О том, что центр Самары ждут большие перемены, хорошо стало известно 26 декабря 2013 года из послания губернатора Самарской области Николая Меркушкина депутатам Самарской Губернской Думы и всем жителям региона.
21 февраля 2014 года в Доме архитектора состоялась официальная презентация проекта планировки и межевания исторического центра города Самара в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и реки Самары, заказчиком которого выступает министерство строительства Самарской области и выполняется победителем открытого конкурса по разработке ППТ институтом "Ленгипрогор".
На презентации самого масштабного самарского градостроительного проекта присутствовали:
— министр строительства Самарской области Алексей Гришин;
— заместитель министра — руководитель департамента территориального планирования и градостроительства министерства строительства Самарской области Анатолий Баранников;
— председатель Думы г. о. Самара Александр Фетисов;
— первый заместитель главы г. о. Самара Александр Карпушкин.
Представляли проект:
— советник губернатора Самарской области, генеральный директор ООО "Институт "Ленгипрогор" Юрий Перелыгин;
— главный архитектор ООО "Институт "Ленгипрогор" Игорь Дранкевич;
— главный архитектор проекта Елена Копьева.
Для начала стоит пояснить о том, что представляет собой Институт "Ленгипрогор".
Институт "Ленгипрогор" основан в мае 1998 года группой экспертов в сфере городского развития на базе одного из крупнейших в стране Ленинградского Государственного института проектирования городов (сейчас — институт ФГУП РосНИПИУрбанистики).
Институтом "Ленгипрогор" более чем в 40 регионах страны были реализованы проекты планировки разных по масштабу участков территорий, проекты в сфере объёмного и ландшафтного проектирования: реконструкция 130 квартала в Санкт-Петербурге, проект планировки 130 квартала в Иркутске, проект планировки территории Западного планировочного района Димитровграда и проект планировки индустриального парка "Моглино" Псковской области.
Новая разработка института планирует реализацию в Самаре колоссального проекта реконструкции (модернизации) территории исторического центра г. о. Самара в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары.
2. Перед началом можно было ознакомиться с многочисленными рисунками и схемами, показывающими будущее самарского центра
Какие же перемены в облике города принесёт выполнение этого проекта?
Основной идеей является формирование нового центра современного города в двух аспектах: современного развития и сохранения памятников культурного наследия. Масштабный проект по объёмам строительства, площади освоения территории, уровню и качеству проводимых изменений должен гармонично связать историю и современность для получения целостной городской среды. Обещается, что каждый объект найдёт своё уникальное место и будет работать на инвестиционную привлекательность города.
Мне показалось несколько странной оценка современного состояния планируемой территории. В частности, утверждается, что она находится в запущенном состоянии: на ней располагаются промышленные предприятия (речной порт, завод клапанов, элеваторы, подшипниковый завод и т. д.), причём уточняется, что часть из них не действует. На самом деле в настоящее время работают Самарский речной порт и Самарский электромханический завод, выполняющий оборонные заказы, на котором трудятся более 500 человек. Как житель Куйбышева-Самары я вообще не представляю своего города без речного порта. Так же говорится и о том, что на территории оказалось большое количество ветхого и аварийного жилья, построенного в XVII-XIX веках, причём многие из объектов отнесены к памятникам архитектуры регионального и федерального значения, которые, конечно, следуют сохранять. А вот на ветхие здания надо посмотреть внимательно, поговорить с жителями и принимать решение о сносе и переселении людей в нормальное благоустроенной жильё.
Предполагается, что исторический центр станет центральным местом в Самаре, когда в нём образуется концентрация объектов, выполняющих важнейшие функции. Самая понятная — историческая функция: здесь была возведена самарская крепость и располагаются многие старинные дома. Памятники архитектуры и культуры будут отреставрированы и обретут вторую жизнь. Так, в красивейшем особняке Субботина-Шихобалова (объекте культурного наследия федерального значения), известном самарцам как Дом губернатора (ул. Алексея Толстого, 3), планируется открытие регионального культурного центра. Мне интересно, уцелеет ли дом №10 по улице Степана Разина (на Хлебной площади) — в доме Кулагина, как известно, была первая квартира Ульяновых, о чём сообщала великолепная мемориальная доска, наличие которой на месте надо бы проверить в ближайшее время.
В рамках проекта предполагается строительство общественно значимых проектов: регионального дворца бракосочетания, конгресс-холла на 1500 мест и школы.
По замыслу авторов новый центр города будет максимально насыщен пешеходными зонами: будут построены городской тематический парк культуры и отдыха с живым музеем деревянного зодчества под открытым небом, который сформируется из перенесённых с территории города объектов культурного наследия и восстановленных по чертежам знаковых исторических зданий. Интересно бы узнать об этом более подробно, потому что это необычно для нашего города, а потому несколько настораживает. В старых деревянных домах на новом месте разместятся галереи, антикварные магазины, кафе, мастерские народных промыслов и другие интересные объекты.
Появится сцена, на которой коллективы народного творчества смогут проводить концерты и представления. Это всё, конечно, очень хорошо.
