Добровольно-принудительное увольнение Виталия Стадникова — очень четкий и понятный сигнал. Застройщики намерены уничтожить остатки городской среды. Как-бы-действующий-мэр и областной Минстрой не собираются им в этом особо препятствовать. Если только на словах. Декларации о прекращении точечной застройки на практике сводятся к беспомощным попыткам, юридическим и административным, которые свидетельствуют не столько о бессилии органов власти, сколько об их оплаченном нежелании что-либо реально предпринимать.
Особо комически выглядят эти рассуждения о прекращении точечной застройки на фоне недоскребов, которые все больше «торчат» и уродуют архитектурный ансамбль площади Куйбышева. Площадь станет фан-зоной в период чемпионата мира 2018 года. Будет что показать зарубежным гостям. И таких «предметов для гордости» в Самаре все больше и больше.
Ситуацию, в которой находится власть городского округа, когда ДСА и ДУИ являются практически независимыми от мэрии органами власти, действующими по принципам средневекового вассалитета, трудно назвать правильной и современной. А деятельность этого Змея Горыныча, у которого каждая голова сама по себе, но туловище едино, эффективной и полезной быть, к сожалению, не может. Даже среднему обывателю, хотя бы иллюзорно заинтересованному в городской жизни, покажется странным, например, что про принятие новых Правил застройки и землепользования рассказывает в основном, заместитель мэра Кудряшов, а не глава профильного департамента, хранящий молчание.
И эта странность объяснима — департамент строительства и архитектуры не слишком заинтересован в принятии новых ПЗЗ, и в администрации Азарова сделать с этим ничего не могут. Например, никакие строгие распоряжения Дмитрия Игоревича не повлияли на аккуратный «слив» пермской команды, приехавшей в Самару делать нормальный мастер-план. Пермяки уехали несолоно хлебавши. А все потому, что нормальный мастер-план для городского округа не очень-то сочетается с планами наших строительных компаний. И все благие решения администрации были похоронены. Не только в деле с мастер-планом.
Застройщикам удалось пролоббировать снятие Стадникова с поста главного архитектора. Люди, уничтожающие город ради сиюминутных доходов, хорошо понимают, как опасен для них ТАКОЙ главный архитектор.
В момент снятия, когда в блогосфере кипели страсти, выяснилось, что многие сторонники теперь уже бывшего главного архитектора не очень-то и знают, что и зачем делал Стадников на своем посту. Но это уже дело прошлое. Теперь, когда Стадников стал общественником и будет консультировать мэра, помощь нужна ему даже больше, чем во время работы в ДСА.
Помощь и поддержка его деятельности — это поддержка и помощь родному городу. Других деятельных защитников у Самары нет. Но хорошо то, что ее единственный реальный защитник прекрасно подготовлен и более профессионален, чем его оппоненты.
Кто такой Виталий Стадников?
1. Хороший практикующий архитектор.
Очень хороший. В его карьере архитектора есть и небольшие, но очень удобные дома (парочка даже стоит на просеках в Самаре), и большие жилые комплексы, которые Стадников разрабатывал в пору своей работы в бюро «Остоженка»— одной из лучших архитектурных контор страны.
Бюро «Остоженка» считается одним из самых престижных в Москве, что ясно уже из названия.
2. Современный архитектор.
Виталий был одним из первых наших самарских архитекторов, поехавших учиться в Европу. И едва ли не единственным вернувшимся назад. Еще в девяностых он сумел пробиться в университет Монпелье практически без знания языка, окончил его получил диплом и продолжил образование в Ахене, Германия. Его стиль мышления и творческие порывы очень хорошо наложены на практический европейский подход — экономика проектов, инвестиционная привлекательность, бережное отношение для него не просто слова, но набор практических навыков и подходов к каждой реальной ситуации. Сейчас в Самаре доделывается проект комплексной реновации 79-го квартала. Для городской администрации это пока еще флагманский,но имиджевый проект, который неплохо принимали на выставках. Для горожан — почти единственная надежда на то, что в исторической части будет сохранена застройка и атмосфера старого города. 79-й квартал должен быть реализован как проект. И реализован удачно. Это не просто квартал и полсотни зданий. Разработан механизм — цепочка взаимодействия между собственниками, инвесторами, архитекторами и властями, в которой учитываются интересы всех сторон. А не только тех, кто принимает взятки и поджигает строптивых самарцев, не желающих переселяться в гетто. Если эта цепочка будет выстроена, а схема взаимодействия реализована, то по ней можно будет сохранить весь исторический центр без уродства.
