Олимпийская лихорадка

Начало 2014 года в Самаре обязано быть олимпийским. Кулинарные сообщества проводят конкурсы с названием «олимпийский завтрак», объединения вязальщиц соревнуются в номинациях «носки для чемпиона», детские коллективы разучивают песни по спортивной тематике и рисуют ледовые дворцы, взрослые коллективы неожиданно для себя участвуют в мини-олимпийских играх или чем-то таком.

Не остаются в стороне и учреждения культуры. 6 февраля в Самарском областном краеведческом музее им. Алабина открылась выставка «Олимпийские игры – Сочи 2014». «Выставка представляет собой ретроспективный взгляд на историю Олимпийских игр через личные вещи и фотографии чемпионов и участников спортивных соревнований: от Сочи–2014 до Пекина–1964, — сообщает публике пресс-релиз. — Вниманию гостей будут предложены парадные костюмы участников Олимпийских игр, медаль сборной России в Пекине, фотографии заслуженного тренера СССР по винтовке, а также вещи, переданные волонтерами Лондонской олимпиады в дар музею: эстафетная палочка, кепка, браслет». (Вспоминаются довлатовские «Личные вещи партизана Боснюка. Пуля из его черепа, а также гвоздь, которым он ранил фашиста…»)

На открытии выставки присутствовали журналисты, сотрудники музея и спортсмены. Сначала спортсменов не было, и журналисты в сонном недоумении рассматривали электрический самовар с названием «Олимпиада-80», выставленный в стеклянной витрине. Самовар опоясывала славянская вязь. Тело его представляло собой шар из нержавеющей стали. Рядом с самоваром висел темно-красный парадный костюм олимпийца, дамский. В таком костюме российская сборная шагала на параде в Сиднее. Табличка рядом сообщала, что костюм предоставила олимпийская чемпионка по пулевой стрельбе Ольга Кузнецова (Клочнева).

Тут как раз и появилась Ольга Кузнецова (Клочнева). Она живо прокомментировала происходящее, отметив, что костюм оставит музею в дар, потому что у нее и без костюма хватает медалей и воспоминаний с трех Олимпиад. На вопрос, каковы, по ее мнению, шансы сегодняшней российской олимпийской сборной на победу, Ольга ответила сдержанно, но без обиняков. «Могу только надеяться на хорошее, — сказала спортсменка, — наша команда не такая уж сильная».

И назвала обрадованным поворотом сюжета журналистам три причины, создавшие эту ситуацию: мало спортсооружений, невысок престиж профессии тренера и невысок престиж спорта вообще. «Дети не идут в спорт, — сказала Ольга, — я по своему сыну сужу. Им кажется неестественным заниматься, тренироваться, терпеть усталость, боль и превозмогать себя, чтобы с трудом одержать победу, или в отчаянии проиграть. Они уверены, что значительно веселее и проще сесть за компьютер и замочить разом всех врагов, или покидаться в птиц свиньями».

Ольга посетовала, что именно из-за неприятия спорта как серьезного занятия общество скорее склонно считать проведение Олимпийских игр тратой денег, чем грандиозным событием, каковым оно по-настоящему и является. Ольге кажется, что олимпийская инфраструктура даст толчок для бурного развития юга России как спортивного черноморского рая. Ведь там останется масса дефицитных для России спортсооружений, и это правильно.

«В Швейцарии, — продолжила Ольга, — в каждой деревушке – стрельбище». Чемпионка трогательно смотрелась на фоне детского рисунка: дети рисовали Олимпиаду, как и было обещано. Одна из работ называлась «Последнее выступление».

После Ольги Кузнецовой (Клочневой) слово взяла Анна Мастянина, участница Олимпийских игр в Лондоне. Анна тоже занимается пулевой стрельбой, но не из винтовки, как Ольга, а из пистолета. Именно Анна приняла в Самаре эстафету олимпийского огня и стала первым факелоносцем.

Кстати о факелах – Почта России презентовала музею конверт с церемонии памятного гашения олимпийского огня: когда огонь уже обежал в объятьях факелоносцев город, его ритуально усмиряют, и хранят в лампадке до следующего этапа. В этот самый момент почта России и подсуетилась со своим штампом и конвертом, и теперь это документальное свидетельство того, что олимпийский огонь по Самаре все-таки несли. Сейчас конверт обрамлен, выставлен в краеведческом музее, и «является нашим драгоценным экспонатом в области спорта», как сказал заместитель директора музея по развитию Сергей Акимов.

Сергей Акимов поблагодарил собравшимся за внимание и сообщил, что выставка проработает до конца марта, что позволит ей принять атрибуты и символы свежайшей Олимпиады – если волонтеры или болельщики захотят принести всё это музею в дар. В короткой приветственной речи заместитель директора музея по развитию выразил уверенность, что небольшая по масштабам самарская выставка все же послужит общему Олимпийскому делу.

Такого странного мнения придерживаются многие. Например, рожденного в местном зоопарке детеныша леопарда назвали Олимпиада. «Мы уверены, что наша Олимпиада принесет удачу российской сборной», — прокомментировала пресс-секретарь зоопарка Алена Киреева.

Безумие такого масштаба охватывало страну последний раз в связи с похоронами Брежнева. Интересно собирать свидетельства и воспоминания очевидцев: в одной школе, где напольное покрытие состояло из черных и белых плит, ходить разрешали только по черным. В другой школе мальчика, чихнувшего в почетном карауле у траурного портрета, исключили из пионеров на неделю. Классный час по осуждению нарушителя классный руководитель начала в стихах: «В минуты общего горя чихать на самое дорогое». Двух девочек кондуктор выставила из трамвая, где они смеялись в день непосредственно похорон, а хорошему мальчику в библиотеке отказались выдать книгу «Золотой теленок» — «стране не до смеха!». Темы для сочинений звучали так: «Почему мне особенно грустно в этот день» и «Такой родной! Такой любимый!» — речь шла, естественно, о Леониде Ильиче.

А теперь вот Сочи-2014. Ну, что же. Завтра открытие. Продержимся как-нибудь пару недель, не впервой, товарищ.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.