В конце августа началась, наверное, самая короткая предвыборная кампания в Верховную Раду Украины. Внеочередные парламентские выборы назначены на 26 октября, а значит, половина кампании уже позади. На днях избирательная комиссия закрыла регистрацию кандидатов в депутаты, а значит, самое время осмотреться и понять, какой будет Рада нового созыва.
Семнадцать партий и более девятисот кандидатов в депутаты борются за место в новом парламенте. Впрочем, не таком уж и новом: многие соискатели хорошо известны украинцам, следящим за политикой, то есть, на данный момент — всем. Я уже рассказывала о том, что основная претензия к президенту Украины Петру Порошенко связана с почти полным отсутствием новых лиц в его команде. С Верховной Радой дело обстоит приблизительно так же: главный вопрос — на кого менять людей, не пользующихся доверием своих сограждан.
Впрочем, практически каждая партия озаботилась актуализацией своего состава. Положение в стране военное, а значит, именно военные могут рассчитывать на популярность у электората. Просматривая списки кандидатов, я обнаружила много знакомых имен, часто — в сочетании с названием той или иной партии. Знаменитый после Крыма полковник Юлий Мамчур выдвигается от Блока Петра Порошенко, Семен Семенченко — командир батальона «Донбасс» — идет от партии «Самопомiч» вместе со своими боевыми соратниками, Павлом Кишкарем и Ярославом Маркевичем.
Удивительная перемена произошла с партией «Батькивщина»: их бессменный номер один, Юлия Тимошенко, уступила свое место Надежде Савченко — летчице, которая в середине июня попала в плен к ополченцам под Луганском, а в начале июля оказалась в СИЗО Воронежа в качестве подозреваемой по делу об убийстве российских журналистов. В дальнейшем, в ходе переговоров в Минске, Надежда попала в список «на обмен», однако на данный момент все еще удерживается на территории России — теперь уже в Москве. Сможет ли девушка принять непосредственное участие в выборах — неизвестно, да и насущной для нее эта проблема не выглядит.
Радует, что не сложили рук активисты Майдана: их также много в списках кандидатов. Так, например, широко известный козак Михайло Гаврилюк, ныне боец батальона «Золотые Ворота», выдвигается вместе с партией «Народный фронт» (от мажоритарного округа), а Владимир Парасюк, чья речь на февральском, уже окровавленном, Майдане стала поворотной точкой в трагедии, идет на выборы самовыдвиженцем. Сейчас он командует 4-й ротой батальона «Днепр».
Тем временем, 16 сентября действующий парламент окончательно утвердил проект закона о люстрации. По словам премьер-министра Украины Арсения Яценюка, под действие этого закона попадет более миллиона государственных чиновников; премьер настаивает на скорейшем создании специальной комиссии, которая рассмотрит деятельность всех руководителей центральных органов исполнительной власти, не исключая и кабинет министров. А это означает прекрасную возможность для многих желающих попробовать себя на государственной службе, но не выдвинувшихся на предстоящие выборы в ВР.
Что меня приятно поразило в Киеве — так это будничность, обыденность общественной и благотворительной жизни. Не знаю, было ли так раньше, но в этом году возможности быть полезным буквально окружают любого киевлянина. Весной жители нашего района вышли на субботник, сажали деревья, разбивали клумбы, красили бордюры и заборчики. У нас очень красивый и уютный район, хоть и называется спальным, но теперь в нем приятно не только спать. В супермаркете — специальная тележка у выхода, куда можно положить вещи для армии или пациентов военного госпиталя. В маленьком магазине у дома — копилка для денег на лечение ребенка. Волонтерские центры принимают продукты и одежду для беженцев. Нет лишних денег — примени умения: швейные цеха готовят форму и бронежилеты, дизайнеры делают социальную рекламу, риэлторы помогают найти недорогое жилье для переселенцев из зоны АТО, предприниматели делятся своей продукцией — самой обычной, да хотя бы носками — с солдатами Нацгвардии. И все это так просто, по-хорошему просто. Нет, основной ресурс Украины — это люди. Золотой ресурс, бриллиантовый. Все остальное вторично.
Собственно, почему как-то по-другому должно быть и с политикой? Можно сидеть и ругать власти, безнадежно вздыхать, что ничего не меняется. Никому не верить, ни за кого не голосовать, потому что твой голос якобы не имеет значения. А можно — стало можно! — продумать программу и пойти в политику самому. И самому постараться сделать свою страну лучше — потому что тебе не все равно.
Конечно, без опыта и налаженных связей тяжело. Еще тяжелее — менять устоявшиеся, традиционные схемы, столь удобные старой гвардии. Здесь революции не сделаешь, коктейлем Молотова ничего не докажешь. Но можно, например, самому поучаствовать в законотворчестве, да и контролировать происходящее в государственных кабинетах куда легче изнутри, а не с улицы, даже если она замощена брусчаткой. Никто не даст гарантий, что получится, что дело хотя бы сдвинется с мертвой точки. Гарантия только одна: если совсем ничего не предпринимать, то ничего наверняка и не изменится.