На днях в третий раз в мою дверь позвонили агитаторы Николая Меркушкина (в первый раз проводили социологический опрос, во второй и третий — принесли агитационные материалы).
Что ж, принцип «семи касаний» политтехнологи и агитаторы Николая Меркушкина исполняют исправно. А вот что касается качества предлагаемых агитационных материалов — тут большой вопрос. Наверное, каждый активный избиратель хотел бы ознакомиться с программой кандидатов в губернаторы. И такую программу (хорошо изданный буклет) Николая Меркушкина как раз в последний свой визит предложили его агитаторы. Называется двояко: «Программа развития Самарской области» (на титульном листе) и «Программа кандидата в губернаторы Николая Меркушкина» (на внутренних страницах). Но содержимое вызывает ряд вопросов.
«Президент России Владимир Путин определил вектор развития региона». Хочу напомнить, что Россия (хотя уже практически формально) — федеративное государство, а это подразумевает определение вектора развития любого из субъектов федерации не президентом, а главой региона. Режим «ручного управления» продолжает жить и процветать.
«Программа включает в себя конкретные действия для создания новых рабочих мест, улучшения инфраструктуры и делового климата. Социальная поддержка людей — в приоритете». Но программа подразумевает обращенность в будущее (то есть, что будет сделано конкретно). Этот же буклет перечисляет множество проектов и направлений, которые находятся в стадии реализации, либо уже реализованы.
И всё-таки хотелось бы услышать от кандидата в губернаторы не только рассказы об уже достигнутом, но и что, а главное, как собирается он делать с регионом в будущем. И повествования о грядущем в 2018 году чемпионате мира здесь явно недостаточно. Я уверен, что у Николая Меркушкина есть четкий план того, что он собирается делать с Самарской областью, с Самарой, Тольятти, другими крупными городами. Как они будут управляться? Как будет управляться, соответственно, образование, здравоохранение, культура? Кто будет руководить благоустройством городов и муниципалитетов — сам губернатор? Кто, наконец, займется безбожно убитой транспортной инфраструктурой Самары, Тольятти, Сызрани? Вот об этом четком плане, о настоящей программе кандидата и хотелось бы узнать.
Другие кандидаты в губернаторы тоже публикуют некие программы. Например, Михаил Белоусов, выдвинутый партией ЛДПР. Его программа, как, собственно, и положено записным «соколам Жириновского», основывается на укреплении семейных ценностей, росте демографии и т.д. И слоган подходящий — «Крепкая семья — крепкая губерния!». В общем, духовные скрепы. Опять же, обещая многое, Михаил Белоусов не объясняет, как он собирается достигнуть всех этих благ для людей. «Предоставлять молодым жилье и землю». Как? «Принять программу по благоустройству села». Как? «За второго ребенка выдавать автомобиль ВАЗ». Как? Как всё это должно осуществляться? Пояснил нам кандидат? Или он действует по принципу фильма «День выборов»: «Давайте пообещаем им то, чего у них нет. — А чего у них нет? — Да ничего у них нет! — Тогда хороший слоган «Я дам вам всё!». Помнится, духовный отец ЛДПР Жириновский в своё время выступал на выборах с лозунгом: «Каждой бабе по мужику, каждому мужику — по бутылке водки». Ну, так всё в агитационных технологиях ЛДПР не сильно изменилось, лишь акценты сместились в соответствии с такими же «программными» заявлениями высших государственных чинов.
О программе еще одного кандидата в губернаторы, Валерия Синцова, выяснить ничего, к сожалению не удалось. Хотя, ему, постоянно выступающему «техническим кандидатом», изображающим формальную конкуренцию, программа очевидно не нужна. В своем блоге он размещает дежурные посты «Надо ограничить рост тарифов ЖКХ размерами инфляции», «Нельзя допустить пересмотра итогов Второй мировой войны» и «Недра должны принадлежать народу». Так и изображает конкуренцию. Правда, непонятно кому.
