Спасайся кто может…

Так выглядят «исчезнувшие», по мнению Общественной палаты, памятные доски. Изуродованные, но живые. Так и старая Самара. Под разговоры о спасении из города исчезает самое ценное.

Правда, горожане об этом обращении вряд ли узнают. Но мы не будем сейчас рассуждать о том, зачем в век информации принимать обращение ко всем, о котором не узнает, в общем-то, никто. Ведь даже несколько тысяч читателей этих строк – доля процента от общего числа адресатов.

Я, как коренной самарец и человек, обеспокоенный судьбой старого города, не мог не обрадоваться появлению такого документа. Впрочем, радость моя была очень недолгой.

Я ведь как думал? Что в Общественной палате лучшие представители общества, и уж если они взглянули на проблему, более того, обращаются, взглянув обеспокоенно, к горожанам, то, наверное, они знают, о чем говорят. Хотя бы на общем уровне. Увы.

Трогательное недоумение вызывает строчка о десяти годах упадка Самары. Интересно, а где все это время были господа общественники? Не беспокоились? Терпели? Тогда вдвойне интересно: почему не стерпели сейчас?

Дальше – больше. В документе не упомянут ни один конкретный памятник, а там, где речь доходит до конкретики… Памятные доски, которые, по мнению Общественной палаты, уничтожены, на самом деле прекрасно висят на домах. Местными алкоголиками сняты только барельефы из цветного металла, а сама память о молдаванине Фрунзе, еврее Шебуеве и чехе Гашеке в виде мемориальных досок вполне жива. Откуда же черпают информацию об окружающем мире члены Общественной палаты? Параллельная реальность?

Есть такое ощущение. Но мы не будем говорить про авиабилеты Москва Нью-Йорк, а поговорим о том, что про градостроительные ошибки говорят, а вот про Градостроительный совет и наш Генеральный план даже не упоминают. Это же конкретика. Интересы уважаемых людей, многолетняя работа многочисленного коллектива. Поэтому лучше абстрактно призывать к спасению. Не упоминая ни конкретных адресов, ни фамилий. А они ведь есть. Возьмем печальную историю дома Маштакова. Нет, его не снесли. Стоит, как и прежде, на улице Самарской, ветшает. Это памятник деревянного зодчества, и городская власть еще в 2002 обещала разобрать его и собрать заново в этнографическом то ли парке, то ли… Потом защитники памятников предложили устроить сбор денег на спасение дома, в том числе и в Англии. И сразу же выяснилось, что с домом ничего нельзя сделать, так как нет ясности с собственниками земли. Занималась, по слухам, этим вопросом вице-мэр Горбунова. И сейчас занимается в той же должности.

А дом продолжает разваливаться, и судьба его не решена. Так, может, вместо абстрактных призывов к спасению задать конкретные вопросы конкретным чиновникам? Обратиться к конкретным собственникам, например, кухмистерской фон Вакано или памятника мирового уровня Фабрики-кухни. Попросить их поучаствовать в спасении бесценной собственности. Попросить областное правительство найти применение дому губернатора. Но только конкретней. По опыту знаю, что, пытаясь спасти вообще всё, не спасешь в итоге ничего. Но у нас ведь нет такой задачи?

Ничего этого нет. Есть еще один документ за все хорошее и против плохого. Его некомпетентность и низкий уровень бросает тень не только на идею, но и на саму палату. Его абстрактность заставляет задуматься о мотивах составителей. Предлагаемые методы спасения Самары (кроме установки и так висящих досок) – это просветительская работа. Издание брошюр, книжек, образовательные программы для молодежи. Думается, что подробней эту тему раскроет член палаты Виталий Добрусин, который выпускает журнал «Самарские судьбы», и телефильмы, и DVD. Все – краеведческой тематики. С патрией. В общем, то, что нужно для сохранения памяти за разумные средства.

А памятники? Ведь город разрушается на глазах. На центральных улицах пустыми глазницами зияют развалины прекрасных домов. Под занавес правления администрация Тархова распродала еще десятки памятников архитектуры. Почему бы не потребовать обнародовать списки и собственников, чтобы эти уважаемые и сознательные граждане исправно выполняли меры обременения?

У Самары нет лица. Для таких городов, как наш, главная архитектурная изюминка – это террасная застройка побережья. Она уничтожена, достаточно выйти на волжский лед ближайшим воскресеньем и взглянуть на город. Остались отдельные объекты, исторические кварталы, планировка и уникальный дух города. Их еще можно спасти. И это нетрудно сделать. Достаточно политической воли. Как в случае с домом Маштакова. Не обещаний, а решений. Для начала прекратить снос в старом городе. Когда я писал по этому поводу прошлой администрации, г. Бурнаев ответил мне, что остановка сноса невозможна из-за реализации программы по переселению из ветхого жилья. А вот в Москве после смены мэра стала возможной. Снос в центре Москвы остановлен. И сделано не только это. Многие долгожданные решения были приняты быстро и четко. Сменились интересы? Судя по обращению Общественной палаты, в Самарской области этого пока не происходит. И вряд ли произойдет такими темпами.

