Театр «Playback» — это театр психологических импровизаций, в котором актеры играют свои ощущения, а спектакль не знает репетиций и создается «здесь и сейчас». В этом театре любой может рассказать свою историю и тут же увидеть ее на сцене. Причем истории могут быть о чем угодно: анекдот, случай из жизни или вопрос, мучающий по ночам. Но чаще задается тема перформанса, как например, в этот раз – «Анна Каренина».
Волна плейбэк-театров пошла еще с 70-х годов прошлого века, когда американцем Джонатаном Фоксом был создан первый психологический театр «Playback». Далее подобные театры стали возникать как грибы после дождя по всему миру, и вскоре новое веяние захлестнуло Россию. В 2000-х годах свой «Playback» появился в Москве, Питере, Уфе, Самаре и других городах.
Идейным вдохновителем самарского театра «Playback» стала Наталья Клочкова, которая увидела подобные спектакли как-то в Крыму и решила организовать такие же в нашем городе. В 2011 году в Самаре образовалась учебная группа, которой преподавали сертифицированные учителя плейбэк-театра из Москвы, обучавшиеся в свое время в Нью-Йорке непосредственно у мистера Фокса.
Процесс обучения проходил без малого два года, именно тогда самарские ученики уяснили для себя главное: в этом театре не важны ни ораторское, ни актерское мастерство, единственно правильным считается непрекращающаяся импровизация, взаимодействие друг с другом и со зрителем. Главная цель плейбэк-театра – создать особое ритуальное пространство, в котором любой голос и любая история должны быть услышаны, какими бы сложными, потаенными, обычными или, наоборот, странными они ни были. «Важно создать атмосферу, когда зрительский зал и актеры объединяются в единое целое, — рассказывает Наталья Клочкова, организатор и идейный вдохновитель театра «Playback», — На репетициях мы можем тренировать себя на слушание историй. Классические актерские тренинги у нас не являются основным пунктом, нам важны сценическое движение и импровизация. Также мы пробуем разыгрывать какие-то варианты, ведь все мы люди, и ситуации всегда могут перекликаться с реальными. Особенность нашего театра – не отточенная игра, а соответствие игры актеров рассказу зрителя».
Для актеров плейбэк-театра уникально любое человеческое переживание. Они уверены, что у каждой истории есть скрытый смысл, а смысловые «вариации на тему» актерам играть не в первой. Под фоновое музыкальное сопровождение спектакль «пишется» прямо в зале. Для того чтобы сложились все карты в ряд и получилось что-то кто-то из зала начинает рассказ, актеры же подхватывает его эмоции и стараются донести их до остальных зрителей.
Кто бы сомневался, что в таком насыщенном смыслами романе, как «Анна Каренина», у зрителей возникнет множество ассоциаций и прочтений. Кто-то считает Каренина деспотом, рушащим судьбу отчаявшейся Анны, кто-то – больным человеком, жертвой обстоятельств или человеком тонким, ранимым, страдающим от эгоизма жены. На каждое мнение или переживание зрителя труппа тут же реагирует. При этом, по словам Клочковой, у труппы нет заранее заготовленных сценариев, актеры не могут заранее отрепетировать определенные мизансцены или характер героев. Более того, исполнители часто даже не знают, каких героев их попросят сыграть… Так, в рамках перформанса один из зрителей вспомнил историю, как американцы решили снять фильм про Анну Каренину со счастливым концом. Он предложил актерам сыграть альтернативный финал, но вовсе не известных персонажей Толстого, а по своему разумению – американского сценариста, самого писателя, Анну и ее счастливую звезду.
«Для нас важно выразить чувство рассказчика и донести его до аудитории, которая присутствует на перформансе. Такое сиюминутное искусство – сейчас оно есть, а завтра его уже не будет…», — делится своим мнением Наталья Клочкова. В этом смысле показательным был сыгранный актерами эпизод, где решается судьба Анны, когда она не может получить развод от мужа и за нее принимают решения другие люди. Интересен образ Ландау, который погружается в спиритический сон, а выйдя из него, дает совет Каренину не отпускать жену. Актеров просят сыграть сон Ландау. С одной стороны – полет для фантазии, с другой же – жесткая логика, которая срочно должна включиться к актеров и заработать как будильник. В этом актерам иногда помогает их художественный руководитель, который играет роль посредника между зрительным залом и сценой. «У нас есть своего рода театральные формы: ролевая скульптура, хор и т.д., — делится секретами Наталья Буйлина, актер театра «Playback», — Это подсказки для актера, нам их дает худрук, чтобы мы смогли интереснее сыграть ту или иную историю. Может быть, поэтому нас воспринимают действительно как что-то новое».
Надо сказать, что актеров этого театра импровизаций часто просят играть не реальных героев, а какие-то состояния или абстрактные понятия. Например, тот же Наблюдатель из 21 века или Общественность, порицающая Анну. Удачно получилось показать зрителям Каренина в точки зрения молодости и зрелости. Женщина, которая привела в пример свои разнородные чувства от прочтения романа в юности и спустя много лет, рассказала, насколько разными она видит Алексея Александровича. Из ее рассказа появились такие персонажи, как Сострадание и Неприязнь, обсуждающие личность Каренина.
С первого взгляда заметна социальная направленность театра «Playback». Актеры не только дают людям пищу для ума, они еще и дают выговориться, поделиться эмоциями, раскрепоститься. Часто импровизационные спектакли проходят в детских домах или пожилыми людьми, которые сами по себе очень благодарная аудитория. «Люди все чувствуют, — говорит Наталья Буйлина, — Многие сначала не понимают, что это такое, что происходит… Театр ли это вообще… Какая-то игра… А потом видят, как мы играем на сцене и понимают, это бушуют настоящие чувства!»