Картографирование великих

Самара по сравнению со своими волжскими соседями не так богата великими мира сего, чьи жизненные пути связаны с этим городом. Такими великими, чьи имена громко будут звучать далеко за пределами нашего города и за границами нашей страны. Тем обиднее, когда память о таких людях стирается у самих жителей города. Соответственно, неоткуда ей взяться и у гостей. А город, лишенный исторической памяти такого рода, обречен оставаться безликой провинцией, обделенной собственным вкусом и мифологией, затерявшись на карте бескрайних просторов родины. Мы предлагаем вспомнить о некоторых великих людях, чья жизнь связана с Самарой, но об этом сейчас помнят только единицы. И о том, что они могут сослужить добрую службу городу даже после смерти.

Мы часто говорим о сохранении старой Самары, которая исчезает под ковшами экскаваторов, сгорает в огне, будто вернулись страшные времена пожаров XIX века, или просто тихо догнивает на периферии новостроек. Параллельно с этим переименовываются улицы и площади под предлогом возвращения исторической справедливости. При этом сами жители города и власти редко выходят за пределы спора на уровне: любоваться прекрасными деревянными узорами наличников или как можно быстрее избавиться от «вонючих гнилушек» в центре города? И дело тут не только в споре ревнителей памятников архитектуры и культурных деятелей с жадными застройщиками и коррумпированными чиновниками. Дело в том, что жители города очень часто просто не могут сформулировать свое отношение к вопросу. Потому что подавляющее большинство этих умирающих зданий не имеют своих легенд.

Каждый первый самарец покажет, где находится Бункер Сталина. Каждый второй – где пролегал мифический пивопровод у завода Фон Вакано. Каждый третий – где находится усадьба, в которой жил Алексей Толстой. Найдутся и такие, что безошибочно укажут дом, где было стояние Зои. И если с Бункером, пивзаводом, музеем-усадьбой Толстого что-то случится, реакция жителей города будет однозначно негативной. Подавляющее большинство зданий не имеет таких хоть и покойных, но могущественных покровителей, как генералиссимус Сталин, пивной король Фон Вакано, красный граф Толстой или комсомолка Зоя. К ним можно относиться по-разному, но есть один неоспоримый факт. Все они даже после смерти являются яркими медийными персонажами. Ведь в наш век только медийные персонажи и «топовые» темы могут взбудоражить общество. Пожалуй, еще зов крови. Но процент жителей города, которых связывают с дореволюционной Самарой корни и семейные воспоминания, настолько мал после индустриализации, а также предвоенных и военных миграций, что это не наш случай. Вспоминаются слова академика Валерия Янина о том, что одна из главных причин ужасной сохранности памятников архитектуры и археологии в Новгороде Великом – ничтожно малый процент в городе коренного населения, пережившего Великую Отечественную. У нас, разумеется, пропорции иные, но и Самара не знаменита на весь мир берестяными грамотами и одной из первых русских демократий.

Прекрасно, что к горожанам в последние десятилетия вернулась память о городском главе Алабине и князе Засекине. Несомненно, хорошо, что Постников овраг теперь снова носит имя пионера российского кумысолечения, а не неких малопонятных подпольщиков. Надеюсь, скоро жители будут знать намного больше, а не просто недоумевать по поводу переименования. Прекрасно, что увековечивается память великих самарских врачей и конструкторов. Но для того, чтобы город, а особенно исчезающая его историческая часть, стали заметнее в медийном пространстве, нужны более громкие имена. Прекрасно, что наконец-то заговорили о самарском этапе жизни Дмитрия Шостаковича и увековечили память о нем в названии улицы и посредством мемориальной доски. Теперь трудно себе представить, что какому-нибудь «крепкому хозяйственнику» удастся безнаказанно посягнуть на дом на углу площади Чапаева, где жил известный на весь мир композитор. Вряд ли у властей получится уйти от ответственности за это здание. В последнее время общество очень резко реагирует на подобные вещи. И как минимум слава Геростратов местного значения посягнувшим будет обеспечена надолго.