Кудряшов и Рубаков презентуют 79 квартал —
проект бесконфликтной реновации в зоне исторической застройки
на Международном Форуме PROESTATE в Санкт-Петербурге.
3. Авторитетный специалист в области архитектурного наследия.
Виталий признанный на международном уровне специалист по архитектурному наследию модернизма. Еще в 2006 году Виталий Стадников вместе с Олегом Федоровым подготовил и издал чёткую книгу «81 архитектурный шедевр», которая открыла Самару и Куйбышев с совершенно другой стороны. Как город, в котором существует не просто интересное архитектурное наследие советской эпохи, но и уникальные объекты, имеющие мировую ценность. Виталий умеет и будет привлекать к своей работе лучших специалистов, и ему не откажут.
Книга о шедеврах самарского модернизма и современной архитектуры уже стала раритетом.
4. Практический защитник наследия.
О борьбе Виталия Стадникова за спасение Фабрики-кухни говорилось очень много. Но хотелось бы обратить внимание на последовательность и настойчивость Виталия. Он потратил на Фабрику почти десять лет жизни, привлек к судьбе памятника конструктивизма внимание мирового сообщества, издал книгу про архитектурное наследие Самары под угрозой. Про Фабрику писали все, вплоть до журнала Forbes. Были организованы велопробег, флешмобы, пресс-конференции, короче, задействованы все доступные и не очень средства. И не мытьем, так катаньем — при поддержке Александра Хинштейна ситуация с Фабрикой-кухней все-таки начала сдвигаться с мертвой точки. Такая настойчивость в безнадежном на первый взгляд деле очень пригодится в борьбе за спасение Самары.
Самым ярким эпизодом в эпопее по спасению Фабрики-кухни был массовый архитектурный велопробег.
5. Урбанист.
Единственный такого уровня в Самаре. Сейчас Виталий Стадников учится в Высшей школе урбанистики при Высшей школе экономики. Урбанистика как наука о развитии городов вышла на первый план. В России и Самаре пока не очень понимают, как и что делать с нашими городами. Нелепая «Стратегия 2025» — за всё хорошее против плохого — это максимум понимания, которое демонстрирует городская власть. Дифирамбы себе и декларации особой прибыли не приносят, и даже экономической базы не имеют. Понимание проблем города с точки зрения современного урбанизма не просто важно — это наш единственный шанс на нормальное развитие. Основанное на знаниях, а не благих желаниях.
Проблемы развития современного города тесно связаны с вопросом сохранения наследия.
Об этом еще одна книга про Самару, выпущенная по инициативе Стадникова.
6. Борец и организатор.
История с Фабрикой-кухней очень показательна. Но это не единственный пример. И тот факт, что после снятия Виталий не развернулся и не уехал в Москву, где его с радостью ждут, подтверждает — борьба за Самару не окончена. Есть ли у Стадникова союзники в этой борьбе, будет понятно уже в ближайшее время.
Стадников привлек к проблеме Фабрики-кухни внимание
губернатора, депутатов, министров и мировой
архитектурной общественности.
7. Сторонник законности и порядка.
Одно из главных завоеваний Стадникова, которое, конечно, сейчас постараются быстренько похоронить, состоит в том, что он начал вводить в Самаре строительство по нормативам. До его прихода ни одно здание в городе не строилось в жестком соотвествии с нормативами. Трактовка была вольной и легко менялась при очередном заносе в нужный кабинет. Эту практику не отменишь даже самым строгим законом. Именно здесь сопротивление наших застройщиков будет особенно ярым, но закон необходим. Хотя бы для выживания и сохранения гоородской среды.
Уже в ближайшее время начнется очередной раунд схватки вокруг ПЗЗ. Это правила нашей будущей жизни. Сегодня их попытаются переписать под себя застройщики. Проект, разработанный Стадниковым и его сотрудниками, требует защиты и общественной поддержки. История со снятием Стадникова показывает, что защитить его и город не может даже наш избранный мэр. Значит, пришла пора народной защиты. Или кто-то надеется отсидеться дома? Не отсидитесь — снесут.
Отличная статья!
Не в бровь, а в глаз!
Хотел бы помочь профессионально (я урбанист-транспортник). С этим в городе и окрест не все ладно, особенно в перспективе. АИСт