«Нынешняя дума могла бы быть еще более монопартийной, но мы же не в Северной Корее живем»

«Новая в Поволжье» поговорила о реформе местного самоуправления с председателем Самарской городской думы Александром Фетисовым. Депутат, который на сентябрьских выборах собирается подтвердить свой статус, считает, что райсоветы должны значительно улучшить жизнь людей, состав городской думы обновится на две трети, а среди глав районный администраций появятся новые лица. Кроме того, уверен Фетисов, парламентские партии ничего не делают для того, чтобы пройти в гордуму. Но им поможет «Единая Россия», секретарем реготделения которой является политик.

 

— В сентябре Самара получит 284 районных депутата, 41 из них будет делегирован в городскую думу. В Челябинске, на чей опыт вы во многом опираетесь, в райсоветах будет 170 человек, в думе — 49. В Махачкале, которая тоже вводит подобную систему, соотношение — 79 на 45. Почему решено сделать столь большое количество депутатов в районах и столь малое — в сравнении — в городской думе? Критики реформы называют это фильтром.

— Давайте начнем с городской думы, которая есть сейчас. Действующий состав — 35 человек. И в новой думе уже будет на шесть человек больше. Часть полномочий уходит на уровень районов, где как раз появляется большое количество депутатов. Предмет ведения городского депутатского корпуса становится меньше. Это вполне логично — мы же хотим приблизить депутатов непосредственно к людям. А городская дума может быть более компактной. Но вообще, например, немцы говорят, что каждое сравнение хромает. Поэтому мы все-таки идем своим путем.

— Когда анонсировали эту реформу, говорилось, что одна из главных ее целей — это деполитизация районной власти. Но как в итоге это соотносится с тем, что 50% депутатов будут избраны по партийным спискам?

— Я не раз заявлял, что я сторонник полной деполитизации. Ну какая политика в микрорайоне или во дворе? Тут надо находить решения по благоустройству, жилищно-коммунальной сфере, а политика в большей степени должна присутствовать в Государственной или Самарской губернской думе. Но на выборах губернатора у нас сложилась ситуация, когда серьезные политические партии с огромной историей не смогли собрать подписи муниципальных депутатов для своих кандидатов. Ни одна партия не смогла! Их на голову обошла [лидер партии «Воля» Светлана] Пеунова, которая была близка к заветной цели. А партии с очень мощными говорящими головами, с серьезными ребятами, которые стоят за своими лидерами, когда те что-то вещают с трибуны, оказались неспособны собрать и десятой части. И мы были вынуждены собрать им эти подписи. Это на самом деле неправильно. Никто из этих партий не хочет заниматься черновой работой, идти в райсоветы. По принципу «орел мух не ловит» им надо сразу в Государственную или губернскую думу, в горсовет города-миллионника на худой конец.

— Единственная цель партийных списков — помощь «Единой России» другим партиям?

— Я считаю, что нужно создавать какое-то политическое поле. Я был членом КПСС, вступил в армии в 18 лет. Тогда уже вовсю дули ветры перестройки. И я понимаю, что не может быть монопартийной системы, какая-то политическая конкуренция должна существовать. Что такое региональная «Справедливая Россия» сейчас? Первичным звеном там никто не занимается. Что такое ЛДПР? Политическая партия не может существовать только благодаря лозунгам, должна быть организационная работа, ячейки, они должны собираться, что-то обсуждать, кого-то выбирать, реализовывать партийные проекты, печатать газету. Ведь нет ничего этого! У коммунистов что-то существует — вот я читал, что маевки в Дубках (турбаза в Самаре – прим. ред.) проходят. Безусловно, у них есть идеология, на выборах они что-то делают.

Мы говорим партиям — давайте, идите, у вас есть возможность по партийным спискам собрать какие-то проценты. Соберите их! Покажите, что вы можете. Мне даже самому это интересно. И будет нормально, если в каждом райсовете появятся несколько коммунистов, лдпровцев, справедливороссов. Но пока я предпосылок для этого не вижу. Я вижу историю (и вы ее сейчас увидите), которая повторяется из раза в раз. К партиям приходят коммерсанты и говорят: мы поможем партии или конкретным лидерам, но вы нас под своими знаменами проведите в какую-нибудь думу.

Это же нормально, что у нас в думе есть депутат Федоров (Максим Федоров, соратник Михаила Матвеева – прим. ред.). Он высказывается, иногда это выглядит очень оригинально, но все равно человек имеет свою позицию (или не свою) и озвучивает ее. На общественном совете выступает [лидер регионального «Яблока» Игорь] Ермоленко — адекватный человек. Он говорит разумные вещи, и некоторые из них я вполне разделяю. Из думы нельзя сделать казарму. Пусть идут, доказывают.

— Хорошо, вы помогаете парламентским партиям, они проходят в райсоветы, а делегируют потом все равно представителей «Единой России». Не будет ли именно городская дума состоять полностью из них?