Конечно, есть противоположный пример. Здание Коммерческого клуба на улице Куйбышева. Полуразрушенная после пожара типовая постройка, в ценности которой сомневается даже такой ревнитель сохранения архитектурных памятников, как Ваган Каркарьян. Тем не менее, этот дом, на который недавно был повешен баннер о продаже здания на новых выгодных условиях, является памятником архитектуры даже не регионального, а федерального значения. И только благодаря тому, что в нем бывал Владимир Ульянов, о чем гласит мемориальная доска на здании. Что же, Ленин нынче не в фаворе.

Но до сих пор не «посажены на карту» Самары многие другие бесспорно достойнейшие и известнейшие люди, авторитет и известность которых станут оспаривать только самые толстокожие или эксцентричные члены общества. Кроме того, память о них сможет подарить старому городу новые смыслы и внимание со стороны жителей и гостей города.

Разумеется, список обделенных вниманием самарцев великих мира сего не заканчивается этой троицей. Но думается, что они могут не только встать в ряд самарских достопримечательностей, затесавшись между набережной, Сталиным, «Дном» и шоколадом, но и помочь сохранить старую Самару. Память о них может стать основанием для того, чтобы восстановить дома, связанные с их биографией. А увековечить память «варяга» Нансена, спасшего от голодной смерти огромное количество наших земляков, — дело чести.

Перечислим некоторых из тех, память о ком необходимо увековечить, привязав самарскую часть их биографии к конкретным местам в городе:

Фритьоф Нансен (1861-1930)

– норвежский полярник, основатель физической океанографии, лауреат Нобелевской премии мира.

Первым пересек ледяное плато Гренландии с востока на запад, занимался исследованиями Русской Арктики. Занимался гуманитарной деятельностью. Занимался обустройством на территории советской Армении многочисленных беженцев-армян, ставших жертвами геноцида 1915 года в Турции. Фритьоф Нансен лично организовывал экономическую помощь от организаций Европы и Америки голодающим Поволжья в 1921-1922 годах.

В декабре 1921 года Нансен посетил в ходе поездки по Поволжью Самару, чтобы лично оценить катастрофические масштабы голода и собрать документы для Лиги Наций. Международная организация отказалась помогать Советской России, и полученная волжанами гуманитарная помощь, которая спасла жизни миллионов людей, – личная заслуга норвежского полярника. Необходимо найти адреса, связанные с пребыванием в Самаре знаменитого норвежца.

Василий Суриков (1848-1916)

– русский живописец, передвижник, автор картин «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка».

Выпускник Санкт-Петербургской академии художеств. Кроме монументальных исторических полотен его кисти принадлежали росписи в Храме Христа Спасителя.

В Самаре художник жил неоднократно. Здесь он лечился в кумысолечебнице Постникова в 1880 году. Летом 1906 года собирал в Самаре материалы к картине на волжскую тематику – «Степан Разин». Писал этюды. В этот приезд Суриков жил в доме художника Михайлова (Льва Толстого, 89). Любил бывать в Жигулях, в Струковском саду, у пристаней на Волге.

Кузьма Петров-Водкин (1878–1939)

– русский живописец, график, теоретик искусства, писатель. Автор картин «Купание красного коня», «Портрет Анны Ахматовой».

Талантливый уроженец города Хвалынска Саратовской губернии был замечен своими земляками и отправлен учиться сначала в Самару, а затем в Санкт-Петербург. Написал множество работ, ставших классикой мирового авангарда, и оказал большое влияние на формирование системы художественного образования в СССР.

В Самаре учился в классах живописи и рисования Федора Емельяновича Бурова в 1893–1895 годах (Венцека, 28). После смерти самарского художника Петров-Водкин продолжил образование в Санкт-Петербурге.

2 thoughts on “Картографирование великих”

  1. В будущность действия Советского фонда культуры в 1987 году мы с Шаркуновым Б.И. разработали проект и даже согласовали место на набережной. Но, как всегда, не хватило финансирования и проект почил в бозе. А идея хорошая. даже связь с посольствлм была. Готов присоединиться. если будет инициатива.

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.