Наш мэр — редкостный счастливчик. 8 ноября на съезде представителей муниципалитетов Дмитрий Азаров имел долгий разговор с самим Путиным. И президент даже пообещал специально для Дмитрия Игоревича (!) ввести подзаконный акт. Потому что нашему мэру не хватает возможностей 131-ФЗ.
Путин пытался сослаться на то, что вот есть закон и в том, что Дмитрий Игоревич ему рассказывает, он как президент вообще никакой проблемы не видит, но Дмитрий Игоревич был непреклонен. И Владимир Владимирович пообещал: «Ради бога. Если нужно принять новый закон, не новый закон, а поправку в 131-й – давайте это сделаем, конечно». Вот так!
Кстати, и про свою любимую стратегию не забыл Дмитрий Игоревич! Очень подробно изложил, как сложно было ее разрабатывать. Рассказал и про привлечение тысяч горожан, и про много другое. Почему-то самарские СМИ не нашли возможности осветить звездный час нашего мэра. Это упущение необходимо исправить. Вот выдержка из выступления Азарова и его диалог с президентом, размещенные на официальном сайте президента России.
Д. АЗАРОВ: Уважаемый Владимир Владимирович! У меня тоже есть поручение от коллег – делегатов съезда. Дело в том, что при подготовке к съезду и на самом съезде обсуждаются, конечно же, вопросы и устойчивого развития муниципальных образований. И ряд предложений здесь есть.
Первое из них связано с долгосрочным стратегическим планированием социально-экономического развития того или иного муниципалитета. Я не буду здесь агитировать, как важно, чтобы такой стратегический документ был в каждом муниципальном образовании. Во многих муниципалитетах он есть. Мы понимаем, что эти чёткие и конкретные долгосрочные цели, которые определяются на уровне местного самоуправления, важны не только для развития бизнеса, но и для всего городского сообщества. Мы понимаем, что это создаёт условия для преемственности власти, это тоже очень важно. Я думаю, вы знаете примеры, когда со сменой главы на 180 градусов пытаются развернуть ситуацию. А такой документ, который разрабатывается именно всем городским сообществом, мог бы здесь ситуацию, конечно, стабилизировать.
Я на примере родного города скажу. Мы 2,5 года разрабатывали стратегию, очень небыстро это получилось. Но мы сразу ставили себе непростую задачу – разработать этот документ вместе с городским сообществом. Мы привлекли колоссальное, максимальное количество людей к разработке этого документа, провели анкетирование десятков тысяч человек. Мы проводили открытые стратегические так называемые сессии, диспуты, вход был абсолютно свободен. Конечно, мы пригласили туда и научную школу, и бизнес-сообщество, другие отраслевые сообщества. Но, ещё раз подчеркну, вход был открыт для всех горожан. Интернет, естественно, тоже.
В процессе этой работы мы получили важнейший опыт взаимодействия различных социальных групп, возможность договариваться друг с другом. У нас даже, знаете, такой феномен был, когда «рассерженные горожане» в процессе работы над стратегическим документом развития города сами себя называть стали «профессиональными горожанами», то есть они погрузились в этот процесс.
И я думаю, что мы правы, потому что документов подобного рода, разработанных в тиши чиновничьих кабинетов, очень много. Как правило, они к жизни не имеют никакого отношения.
Мы людей по максимуму привлекали. Даже на определённом этапе такую брошюрку подготовили. Здесь написано: «Стратегия комплексного развития города». И, видите, скепсиса было много, написано: «Это не моё дело». Но чтобы открыть этот документ, этот лейбл надо оторвать, и тогда это становится делом каждого горожанина.
Я думаю, как раз в этом залог позитивных преобразований в любом городе.
Уважаемый Владимир Владимирович!
В чём проблема, собственно? В том, что на законодательном уровне именно муниципальный уровень стратегирования не определён. Есть государственный уровень, а на муниципальном – ни в одном нормативном акте, в законе он не определён. Поэтому, чтобы дело нам не «шили» за какие-то вопросы, которые в 131-м законе не прописаны, мы предлагаем рассмотреть возможность внесения изменений в том числе в 131-й закон, чтобы вот этот уровень стратегического планирования и муниципальный также был определён.
В. ПУТИН: А что вы предлагаете конкретно внести?
Д. АЗАРОВ: Конкретно его прописать, чтобы как положение появился вот этот муниципальный уровень прямо в 131-м законе.
В. ПУТИН: Чтобы этот закон обязал муниципалитеты иметь такой документ, как планирование?