Я не хочу предлагать собрать еще один общественный совет, комиссию, пусть самую компетентную, устроить дискуссионный клуб или пригласить зарубежных экспертов. Нужно просто принять решение. Чемпионат мира нельзя принимать в городе, который выглядит так, как Самара сегодня. Сделать дешевенький ремонт и жить среди сайдинга? Нужен ли нам такой город, как наша малая родина? Как историческое поселение, как предмет гордости и патриотизма. Это ведь так патриотично – любить родной город.

И дает очень точный ответ на один из любимых вопросов премьера: «с чего начинается родина?»

P.S.: А Общественная палата совершенно права, обращаясь к гражданам. Это дело каждого. Если, конечно, каждому есть до этого дело. Но начинать надо с профи. Большую часть проблем может решить Градостроительный совет. Десяток честных архитекторов с полномочиями и светлыми головами – это очень серьезная и, главное, конкретная сила. Сделайте совет публичным и боеспособным. Общественным. Для начала. Так и спасемся сами.

ОБРАЩЕНИЕ

Общественной палаты Самарской области

ко всем ветвям власти г.о.Самара и Самарской губернии,

к жителям г.о. Самара, руководителям общественных организаций,

представителям бизнеса

В Общественную палату Самарской области поступили обращения от граждан Самарской области, представителей общественных организаций. В них они настаивают на необходимости наведения порядка в градостроительной политике областного центра и сохранения исторического центра Самары в достойном виде. Большую озабоченность судьбой Самары высказали члены Общественной палаты, архиепископ Сергий, академик Российской академии медицинских наук Г.П.Котельников, член Академии Российского телевидения В.А.Добрусин, член-корреспондент Российской академии наук В.А. Сойфер, Г.В.Задыхин. Особенно важно, указывают авторы обращений, приступать к конкретным действиям именно сейчас, в год 160-летия Самарской области и 425-летия основания Самары. При этом возлагать решение всех проблем только на городские власти будет неправильно: слишком много этих проблем накопилось, и решать их надо всем миром.

Общественная палата Самарской области не может не согласиться с авторами этих обращений. Центральная часть города Самары действительно разрушается, принимая все более неприглядный вид. К сожалению, более десяти лет городские власти уделяли недостаточное внимание вопросам сохранения памятников истории, культуры и архитектуры. Мэру города Самара Дмитрию Азарову и его команде досталось тяжелое наследство. Хаотичная и непродуманная застройка центра Самары многоэтажными зданиями уродует облик исторической части города. От всего этого непоправимо страдает имидж промышленного, научного и культурного центра нашего региона.

А ведь центр Самары – наше общее достояние, наша история, которую мы должны всемерно беречь. Здесь жили и работали всемирно известные люди, прославившие Самарскую область, но на полуразрушенных фасадах нет мемориальных досок, а те, что когда-то были установлены, безвозвратно утеряны или украдены – так, например, исчезли с исторических зданий мемориальные доски, посвященные Михаилу Фрунзе, Ярославу Гашеку, Георгию Шебуеву… В плачевном состоянии находятся не только исторические здания, но и те немногочисленные памятники, которые установлены в центре Самары. Все это следствие не только запущенного за последние годы состояния административного центра региона, но и недостаточной работы в плане формирования у самарцев гордости за родной город. А это невозможно без культурно-просветительской и образовательной работы. Поэтому в школьные и вузовские программы нужно вводить соответствующие разделы. Необходимо увеличить выпуск краеведческой литературы, просветительских телепрограмм и фильмов об истории Самары и губернии — и это нужно не столько для туристов и гостей нашего города, сколько для самих самарцев и, прежде всего, молодого поколения.

Сегодня, в юбилейный для города и области год, Общественная палата обращается ко всем властным ветвям Самары и Самарской области, руководителям общественных организаций, представителям бизнеса, ко всем, кому небезразлична судьба Самары, с предложением немедленно начать работу по восстановлению и сохранению исторической части города, по наведению порядка на улицах и во дворах Самары, по коренному пересмотру градостроительной политики, по усилению культурно-воспитательной, просветительской и патриотической работы в городе и области.

Сохранить неповторимый облик Самары — наш долг по отношению к тем, кто его создавал, и обязанность перед нашими потомками.

Принято на заседании Общественной палаты Самарской области 18.02.2011г.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.