В Самаре открылась выставка, посвященная 100-летию Первой мировой войны.
В трех залах подвала особняка Курлиной (Музей модерна), где в одной из стен до сих пор сохранились пулевые отверстия от поочередно расстреливавших друг друга «красных» и «белых», висят раритетные снимки солдат и офицеров русской армии, запечатленных за четыре года до того, как возникли понятия «красные» и «белые». Грустные и улыбающиеся, серьезные и скучающие лица людей в форме и с оружием в руках показывают фронтовой быт с непривычной нам стороны.
На побледневших от времени фотокарточках на выставке в Музее модерна не найти лоска парадности и плакатности мизансцен. Снимки не похожи на бравурные иллюстрации из учебников, а больше производят на зрителя тот же странный эффект радости и тревожности причащения к чужой интимности, как в момент просмотра фотоальбомов незнакомой семьи. На этих кадрах, у людей в военной форме не найти армейского позерства или паркетного патриотизма. Все сюжеты смотрятся очень естественно, и порой даже может вовсе безыскусно. На снимках солдаты то деловито разбирают снарядные ящики, то играют в снежки возле заграждений из колючей проволоки, то взобравшись вшестером на одно дерево, выглядывают, когда же к их части подъедет полевая почта. Есть, конечно, и кадры, что называется «сделанные под пулями»: офицеры-артиллеристы в окопе, или рота солдат, отстреливающаяся из-за забора возле избушки-мазанки; примерзший к дереву труп расстрелянного солдата германской армии, обломки аэроплана. Но и боевые фото совершенно не похожи на современные эмоциональные фоторепортажи. Старинные картинки перестрелок и атак практически теряются среди отпечатков, зафиксировавших офицеров с собачкой или солдат, торгующихся с крестьянами за кувшин молока.
Столетние сцены войны, увиденные через объектив неизвестного фотографа, который в течение двух лет фиксировал боевые и мирные будни Духовщинского 267-й пехотного полка, сделаны практически без какой-либо авторской эмоции, исключительно как репортажная съемка человека, недавно научившегося держать камеру.
Релиз выставки гласит: «Война здесь предстает в русле популярного с 1970-х годов направления в исторической науке – микроистории, которая не просто интересуется судьбами отдельных людей, зачастую «простых» и на первый взгляд ничем не примечательных, но и старается разносторонне и глубоко показать эпоху через интересные детали и тонкие подробности. Пристальный взгляд исследователя выхватывает «маленького человека» из безудержного и перенасыщенного информацией потока фактов и рассказывает истории отдельных людей, из которых складывается всеобщая, «большая» история. Войны состоят не столько из важных, поворотных событий и личностей правителей и полководцев, сколько из линий жизни отдельных военных или их объединений – например, полков или дивизий».
Помимо фото из столичного «Мультимедиа Арт Музея» на выставке «Забытая война» представлены экспонаты из фондов музея имени Алабина. Несколько тематических инсталляций воссоздают атмосферу то солдатской землянки, то лазарета. Вот на походной кровати застелено казенное одеяло и белье вековой давности, рядом на столе: каска, противогаз, фляга, бритва, зажигалка и игральные карты – все вековой давности. А в другом углу словно приготовились оперировать раненного – тут склянки в походной аптечке, спиртовка, стетоскоп, медицинский халат.
Живых эмоций экспозиции добавляют и отрывки из фронтовых писем столетней давности. Невозможно удержаться, чтобы не процитировать хотя бы одно. Пунктуация и орфография оригинала сохранены:«Господам членам гор. управы. Пожалуста не откажите нам в нашей прозбе и вышлите нам одну Саратовскую гармонию. Нам очень на позиции скучно, да и хотим повесели- тся и повеселить Турок босых хотя им не до веселья, но мы их будем приучать. Имею честь покорнейше просить Вашаго ходатайства перед кем следует, Желаем всех благ, Ждем от Вас дорогой для нас подарок. Ждем все сослуживцы Самарской губернии.