Д. АЗАРОВ: Коллеги предлагают отнести его к вопросам местного значения, потому что некоторые – у нас такого не было – столкнулись с тем, что якобы надзорные органы говорят: «Не относится вопрос к местному значению. Вы не имеете права этим заниматься, тратить деньги на разработку подобного рода документов». Вот такая технологическая проблема.
В. ПУТИН: Разве? Что, вы не можете для себя составить план развития?
(Что бы ни говорили про Путина, но президент, конечно, опытный разведчик. Задал два единственно возможных вопроса. Жаль, не попросил почитать эпохальный документ, в котором на сотнях страниц рассказано о том, как в Самаре хорошо. Ведь уже и президент это знает. Правда, сам в наш благословенный город не торопится уже третий срок.)
Д. АЗАРОВ: Мы с этим не столкнулись, у нас всё в порядке. Но я представляю здесь интересы делегатов съезда, и поэтому они предложили всё-таки в рамках корректировки законодательства предусмотреть.
В. ПУТИН: Вы полагаете, что такое положение в законе будет нелишним, даст возможность делать то, что нужно и что подчас не дают делать проверяющие органы?
Д. АЗАРОВ: Владимир Владимирович, мы не просто приняли его. Мы, например, утвердили этот документ в думе городского округа. На заседании думы единогласно документ в итоге был утверждён.
В. ПУТИН: Извините, пожалуйста, может быть, просто достаточно разъяснения проверяющим организациям, что они не имеют права вам запрещать принимать документы подобного рода?
Д. АЗАРОВ: Вполне возможно. Владимир Владимирович, само понятие стратегического планирования на государственном уровне есть, на муниципальном – нет. Поэтому коллеги и вышли с такими предложениями.
В. ПУТИН: Хорошо.
Д. АЗАРОВ: Владимир Владимирович, второе предложение, схожая тема на самом деле – муниципально-частное партнёрство.
Огромное поле деятельности здесь для муниципалитетов в разных сферах. Такое взаимодействие реально уже существует, и в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в сфере образования есть очень яркие примеры, в том числе по созданию новых мест в дошкольных учреждениях, сотрудничество с бизнесом. Во многом пионер – город Пермь, там первыми стали привлекать бизнес к созданию мест в детских садах на условиях муниципально-частного партнёрства. Мы, кстати, этот опыт тоже использовали, немножко его трансформировали под Самару. Я могу сказать, что мы только за полтора года мест в детских садах, причём доступных, создали около двух тысяч в Самаре. Мы всего 12 тысяч создали за три года, а за счёт такого партнёрства с бизнесом – около двух тысяч.
Опять же, Владимир Владимирович, схожая тема: есть понятие государственно-частного партнёрства, нет понятия муниципально-частного партнёрства.
В. ПУТИН: Я честно скажу, мне даже в голову это не приходило, я не думал, что это проблема какая-нибудь.
Д. АЗАРОВ: Некоторые проблемы это сегодня и создаёт. Само законодательное определение понятия уже очень многие вопросы снимает. И поэтому коллеги единогласно попросили меня это мнение представить.
В. ПУТИН: Хорошо.
Д. АЗАРОВ: И совсем коротко ещё третий аспект.
Владимир Владимирович, сегодня активно развивается агломерация. Это и мировая, естественно, тенденция, и в России уже есть позитивный опыт. Мне говорить здесь наиболее просто, потому что самарско-тольяттинская агломерация – третья по численности населения в стране, так называемая двухъядерная агломерация, уникальная. Но опять же правовые основы межмуниципального сотрудничества сегодня не определены, не описаны. Попытки Минрегион предпринимает, но сегодня нормативной базы здесь нет.
В. ПУТИН: Ну как же? В 131-м законе прямо прописана возможность межмуниципальной совместной работы.
Д. АЗАРОВ: У нас есть соглашение даже с коллегой из Тольятти, он сегодня тоже здесь. Владимир Владимирович, но совместное финансирование проектов…
Мы были во Владимирской области, там есть опыт в том числе межмуниципального сотрудничества по решению вопросов захоронения отходов, мы его внимательно посмотрели. Очень хороший опыт, мы посмотрим, как его использовать.
Но мы бы попросили – и сейчас Минрегион, ещё раз подчеркну, активно этим занимается – нормативную базу здесь всё-таки сформировать. Сегодня этот пробел существует, коллеги об этом знают. Ваше внимание, внимание Совета при Президенте по местному самоуправлению, я думаю, здесь было бы важным.
В. ПУТИН: Дмитрий Игоревич, я полностью с Вами согласен в том, что некоторые вопросы эффективно могут быть решены только при объединении усилий.
