Пока противники московского времени в Самаре готовились к митингу на площади Славы, на сцене Cамарского театра оперы и балета местная труппа исполняла хор «Солнцу красному слава!» в прологе первой после окончания реконструкции здания театра премьере полноценного оперного спектакля. Им стала опера Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь».
На пресс-конференции, за несколько дней до премьеры, режиссер-постановщик спектакля, народный артист России Юрий Александров в красках рассказывал о работе над спектаклем и том, какой смысл он с художником-постановщиком вкладывал в эту постановку. «Я хочу, чтобы нас объединил свет этого вечного произведения и надежда на то, что будущее и у нашей страны, и у Самары, и у этого замечательного театра будет светлое и прекрасное», — рассказал режиссер на встрече с журналистами.
Декорации и костюмы к спектаклю созданы таким образом, чтобы, с одной стороны, создать яркий контраст между двумя культурами, половецкой и русской, с другой стороны, перед постановщиками стояла задача сделать спектакль очень светлым, что особенно подчеркивают светлые костюмы и яркое освещение. Декорации поначалу вызвали некоторое удивление. В прологе, где действие разворачивается на главной площади Путивля, декорация решена в виде стен православного храма. За основу взят Дмитриевский собор во Владимире с богатой каменной резьбой на фасаде, но в опере он не однокупольный, как в оригинале, а имеет несколько глав. Кроме того, как известно, Игорь Святославович был князем Новгород-Северским, а не Владимирским. Впрочем, первое впечатление быстро проходит, и это историческое несоответствие компенсируется атмосферой, созданной декоратором. Целью художника и режиссера была передача образов русской иконописи и зодчества. Для этого были использованы яркие примеры без привязки к географии, в частности собор во Владимире и иконописное изображение св. Георгия. Оригинально решена сцена нападения половцев на Путивль, когда декорации в виде части элементов храма разворачиваются, превращаясь в огромные стеллы, изображающие половецких идолов, под которыми стоят полки вооруженных кочевников.
После серии ноябрьских гала-концертов, о которых мы писали ранее, было сложно предугадать, насколько успешно труппа справится с постановкой. На пресс-конференции речь шла не только об усердной работе всего коллектива театра (следует отметить, что в постановке заняты все творческие коллективы), но и о том, что в театре много молодых оркестрантов и артистов, которые нуждаются в поддержке и понимании зрителей и слушателей оперы.
Как показали две первые премьеры 18 и 19 февраля, труппа вполне успешно справилась с оперной постановкой. Незначительные погрешности в спектакле не так сильно бросались в глаза на общем фоне и говорили лишь о том, что коллективу есть куда развиваться. Многие слушатели справедливо отмечали после премьерных спектаклей, что в части арий, а особенно хоровых партий трудно различимы слова, и над этим нужно работать. Тем не менее, следует признать, что хор отлично справился со сложнейшей ролью как в музыкальном, так и в сценическом отношении. Постановка очень динамичная и солисты хора постоянно находятся в движении. Для создания непрерывного движения и удержания внимания зрителя постановщики пошли на оригинальный ход, поменяв местами увертюру и пролог. Опера начинается с пролога, где Игорь с сыном Владимиром, несмотря на недобрый знак, собирает свои полки и ведет их на бой с половцами. Только после этого занавес опускается и оркестр играет увертюру, после которой занавес вновь поднимается и продолжается действие оперы.
Зрители не могли не заметить и того, что во время сцены гуляний на княжеском дворе Владимира Галицкого идет снег, а сам князь приезжает на санях, хотя Игорь выступил в поход в мае месяце. Это еще одно авторское решение режиссера. Чаще всего сцена гуляний решается весьма банально – в виде застолья и пьяных выходок князя. В данном случае постановщики решили эту сцену в виде праздника Масленицы, нарядив артистов в яркие костюмы, с преобладанием красного цвета, масками зверей, придав сцене атмосферу праздника, в очередной раз выделив традиционные русские обычаи. Естественно, в течение праздника участники выпивают, и все соответствует либретто Бородина, но это кажется более органичным.
Как мы уже отметили, в постановке задействованы все творческие коллективы театра. На состоявшихся двух премьерах выступали две группы солистов. Есть еще третий состав, которому предстоит выступить на сцене театра в начале апреля. Солисты, выступавшие в первых двух постановках, доставили зрителям большое удовольствие своей игрой и исполнением. Роль князя Игоря оба раза блестяще исполнил Василий Святкин, богатырский образ которого дополняло проникновенное исполнение партии. Разными по пластике были исполнения роли Ярославны Татьяной Лариной и Лией Габриелян. В обоих спектаклях ярко выступал Андрей Антонов. В одном он исполнял партию Кончака, а в другом — Галицкого. Голос Зураба Базоркина в роли князя Галицкого поначалу казался недостаточно выразительным, но впечатление оказалось обманчивым, кроме того, театральная игра Базоркина полностью его компенсировала. Владимира Полуяхтова было сложно отличить от настоящего восточного хана, дружелюбно приглашающего князя Игоря насладиться половецкими танцами, а звонкий голос Михаила Губского в роли Владимира Игоревича, как всегда, не оставил никого равнодушным. Кстати, сцены с сыном Игоря Владимиром в сокращенной версии оперы справедливо казались вырванными из контекста. Сцена свидания Колчаковны и Владимира не находит продолжения. По оригинальному либретто в третьем, вырезанном акте, Владимир собирается бежать вместе с отцом, но, оставшись по просьбе своей возлюбленной — дочери Кончака, становится зятем хана и с ужасом наблюдает за тем, как половецкие полки выступают в поход на Русь. Без этой сцены складывается ощущение, что Игорь и не планировал брать с собой сына, а, оставив его, вернулся к Ярославне в Путивль.
Еще два важных персонажа оперы – гудонщики Скула и Ерошка. Их роли были хорошо исполнены обоими составами, но менее ярко, чем хотелось бы. Остальные персонажи были на высоте. Один из важнейших и любимейших публикой эпизодов – половецкие танцы. Танцевальной группе заслуженно достались овации публики в обоих спектаклях, как кордебалету, так и солистам.
Прошедшая премьера «Князя Игоря», в отличие от ноябрьских гала-концертов, наконец-то показала истинный потенциал труппы Самарского оперного театра. Почти пятилетнее скитание по разным площадкам не осталось незаметным. Труппа осваивается со «старой» новой сценой. Теперь перед коллективом стоит задача сделать эту постановку еще более завершенной, исправив мелкие погрешности. А впереди коллектив оперного ждет еще несколько больших премьер. Уже в марте на сцене театра будет показан балет «Спящая красавица» с костюмами Александра Васильева. Кроме того, самарский зритель увидит в этом году премьеру еще одной большой русской оперы – «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского. Остается поблагодарить труппу театра за замечательную постановку «Князя Игоря» и пожелать творческих успехов в предстоящих спектаклях.