строчат, иллюстрируя, в блогах и сдержанно хвастаются товарищам, менее удачливым и потому очень, очень скучным. О форме, содержании, и соотношении стоимости подарка к ежемесячному доходу дарителя можно усердно спорить и даже написать повесть – Виктория Токарева написала. Там в ходу такое определение как «подарки на проценты от капитала». Предполагается, что если дарить, то уж лучше капитал целиком.
А вот принц Чарльз, например, так не думает. Принц Чарльз подарил своей супруге в честь 60-летнего юбилея двух домашних животных – овцу и барана редкой породы. Этот подарок обошелся принцу Чарльзу всего в 2 000 долларов.
Англо-саксы вообще очень изобретательны. Мэр канадского городка Сан-Теодор, Дени Ларивьер, тоже оказался мужчиной со вкусом. В День рождения жены он притащил к дому кусок скалы весом в 20 тонн, обвязанный красным бантом. На валуне красовалась надпись «С Днем рождения!». Сюрприз был запланирован шутливый – дело в том, что жена мечтала о кольце с большим камнем в 18-20 карат. Шутки именнинца не оценила.
В честь королевы Виктории назвали бабочку. Сенат назвал в честь императора Октавиана Августа последний месяц лета.
26 декабря Владимир Аветисян и Владимир Некрасов преподнесли в дар Самарскому художественному музею шесть полотен: три картины Петра Петровича Кончаловского, и три картины Анатолия Тимофеевича Зверева.
Собравшаяся на церемонию самарская журналистская и околокультурная тусовка хорошо знакрма с Владимиром Аветисяном — популярным в городе бизнесменом, меценатом, блюзменом, гитаристом группы D-Black. Владимира Некрасова тусовка не знала совсем, только и переспрашивала друг друга «а кто это, кто в замшевом пиджаке?» Оказалось — основатель, владелец или распорядитель ста процентов акций ОАО «Арбат Престиж», известный коллекционер, обладатель крупнейшей коллекции живописи. Большая часть работ из семитысячной коллекции была выставлена в магазинах сети «Арбат Престиж», а также периодически выставлялась в залах Третьяковской галереи.
Вопреки сложившимся стереотипам, мероприятие состоялось не в «Мраморном» зале музея, а в зале «Авангард». Это было продиктовано желанием создать максимально камерную обстановку; в аккуратных светлых комнатах отлично звучали голоса солисток государственной филармонии: солистки под аккомпанемент пели романсы на музыку Рубинштейна. Пели очень хорошо.
Директор музея Галина Рябчук прокомментировала событие: «Мы любим подарки, хоть и не привыкли к ним, всегда с удовольствием получаем все, что пополнит коллекцию. Вообще, меценатство на Руси широко было развито, и всегда состоятельные люди имели традицию помогать учреждениям культуры, социально значимым службам, просто людям. В этом году у нас юбилей — 115 лет коллекции. 115 лет назад самарский купец Головкин создал при публичном музее художественный отдел, и именно с этого момента мы ведем свою историю…».
После подписания официальных документов («Надо бы прочитать, а то я не привык подписывать, не читая» — «Сейчас подпишем и прочитаем, не выпустим из рук») с картин были сорваны маскировочные покровы. «Это наш общий подарок, мы не делим его на Кончаловского и Зверева, от нас двоих – шесть полотен», — сказал Владимир Аветисян.
Петр Кончаловский, русский художник, ранним его работам свойственно влияние творчества Поля Сезанна, а в 1912 году он оформил оперу Рубинштейна «Купец Калашников». Широко известен стал благодаря своим натюрмортам, полным радости жизни и буйства красок; картины, переданные в дар, относятся к позднейшему периоду творчества мастера, и выполнены в ином жанре: портрет хирурга, портрет токаря, портрет геолога. До событий в музее хранились четыре картины Кончаловского и три графические работы, таким образом, теперь сложена представительская подборка произведений художника.
Анатолий Зверев остался в истории как художник-одиночка, герой советского андеграунда. Официально непризнанный, не имеющий своей мастерской, он имел судьбу, свойственную многим и многим талантливым художникам – постоянные искания, боренья, сопротивление и всепобеждающая жажда творчества. Уже двадцать лет в Москве открыт арт-центр современного искусства имени Анатолия Зверева. В коллекции самарского художественного музея прежде работ Зверева не было, теперь есть сразу три.
Грядущие выходные и праздничные дни позволяют каждому горожанину прийти в музей и посмотреть, что и как. Картины, полученные в дар. Мраморный зал, выставка «Христианские истины». Почувствовать себя не бездарно прожигающим драгоценное время, но – человеком культуры и светлого будущего.