— Хочу сказать, что я сделаю все возможное, чтобы представители других политических партий попали в городскую думу. Думаю, и Николай Иванович такого же мнения. Я считаю, что это будет правильно, и мы должны такие условия для них создать. Нынешняя городская дума могла бы быть еще более монопартийной, можно было бы поработать с депутатами, у нас же есть не члены партии. Но мы этого не делали. Мы же не в Северной Корее живем, слава богу.

— У депутатов ведь не будет ни зарплаты, ни помощников, ни широких полномочий. По сути, только обязанности, которые в основном будут сводиться к приемам граждан и решению небольших вопросов. В чем вообще стимул у людей идти в райсоветы?

— Стимул — влиять. Они же будут голосовать за бюджет района, за распределение денег в этом бюджете по отдельным статьям. Они смогут добиваться того, чтобы эти средства более эффективно тратились на их территории. Им это виднее, ближе.

Я тоже добросовестно готовлюсь к проведению праймериз. Вчера у меня было четыре встречи с избирателями в поселке Шмидта. Есть решения, которые не требуют вложений. Мы их находили вместе с людьми. Решили провести конкурс на лучшую территорию перед домом. Это кажется несерьезным, но на самом деле это будет стимулировать людей, чтобы в целом в поселке было более чисто. Пусть не все будут в этом участвовать, но многие будут.

— Каким вы видите новый состав думы? Не в партийном смысле. Сейчас там много представителей крупного бизнеса, а кто будут — врачи и учителя?

— Будут и врачи, и учителя, и представители бизнеса. У нас и сегодня есть три директора образовательных учреждений, главный врач.

— Кардинально поменяется состав?

— Я думаю, что поменяется. Только половина из ныне действующего состава вообще пойдет на выборы. Не секрет, что у кого-то сменилась сфера деятельности, мотивация, интересы. Кто-то работал не очень хорошо и понимает это. Им, наверное, профессионально надо реализовываться в другой сфере. Мы разговаривали об этом с ними: люди не поддержат, зачем этот фарс устраивать? Думаю, состав думы обновится на две трети.

— Долго ли эта система с райсоветами будет существовать? Протянет ли она больше одного созыва, или появится какая-то новая реформа?

— Я не оракул, мне трудно это сказать. Мы идем одними из первых в этом направлении. Думаю, на нас, как на Челябинск, будут смотреть, насколько этот опыт окажется удачным. Он может быть эффективным, а может и не состояться. Хотя я считаю, что ситуация для людей принципиально улучшится. Но мы сможем сказать об этом только через несколько лет. Все зависит от двух факторов. Первый — какие люди придут в районные советы и какая у них будет мотивация работать. Это очень важно. И второе — насколько их полномочия окажутся наполнены финансами (законопроект о финансировании районных администраций пока находится в разработке, но его должны успеть рассмотреть в текущей сессии губернской думы — прим. ред.).

— В Самаре под выборы создали общественные советы в микрорайонах, и в них вошли почти две тысячи человек. Это произошло так внезапно. Кто эти люди, чем они будут заниматься? И не является ли это просто трамплином для выдвижения нескольких человек в райсоветы?

— Это не трамплин, из двух тысяч человек в райсоветы придут только 284. В понедельник у нас в Куйбышевском и Железнодорожном районах начинаются праймериз, и среди их участников — большинство членов общественных советов. Но не все. Кто дойдет — посмотрим.

— Праймериз будут с выборщиками или общедоступные?

— Они пройдут по открытой модели на оживленных перекрестках. Избиратели могут подходить, у них спросят, где они живут, и они будут делать выбор в пользу того или иного кандидата.

Люди, которые пришли в общественные советы, уже активны. У них всегда есть чем заняться после работы. Среди них много педагогов, работников здравоохранения, представителей наших предприятий. Есть бизнесмены, руководители общественных организаций. Они уже проявили определенную заинтересованность. Поэтому вполне естественно, что они будут пытаться доказать свою состоятельность в качестве депутатов. И хорошо, когда идет смычка: городская дума, райсовет, общественный совет. Это большее количество людей, которые профессионально вовлечены в городские процессы.

— Все-таки что насчет финансирования районных депутатов? Вы говорили, что это не потребует дополнительных затрат, но ведь им нужны хотя бы те же канцтовары.

— Мы убираем расходы с бюджета городской думы. Раньше, например, у каждого действующего депутата были два оплачиваемых помощника. Аппарат думы теперь будет выглядеть чуть скромнее. Это позволит изыскать деньги без дополнительного привлечения бюджетных средств.

— Нам постоянно говорят о конфликтах мэров и губернаторов. В общем-то, и примеры есть. Не боитесь, что такая же ситуация может сложиться между городом и районами при новой системе?

— Трудно сказать. Но надо учитывать, что глава администрации района будет назначаться комиссией, 50% которой будет у главы города. У него есть все возможности, чтобы участвовать в принятии кадровых решений. Поэтому я думаю, что уже на первоначальном этапе вероятность таких войн будет минимизирована.

