Недовольство прокуратуры, которая по этому вопросу созвала специальную пресс-конференцию, вызывает, в частности, мера пресечения для председателя правления банка Татьяны Ерилкиной. В отличие от трех своих подчиненных, которые уже заключены под арест, она находится под подпиской о невыезде. «Следствием здесь были допущены нарушения: не были изложены мотивы и основания, по которым была избрана именно такая мера пресечения», – заявил начальник управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью областной прокуратуры Антон Атяскин. Дело ведет Главное следственное управление регионального МВД. По данным надзорного ведомства, полиция еще летом 2014 года располагала информацией о возможных хищениях средств в банке. «Нами отмечались нарушения законодательства при проведении проверок со стороны полиции», – добавил Атяскин. Сегодняшнюю ситуацию в банке он считает «результатом бездействия со стороны должностных лиц ГУ МВД».
Напомним, уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) по факту хищения денег у вкладчиков «Волга-кредита» было возбуждено в конце января. Остаток средств на счетах граждан и данные бухгалтерии расходятся уже примерно на два миллиарда рублей (при том, что пострадавшие продолжают идти в правоохранительные органы; многие из тех, кто уже туда обратился, сейчас стараются получить свои деньги в досудебном порядке). Директор департамента информационных технологий банка Сергей Осипов, начальник отдела по работе с физическими лицами Мария Зацепина и её подчинённая Елена Данчина были помещены в СИЗО. Однако глава учреждения Татьяна Ерилкина вначале получила статус свидетеля и попросила следствие обеспечить ее государственную защиту. Ее просьба была удовлетворена.
«При этом был нарушен федеральный закон, согласно которому должна быть проведена проверка по заявлению Ерилкиной о государственной защите. Она не была проведена, [но] следователь по согласованию с руководителем следственной части вынес соответствующее постановление», – говорит Атяскин. Статус Ерилкиной со свидетеля на подозреваемую был изменен лишь после вмешательства прокуратуры.
Кстати, подписку о невыезде ей определили только 5 февраля. Через десять дней, то есть 15 февраля, если Ерилкиной не предъявят обвинение, документ утратит силу, пояснил Атяскин.
«Следствие осуществляется пассивно, не принимаются необходимые меры для установления и задержания лиц, в первую очередь организаторов данного преступления. Не принимаются меры для ареста имущества в целях последующего возмещения ущерба», – продолжает прокурор.
В поле зрения правоохранительных органов «Волга-кредит», по его словам, попал не впервые. Еще в мае неустановленные сотрудники банка, по версии правоохранительных органов, нанесли ущерб инвестиционно-консалтинговой компании «Реноме» на 127 миллионов рублей (речь идет о нарушениях в сфере купли-продажи векселей). У следствия имелись данные о причастности к этому преступлению Ерилкиной (якобы именно ее подписи стояли на договорах), но дело «было необоснованно прекращено», говорит Атяскин. Теперь надзорное ведомство просит объединить его с делом о хищении средств у вкладчиков. Стоит отметить, что сейчас «вексельное» дело рассматривается в суде, но доказать, что на документах стояли именно подписи председателя банка, «Реноме» пока не удалось.
Несмотря на то, что у прокуратуры есть явные претензии к работе ГСУ, она не может способствовать замене следственной группы: такими полномочиями надзорное ведомство не обаладает. Дело, разве что, теоретически могут передать в Следственный комитет, но для этого должны быть весомые основания; и пока таких намерений прокуроры не высказывают.
В пресс-службе ГУ МВД России по Самарской области «Новой газете в Поволжье» сказали, что не разглашают детали дела в интересах следствия.