Совершенным образом преобразится территория в границах улиц Кутякова, Водников, Князя Григория Засекина — здесь запланировано создание главной площади города с вписанным в естественный рельеф концертного зала на открытом воздухе, где можно будет проводить городские мероприятия.
В проекте подчёркивается, что отличительной особенностью самарского центра станут восстановленные исторические кварталы, где, как обещается, памятники архитектуры и культуры обретут новую жизнь: восстановленным историческим особнякам будет придано новое назначение, в них разместятся рестораны, аптеки, гостиницы, салоны красоты, галереи, антикварные магазины, мастерские, пекарни, бутики, банки и офисы. А освобождающиеся площади после сноса ветхих домов застроят стилизованными под старину новостроями, которые хотелось бы видеть соответствующей особому месту этажности.
Благоустройство территории предполагает устройство прогулочных зон, мест отдыха и оформления набережной: проект предусматривает полный комплекс благоустройства города. Новая набережная, широкие пешеходные улицы, фонтаны и скверы привлекут горожан в любое время года. Площади, пешеходные улицы и часть внутриквартальных участков вымостят натуральным гранитом и керамогранитом. Дополнят образ нового центра и малые архитектурные формы, скамьи фонари, разработанные в исторической стилистике квартала и конретно исторических зданий. Должно получиться очень красиво.
Для жителей новых домов предусмотрено строительство школы (кстати, правильность места выбора сомнительна ввиду возможного затопления), детских садов, детского развлекательного центра и дома творчества. Здесь хотелось бы обратить внимание на то, чтобы не забыли и об обычных продуктовых магазинах и аптеках, пешеходно доступных для горожан. Дело в том, что на проектируемой территории проживают мои родители и закрытие небольших существующих магазинов в районе Хлебной площади крайне нежелательно.
Впечатляет объёмом и размахом план по развитию улично-дорожной сети планируемой территории:
— строительство мостового перехода "Фрунзенский" через реку Самара с шириной проезжей части 27 м (разделительная по 3 м);
— реконструкция улицы Фрунзе — демонтаж трамвайных путей, устройство четырёхполосной проезжей части;
— реконструкция существующего автомобильного моста в створе улиц Водников-Главная: расширение проезжей части до 4 полос движения;
— реконструкция улицы Водников по параметрам магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения (устройство проезжей части с 4 полосами движения шириной по 3,5 м);
— реконструкция улицы Комсомольская по параметрам магистральной улицы районного значения транспортно-пешеходной (устройство проезжей части с 4 полосами движения шириной по 3,5 м);
— продление улицы Князя Григория Засекина до примыкания с улицей Молодогвардейской и устройство трёхполосной проезжей части шириной 11,5 м на участке от улицы Водников до Хлебной площади;
— продление улицы Князя Григория Засекина от улицы Водников до Максима Горького (2 полосы движения, ширина проезжей части 8,0 м);
— реконструкция улицы Кутякова;
— реконструкция Хлебной площади: демонтаж трамвайных путей и устройство магистральной улицы районного значения транспортно-пешеходной;
— реконструкция улицы Максима Горького по параметрам магистральной улицы районного значения транспортно-пешеходной и продление её до пересечения с улицей Князя Григория Засекина (протяжённость 0, 73 км, ширина проезжей части 14 м);
— реконструкция улицы Крупской на участке от улицы Водников до улицы Максима Горького с уширением проезжей части до 14 м;
— строительство новой магистральной улицы районного значения транспортно-пешеходной протяжённостью 2,3 км, обслуживающей стрелку. Ширина проезжей части 8,5 м. Вдоль магистральной улицы — велосипедная дорожка шириной 1,5 м;
— строительство двух мостов над искусственным водоёмом на стрелке;
— строительство улиц в жилой застройке, обслуживающих проектируемую жилую зону общей протяжённостью 0,6 км;
— организация основного проезда к гостиничному комплексу на стрелке;
— устройство пешеходных улиц с озеленением по улицам;
— устройство трёх надземных пешеходных переходов над улицами;
— строительство многоуровневой благоустроенной набережной с возможностью проезда автотранспорта от улицы Комсомольской до улицы Фрунзе протяжённостью 2,0 км.
Тут появляются вопросы, связанные, например, с грядущим демонтажем трамвайных путей. Как будет осуществляться движение трамваев в Самарском районе и каковы станут маршруты, не вполне понятно. Например, маршрут №3 соединяет старую часть города с Юнгородком и Безымянкой весьма востребован самарцами. А так же то, куда собственно перенесут трамвайное кольцо.
Самый неоднозначный — проект торгового центра "Старая крепость" на территории нынешнего завода клапанов. По словам советника главы г. о. Самара Виталия Стадникова, при строительстве объектов такой площади для обеспечения по нормативам парковочными местами потребуется снос не одного квартала по соседству. Но пока об этом ТЦ говорить ещё рано: на территории завода, по словам археолога Дмитрий Сташенкова, на глубине обнаружены остатки остроконечных древних конструкций, которые могут принадлежать Самарской крепости. Изучение и раскопки необходимо продолжать, прежде чем приступать к какому-либо планированию этого места.
Оригинальный пост: живой журнал Нины Дюковой