И больше того, создать, допустим, те же самые предприятия по утилизации отходов в одном регионе может быть экономически нецелесообразно, а в двух муниципалитетах это предприятие будет работать, если на два муниципалитета, оно будет экономически состоятельным. Конечно, для того чтобы помочь его создать, необходимо объединение усилий, но 131-й закон даёт такое полномочие. Если вы считаете, что одного закона недостаточно, что нужны какие-то подзаконные акты, которые регламентировали бы эту работу, я обязательно попрошу Правительство это проработать и такие решения принять.
Д. АЗАРОВ: Владимир Владимирович, Минрегион отрабатывает, они знают проблему, поверьте. Мы просто просим вашего внимания, чтобы ускорить решение.
В. ПУТИН: Ради бога. Если нужно принять новый закон, не новый закон, а поправку в 131-й – давайте это сделаем, конечно.
Д. АЗАРОВ: Спасибо. Владимир Владимирович, тут поднимался вопрос о проверках, избыточных якобы проверках в том числе. Я просто не могу не рассказать об уникальном опыте Приволжского федерального округа, полномочным представителем Михаилом Викторовичем Бабичем в прошлом году очень большое внимание этому вопросу уделено: сегодня в каждом регионе ПФО созданы специальные комиссии при губернаторе, которые ежеквартально смотрят как раз количество проверок, как они проводились. Это межведомственные комиссии, в них входит и прокуратура, прокуратура здесь поддержала муниципалитеты. Конечно, это во многом напряжённость сняло. Этот уникальный опыт, я думаю, можно использовать в России в целом.
Спасибо.
В. ПУТИН: Спасибо, что вы упомянули о том, что есть нечто и положительное в этой контрольно-проверочной деятельности. Но в целом я убеждён, что нужны какие-то нормативные изменения, потому что просто указать на положительные примеры, которые имеют место в одном из субъектов Российской Федерации, недостаточно. Нужно, чтобы были общие нормативные правила, которым правоохранительные органы, проверяющие организации следовали бы неукоснительно. А предложение хорошее, то есть даже не предложение, а проблемы, на которые вы указали. Они, видимо, связаны с жизнью. Посмотрим обязательно.
Жаль, конечно, что Дмитрий Игоревич так мало рассказал о содержательной части стратегии. Например, на основании чего к 2025 году Самара станет «Жигулевскими воротами» и что это конкретно значит, кроме красивого образа и топонима? Транспортный узел с современной конкурентной инфраструктурой? Учитывая, что «Сапсан» к нам не пустят и вся логистическая модель связи Запад-Восток на территории РФ строится через Нижний и Казань, заявление не очень понятное. На Волге все меньше кораблей в навигацию, мосты в регионе строят с горем пополам и не там, где это нужно, аэропорт будет к моменту постройки таким же, как и у соседей, не больше. У пассажиров появится больше возможностей купить билет на самолет. Что за ворота? Но вот есть стратегия, и даже президенту про нее рассказал наш мэр. И Путин его поддержал. Вопрос в том только, что же он поддержал (кроме авторитета Азарова)?
Стратегический зуд
Разработка стратегий — одно из слабых мест самарских руководителей. При мэре Тархове разрабатывали стратегию «Самара-2020». Где она теперь, совершенно неизвестно.
Дмитрий Азаров инициировал разработку своей стратегии, на этот раз уже до 2025 года. Именно в этой стратегии воплотились его амбиции — сотни разработчиков, огромный пафос и неконкретный, размытый документ в итоге. Волжской воды хватит на любую стратегию. Можно налить на сотни страниц.
14 ноября, в четверг, в Тольятти пройдет презентация стратегии развития Самарско-тольяттинской агломерации. Ее разработку заказали и оплатили частные лица. Поэтому к разработке стратегии привлечены современные урбанисты из Германии. Судя по списку авторов и экспертов, документ профессиональный, но захотят ли слушать частников наши чиновники, которые успешно разрабатывают собственные стратегии на удобных для себя условиях?
Тем более что и областное правительство объявило о новых стратегических планах. Министр Кобенко в конце октября заявил о том, что области жизненно необходима стратегия развития. Теперь уже до 2030 года. Старые тоже почему-то не устраивают. Хотя предыдущая стратегия, заказ на разработку которой был размещен при Артякове, разрабатывалась не кем-нибудь а Высшей школой экономики. Об этой сомнительной разработке «Новая» уже писала. Зачем нам столько стратегий? Затем, что разруха не в клозетах, а в головах.