В дни празднования двадцатилетия нашей газеты было много сказано о том, как она важна и нужна. О героизме и тяжелом труде, о принципиальности и настойчивости.
Вспоминали и об истории создания «Новой». О далеком теперь 1993 годе. О первых компьютерах, купленных на деньги Михаила Горбачева, о трудных временах в середине девяностых, когда выход газеты был приостановлен на полгода. О самом зарождении газеты говорилось как о проекте блестящих журналистов «Комсомолки». И, конечно, в этом блистательном собрании не было главных, но Дмитрий Муратов все-таки главный редактор «Новой». По праву и по должности. И по обязанностям. И по масштабу. Именно под его руководством сформировался такой уникальный медиаресурс, как «Новая газета». Конечно, двадцатилетие издания — это вполне удобный повод для гордости и перечисления международных наград. Но незачем кичиться, всем профессионалам известно, что «Новая» — одна из самых уважаемых газет в мире. Одна из самых передовых газет. Была и остается по сей день. И главный архитектор этого медиапроекта — Дмитрий Муратов. А ведь этому всему он научился уже здесь, в Самаре. Ну, конечно, тогда еще Куйбышеве. В редакции газеты куйбышевского обкома ВЛКСМ «Волжский комсомолец». Газеты, которая в лучшие дни своей истории была новее «Новой».
Дмитрий Муратов — наш земляк. Он регулярно приезжает в город, и многие авантюристы со стажем говорят о нем исключительно: «Ну, как там Димка?» или «Митька — молодец!» И они имеют на это моральное право. У них общая молодость. В этой молодости, пришедшейся на восьмидесятые, Куйбышев еще был закрытым городом, но в нем была очень интересная жизнь. Два канала ТВ, и то не каждый день, и три основных газеты: «Коммуна», «Заря» и «Волжский комсомолец». В начале перестройки в «Комсомольце» под руководством Муратова была собрана, наверное, лучшая команда в истории самарских медиа. А сам «Комсомолец» стал самым востребованным изданием с огромным тиражом, влиятельностью и силой. Это был наш «Огонек» и «Московские новости» в одном издании. Но только лучше. Мне повезло, я начинал свою профессиональную карьеру в этой команде, уже без Муратова, но с его мощным влиянием. Он уже тогда был легендой в коридорах Дома печати. И остальные члены команды были под стать — Александр Астров, самый продвинутый рок-журналист в СССР (да, он был и остается много круче Троицкого, хотя давно уж живет далеко), Сергей Курт-Аджиев — тогда он был ответсеком и славился умением придумать хлесткий заголовок, Андрей Тулейкин, Лида Караулова, Сергей Федоров, Лариса Матросова, Сергей Силантьев и много-много других молодых и талантливых. В то далекое время, в начале огромного исторического процесса, который тогда даже не называли еще «перестройкой», а фамилия Ельцин никому ничего не говорила, прообраз «Новой газеты» уже существовал и действовал в закрытом городе Куйбышеве. Его создал Дмитрий Муратов. С мощной командой единомышленников. Это была не просто новая по содержанию газета со старым названием, это была совершенно другая журналистика. Новая. Конечно, не было того масштаба, который сегодня имеет «Новая газета», не было влияния и не было опыта. А было всё в первый раз. И задолго до митингов на Болотной, в октябре 1988 года, журналисты «Волжского комсомольца» собирались в автозаках после протестных мероприятий, проходивших на площади Куйбышева.
Какую бы политическую и гражданскую позицию ни занимали наши читатели, они, наверное, согласятся, что «Новая газета» все годы своего существования оправдывает свое название. И в том, что касается формы, и в том, что касается содержания. Возможно, Дмитрий Андреевич меня поправит, но прообразом «Новой», колыбелью ее свободного духа отчасти была и газета «Волжский комсомолец», издававшаяся в закрытом городе Куйбышеве. Это наш скромный вклад в развитие мировых медиа. Отмечая двадцатилетие всемирно известной, уважаемой даже самыми могущественными врагами «Новой газеты», легко догадываешься о том, что юность ушедшая все же бессмертна.
Поздравляем нашего земляка Дмитрия Андреевича Муратова и весь коллектив «Новой газеты» с этим прекрасным праздником.
Конечно, никто не мог поверить, что газета с такой планкой свободы просуществует в нашем государстве так долго. Но она существует. И будет существовать столько, сколько будет нужна людям. Отчасти благодаря тому, что даже не двадцать лет назад, а на десять лет раньше в газете «Волжский комсомолец» собралась прекрасная команда и началась эта удивительная история. Поздравляем!