Наиболее логичным образом, пожалуй, поступил кандидат Михаил Матвеев. Он провел 19 августа пресс-конференцию, где изложил основные тезисы своей программы (что приятно, там были объяснения не только что он собирается сделать, но и как). На все вопросы присутствующих журналистов он ответил внятно и полно.
Основополагающие принципы Матвеева таковы: жизнь в государстве (области, городе) не может нормально существовать без трёх составляющих: свободные неподцензурные СМИ, независимый суд и свободные выборы. Поэтому в случае, если он будет избран губернатором, Михаил Матвеев гарантировал отмену цензуры (т.е. заказа новостей и сюжетов за бюджетные денбги с предварительным их согласованием).
Объяснив журналистам: «После того, как бюджетный средства на пиар власти, составляющие ныне миллиарды в год, перестанут литься в провластные СМИ, они, конечно, обозлятся, и, наконец-то, начнут говорить о власти объективно. Этого-то и нужно». Не думаю, что все присутствующие журналисты порадовались такому заявлению (особенно работающие в тех самых «провластных СМИ» — ведь при таком раскладе неизбежны грядущие сокращения). С другой стороны, трудно не признать правильность подхода Михаила Матвеева.
Саму программу целиком, ка заявил ньюсмейкер, можно будет в ближайшие дни прочитать на его предвыборном сайте. Если же говорить об отдельных положениях, которые Михаил Матвеев успел ответить на пресс-конференции, то получается следующее.
ЖКХ — один из главных приоритетов. Причем, вместо красивых фраз о том, что будет построено много бюджетного жилья, Матвеев сосредоточился на проблеме ликвидации коррупции в этой сфере. Он считает, что необходимо уволить министра ЖКХ области Сергея Крайнева со всеми присными, в частности, с руководителем фонда капитального ремонта Самарской области Андреем Чибисовым, поскольку они крайне непрофессиональны как минимум (например, вместо 900 запланированных к капремонту в этом году домов, по сведениям Михаила Матвеева, отремонтированы пока только десять). При этом к ремонту привлекаются иногородние фирмы, значит, налоги идут не в Самарскую область, да и зарплату получают совсем не самарские работяги.
В области поддержки малого бизнеса у Михаила Матвеева также немало претензий, но немало и предложений. Он говорил о том (впрочем, это довольно известный факт), что под призывы поддерживать повсеместно малый бизнес, этот самый малый бизнес целенаправленно уничтожают (особенно в Самаре). Поэтому следующий кандидат на увольнение, по мнению Матвеева — министр имущественных отношений Самарской области Юлия Степнова. А предложения такие — вновь разрешить устанавливать мелкие торговые точки, проводить как можно больше ярмарок, организовать систему госзакупок у сельхозпроизводителей Самарской области (чтобы перекупщики не забирали у них продукцию подешёвке),
Главное, что предлагает Матвеев после увольнения некоторых чиновников — провести аудит всех госзакупок за последние пять лет. И, соответственно, выяснения масштабов разнообразных хищений, а также виновных в них.
Впрочем, иллюзий относительно возможности победы на грядущих выборах Михаил Матвеев не строит. Административный ресурс не в его руках (он сказал, что его штаб подсчитал: Николай Меркушкин превосходит любого другого кандидата по представленности в эфире в 22 раз, а по упоминанию его фамилии — в 34). По мнению Матвеева, это весьма дурная услуга, которую оказывают Николаю Меркушкину его пиарщики (у нас не совсем Мордовия пока — авт.). Ведь победа в честной борьбе ценится гораздо выше.
Словом, программы кандидатов разнообразны. Кто-то хвастается своими и не своими успехами, кто-то критикует и предлагает альтернативу, кто-то играет роль «подсадной утки».
14 сентября мы посмотрим, насколько честной была победа того, кто победит. И либо воскликнем «ура», либо долго еще будем морщиться при воспоминании об этих выборах.