В средние века гобелен согревал и украшал стены замков, ткался царскими особами и изображал, как правило, мифологические сюжеты со львами и единорогами. Сегодня украшение стен гобеленами получило новый виток развития – в нем проявилось больше черт нашего времени, чем в любом другом. О своей работе корреспонденту Новой в Поволжье рассказал самарский художник-гобеленщик Олег Емельянов. Он знаменит своими абстрактными, немного сюрреалистичными пейзажами: колонна жирафов в ван-гоговском поле, задумчивый акын на разноцветном верблюде, исполинская рыба-солнце.
Вчера и сегодня
С одной стороны, тематика гобеленов изменилась: практически исчезла геральдика в изображении, сюжеты стали несколько проще, без «прорисовки» мелких деталей. Стало возможным использование любых выразительных средств, нестандартных форм и новых материалов. С другой стороны, изготовление гобеленов все так же сопряжено с кропотливой работой и использованием дорогого сырья, что приводит к высокой стоимости изделия.
Особенности современного гобелена
Раньше художник делал эскиз, который отдавался ткачам, и те на его основе ткали гобелен. Сейчас гобеленщик выполняет роль художника и ткача одновременно. Технология изготовления осталась прежней, а вот требования к тканому изделию несколько упростились: если раньше в 1 см было 8 нитей основы, то сейчас – дай Бог, 2-3. Гобелены стали рыхлее, меньше стало детализации, рисунок стал крупнее и фактурнее. Виной всему ускоренный процесс изготовления гобеленов. Часто заказчик хочет, чтобы гобелен был готов как можно быстрее, не отдавая отчета эксклюзивности изделия и времени, необходимого для работы над произведением искусства.
Гобелен – дело тонкое и делается исключительно вручную. Один квадратный метр нужно выполнять как минимум месяц. Это очень здорово, если в день выходить сделать 4 см высоты. Это очень кропотливая работа. Нужно ниточки менять, фактурки, потом – думать немного обязательно надо, просчитывать переходы цветов. При этом очень важен эскиз – если он недоделан, то получится хаос, — говорит Олег Емельянов.
Таланты и помощники
Раньше гобелены, как правило, ткал не один человек, а группа ткачей. Работа шла уж точно раза в два быстрее. В современных же условиях практически нереально, чтобы над одной шпалерой работали сразу несколько человек.
Я пробовал свои эскизы отдавать студентам (прим.авт. – Олег Николаевич преподает декоративно-прикладное искусство в Самарской Академии культуры), у которых есть какие-то навыки, но все равно вижу – не то получается, не то… Ты думаешь так, а они – по-другому. Они даже накладывают цвета в соответствии со своим видением. Ты делаешь стежок сюда и обратно, а они — только сюда. И все, получается, что теряется важный графический штрих, который характеризует всю работу. Выткал первый ряд, второй-десятый… А далее ты должен просчитать, что будет выше, взять именно тот оттенок, который будет работать с верхним цветом.
Дело рук
Существует понятие машинного и ручного гобелена. Машинное производство с использованием компьютерных станков хорошо развито в Иваново. Но настоящий гобелен – это чисто ручная работа. В станок заложена какая-то одна функция, и он ткет как по накатанной, а у художника все зависит от его настроения, толщины нитки… Сегодня он взял такую ниточку, а завтра она ему уже не нравится, и он берет другую. Машина же и есть машина, что в ней заложено, то она и будет печатать.
Волжский гобелен
Еще лет пять назад в Самаре было всего три мастера, которые занимались гобеленами. Сейчас их чуть больше. Но все равно, пара-тройка человек на город-миллионник — это капля в море. До сих пор у некоторых из нас гобелены ассоциируются с коврами. Так вышло, что в советской квартире ковер заменил картины, но при этом запятнал свою значимость как произведения искусства, стал воплощением мещанства. Однако не каждый гобелен ковер, так же как и не каждый ковер – гобелен.
Мы для этого и сделали выставку «Волжский гобелен» в музее Алабина (прим.авт. – проходила с 30 мая по 22 июня), чтобы показать самарцам, что гобелен — разноплановое, богатое искусство. Есть множество техник в изготовлении гобелена. Как есть «совковое» искусство и современное искусство, так есть средневековый гобелен и гобелен нашего времени. Техника та же, а вот трактовка идет уже языком другого тысячелетия. В России делают очень интересные шпалеры, я много ездил, смотрел, действительно, очень тонкая работа. Используется качественный шелк, грубые и очень тонкие веревки, даже проволока идет в дело – металлические волокна придают какой-то такой своеобразный шик гобелену. Один знакомый художник из Москвы делает классические шпалеры, в которых недавно начал применять в них стекло.
Оправа для бриллианта
Гобелен лучше воспринимается в интерьере. В принципе, вписать его можно в любой стиль, не обязательно в классический или викторианский. Современные интерьеры органично сочетаются со шпалерами. Последнее время художники стали неординарно использовать гобелены, украшая ими спинки кресел или подушки. Это, конечно же, очень утилитарно, но жалко сидеть на произведении искусства.