Медицынский фельд. Агафон Головкин. Адрес Кавказская Действующая армия 2-ой Батареи 39-й Артиллерийской бригады Медицынский фельдшер Агафон Головкин».
Еще в одном зальчике Музея модерна находится экран с непрерывно идущей кинохроникой времен Первой мировой. А все вместе – фотографии, видео и инсталляции — сдобрены саундтреком из произведения «Братское поминовение» композитора начала 20-го века Александра Костальского. Печальный и протяжный хорал звучит реквиемом — и по всем погибшим на войне и по самой эпохе.
Экспозицию открывал научный сотрудник Музея модерна Илья Саморуков: «Можно, конечно, задним числом приписать какую-то концепцию всем этим фото-образам, но просто дело в том, что именно так видел войну этот неизвестный фотограф, и именно так воевал запечатленный на снимках Духовщинский полк. Кстати, интересно, что после Октябрьской революции эта военная часть практически полностью и сразу перешла на сторону большевиков. Выставка позволяет развеять манипуляторные генерализации про «великий подвиг», и обратиться к тому, как действительно люди жили. Война через объектив фотоаппарата предстает далеко не так, как в официальных легендах – причем это могут быть и легенды советского времени и постсоветского. Эта выставка, конечно, больше не про историю, а про некое восприятие войны. Ведь бросая взгляд на прошлое, мы, прежде всего, имеем дело с собственным восприятием. И на нашей выставке война показана именно так. У кого-то это выходит более патриотично, но здесь в данной серии фотографий, на мой взгляд, нет какой-либо лжи. Первая мировая война сейчас интересна тем, что подвиг русских солдат в сражениях той поры никто не отменял, но и в медиа они никак не попадают — потому, что все копья историков и дилетантов ломаются вокруг Второй мировой. А ведь Первая мировая не менее масштабна, тоже длилась четыре года и закончилась, как известно, не победой русского оружия, а очень сложным и масштабным изменением всей жизни страны. После окончания войны в 1918 году с карты мира исчезло четыре империи… Важно еще, что рассматривая Первую мировую, мы можем с уверенностью говорить о пресловутом единстве нации».
Выставка «Забытая война» в Музее модерна продлится до 26 февраля.
«Кстати, интересно, что после Октябрьской революции эта военная часть практически полностью и сразу перешла на сторону большевиков»
Странно слышать подобный бред от сотрудника музея. К моменту большевистского вооруженного переворота Армии как организованной силы попросту не существовало, она представляла собой скопище деморализованных вооруженных людей (что прекрасно показали события февраля 1918-го). А способствовали впадению Армии в данное состояние не кто иные, как сами большевики. Поэтому говорить, что какая-либо часть «перешла» на сторону большевиков, как минимум исторически некорректно, как максимум идеологически лукаво.
Собственно именно большевикам и их преемникам, в лице современной путинской власти, мы и обязаны тем, что та война стала для русских «забытой». А как иначе, ведь те, защитником и продолжателем традиций которых себя провозглашает наш «нацлидер», не только напрямую призывали к поражению России в войне, но и активно этому способствовали. Собственно, Брестский мир, подписывало не к-нибудь законное русское правительство , а именно большевики, узурпировавшие власть в стране. Именно большевистский переворот и последовавший за них «похабный мир» привели к краху исторической России, к-ый так политкорректно назван служителем музея «очень сложным и масштабным изменением всей жизни страны».
Как еще может относиться ревностно охраняющая советское наследие власть к тем к тем офицерам и солдатам Русской армии, кто противился большевикам и установлению советской преступной власти, кто ушел в Белое движение, а затем сражался с большевиками в составе различных союзных Вермахту частей и соединений?.. Ясное дело, для такой власти, герои Первой Мировой – «чужие» и, даже больше — «враги».
Поэтому при всех упомянутых маразмах, данная выставка –дело очень своевременное и очень полезное!..
P.S. А автор все же не удержался и пнул таки досоветскую Россию, упомянув в заголовке какие-то «имперские амбиции»..