27 мая в отеле Hollyday Inn с успехом прошла стратегическая сессия на тему «Стратегия повышения конкурентоспособности Самарской области до 2030 года».
В мероприятии приняли участие министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко, непосредственные разработчики «Стратегии», представители Strategy Partners Group, а также несколько десятков предпринимателей и заинтересованных экспертов.
При входе на второй этаж отеля сразу становилось ясно, что Самарской области есть чем гордиться в плане инновационности и технологичности. Потому что в зал «Нижний Новгород», где проходила стратегическая сессия, пришлось протискиваться сквозь весь второй этаж, буквально набитый презентационными стендами, материалами и промоутерами сферы фармации, гигиены и медицины. На столах ровными глянцевыми рядами высились стопки журналов «Фарматека», «Современная онкология», «Архив патологии» и других со столь же дружественными и оптимистичными названиями. Красочные рекламные стенды фармкологических средств и товаров красоты так и зазывали попробовать какой-нибудь кеторол или ципролет. С трудом продравшись через моря консультантов и рекламных буклетов, мы достигли желанной цели — стратегической сессии про конкурентоспособность Самарской области аж до 2030 года.
Перед дверями в зал министр Александр Кобенко кратко повествовал телевизионщикам о смысле намечающегося мероприятия. Для чего нужна разработка стратегии? А для того, что мы должны уже сегодня видеть, какие «точки роста» возможны в экономике региона, и какие ресурсы потребуются, чтобы эти точки роста успешно росли. Стратегия позволяет увидеть, что мы имеем на настоящий момент и как нам развиваться дальше.
Затем все прошли в зал, и к докладу приступил один из разработчиков стратегии — представитель Strategy Partners Group Сергей Лозинский. Он выступил с кратким спичем о текущем положении в регионе, о сильных и слабых сторонах, угрозах и возможностях развития региона (SWOT-анализ).
При этом в качестве сильных сторон региона Лозинский отметил дифференцированность экономики, высокий уровень урбанизации, выгодное географическое положение, приличный климат, обеспеченность области своими природными ресурсами и, конечно же, успехи управления областью.
Но вот что интересно: по положению на конец 2012 года (доступные данные официальной статистики) и по более поздним измерениям в рамках подготовки Стратегии Самарская область достаточно благополучна в экономическом отношении. Но вот по душевому ВРП (валовый региональный продукт) отстает от многих своих соседей, находящихся в худшем экономическом положении. Проблема, по мнению эксперта, в низкой производительности и инвестиционной привлекательности ключевых экономических кластеров региона.
Таким образом докладчик плавно перешел к слабостям региональной экономики и конкурентоспособности. Среди них, помимо указанного отставания ключевых отраслей экономика (кластеров автостроительного, аэрокосмического, транспортно-логистического) он также выделил чрезмерную зависимость бюджет области от нескольких ключевых предприятий, а также ряд ограничений экологического свойства. Ведь значительную часть самых красивых и туристически, а значит и инвестиционно, привлекательных мест региона занимают специально охраняемые природные территории.
Лозинский остановился на ряде ключевых проблем, которые тревожат население. Тремя основными оказались уровень медицинского обслуживания (16,9% упоминаний), отсутствие разнообразия выбора рабочих мест (16%), наркомания и алкоголизм (11%).
Но не все так ужасно. Возможностей развития региона, согласно анализу, тоже предостаточно. Тут и рост объема макрорегиональных рынков (имелся в виду рынок ПФО и Казахстана), возможности увеличения прямых иностранных инвестиций (вот тут не совсем понятно, каким образом, учитывая весьма сложные отношения России с окружающим миром из-за вмешательства во внутренние дела Украины). Развитие малого и среднего бизнеса, по созданию условий для коего развития Самарская область, якобы, является одним из ведущих регионов РФ. Что тоже не совсем понятно, потому что весь последний год малый и средний бизнес криком-кричит, надрывается «дайте нам честно работать и платить налоги, аренду!», но власть его как-то слабо слышит. Ну и еще один положительный фактор, по мнению авторов проекта — развитие Самарско-Тольяттинской агломерации. Этот вопрос тоже за последние годы обсуждался немало и мнения существовали разные.
На этом Сергей Лозинский уступил место следующему коллеге из Strategy Partners Group Алексею Праздничных. Но в промежутке эксперт из зала (так он представился) Сергей Попов устроил маленький переполох: он заявил, что их собрали для дискуссии, и дискуссия нужна. Не все понятно в объяснениях и терминологии авторов проекта. Сергей Лозинский и Алексей Праздничных наперебой принялись уточнять, что вопросы методологии он на этой сессии не рассматривают. Но несколько «зальных» экспертов все равно не были удовлетворены и периодически делали эмоциональные замечания.
Наконец удалось поведать свою тему и Алексею Праздничных. Он говорил о стратегических приоритетах развития Самарской области. Если эта стратегия оформится, приоритетными кластерами (о как же любят нынче это слово эксперты!) для Самарской области станут! Автомобилестроительный! Аэрокосмический! Нефтехимический! Агропищевой! Строительство и стройматериалы! Транспортно-логистический! (тут опять возник спор, называть ли это кластером или просто «инфраструктурой»). А также электроэнергетический и новые отраслевые сегменты, такие как фармацевтика, развитие биотехнологий и производство электроники.
Насколько реализуема окажется стратегия в своем окончательном виде? Не станет ли одним из тех очередных «наукообразных» документов и проектов, которыми и так переполнена наша жизнь? Концепции, стратегии, проекты, реформы, презентации… Их было в последние годы так много. Что ж, меняется-то все куда-то не туда?
Обратный путь к выходу среди все того же глянца, цветущих дам, лощеных мужчин, аппетитно пиющих кофе и обсуждавших актуальные вопросы фармацевтики и медицины, внушал надежду, что с некоторыми кластерами в Самарской области все же будет все хорошо.