— Законопроект о полномочиях городской и районных администраций выносился на комитет гордумы еще больше двух недель назад, но в последний момент «слетел». Что случилось?

— Были очень большие споры по ряду позиций. Было две точки зрения. Одна из них — отдать все в районы, чтобы они обладали всей полнотой власти.

Вот для примера — объекты потребительского рынка. Я на 200% уверен, что это должно быть полномочие районов, которые будут определять, где объекты торговли должны находиться. Но мы оставили это в полномочиях города до 1 июля 2016 года. Потому что на сегодняшний момент городом набран хороший темп зачистки от всех этих безобразий. Если проанализировать историю, зачастую главы администраций являлись крупными бенефициарами этой торговли. И за ней стоят не только криминальные группировки, но и люди, которым положено с этим бороться, хотя сейчас позиция управления внутренних дел с приходом Сергея Солодовникова стала более наступательной. И я понимаю, что городу сначала надо выполнить свою задачу. Если где-то будет стоять три киоска, то, я боюсь, незаметно к ним еще парочка добавится. А если будет нормальная чистая площадка, газон, то там уже ничего не поставишь. Поэтому дабы наших вновь назначенных глав администраций и районов не подставлять, не делать объектами давления, мы им поможем. Все вычистим и на будущий год отдадим.

Или, допустим, дорожное строительство. Его тоже отдали городу. Нельзя разорвать дороги между районами. И зачастую мы видим, что даже когда город самостоятельно что-то планирует, происходит закупорка. Можно логистику не просчитать — и если сейчас девять районов будут несогласованно ремонтировать дороги, то город обязательно встанет.

То же касается и уборки улиц. Существует МП «Благоустройство», которое работает на грани окупаемости. Если мы передадим эти полномочия районам, появится вероятность, что мы угробим еще один актив, который сохранился еще с советских времен. Убив это предприятие, парк техники которого мы наращиваем, мы взамен ничего хорошего не создадим. Но мы прописали, что планирование ремонта дорог будет проходить с участием районов.

— Говорят, что не все главы райадминистраций были согласны с пропорциями полномочий и финансирования. В Кировском районе уже ожидаются перестановки (пост главы администрации, как ожидается, займет депутат гордумы Николай Митрянин, который ранее подал заявление о досрочном прекращении полномочий – прим. ред.). Стоит ли ждать череды отставок глав районов?

— Давайте сначала дождемся решений. Нынешний глава администрации Кировского района — человек энергичный, молодой и профессиональный. Даже если какое-то кадровое решение в ближайшее время и произойдет, он, безусловно, не уйдет на улицу и будет нужен в достойном для себя качестве. Где-то старые лица могут исчезнуть, но они останутся востребованы со своим опытом. Вероятно, появятся и новые.

— На днях городская дума утвердила новую структуру администрации. Как это отразится на рядовых чиновниках, будут ли сокращения?

— Я думаю, что на рядовых не отразится никоим образом. Естественно, две бухгалтерии или пять замов в одном департаменте не нужны. Судьбой каждого человека мы с кадровиками будем заниматься отдельно.

— Сами вы будете баллотироваться в райсоветы?

— Да.

— Не метите ли вы в итоге в губернскую думу или федеральный парламент?

— Я сейчас вижу своей задачей подтвердить статус муниципального депутата. Я встречаюсь с людьми и вижу, что еще не все сделано из того, что обещано. Мне интересно работать непосредственно на земле. В свое время, когда я закончил военно-политическое училище, была развилка, на какую должность идти: секретаря комитета комсомола полка или замполита роты. Конечно, замполитом роты всегда более хлопотно, это люди, оружие, караулы, стрельбы. Но мне это было интереснее.

— Кресла председателя не боитесь лишиться?

— Это уже следующий этап. Сначала надо завоевать доверие жителей поселка Шмидта.

Читайте также: Александр Кынев: «Райсоветы — это, конечно, авантюризм»

3 thoughts on “«Нынешняя дума могла бы быть еще более монопартийной, но мы же не в Северной Корее живем»”

  1. А что же это за диксриминация такая?
    Если Пеунова оказалась на голову сильнее парламентских партий, которые не смогли и десятой части собрать, то почему ей не помогли? Почему пропустили только «своих»? Ведь это как раз доказывает, что Пеунова умеет работать с народом и готова идти в райсоветы. На этих выборах Единая Россия снова будет сама выбирать кого допустить к выборам?!

    Ответить
  2. Удивительная «работоспособность» нашей власти!!!
    Все силы положут на создание видимости бурления труда и заботы, чтоб всё было хорошо!!! Но почему то ко власти попадают не те, кто реально что-то сделать может в обществе, а те, кто могут красиво туман нагонять! …………

    Ответить
  3. «…много педагогов, работников здравоохранения, представителей наших предприятий. Есть бизнесмены, руководители общественных организаций.» — то есть те, кто напрямую зависим от исполнительной власти!

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.