После удачной премьеры «Князя Игоря» в Самарском оперном театре публика с нетерпением ждала следующего яркого события – первой премьеры балета на обновленной сцене 18 марта. Ею должен был стать балет «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского с хореографией Мариуса Петипа. Труппа тщательно готовилась к этой постановке. Балетмейстер-постановщик, народная артистка СССР Габриэла Комлева начала работать с балетной труппой еще в октябре прошлого года. Над декорациями и костюмами работал заслуженный художник России Вячеслав Окунев, уже успевший запомниться самарцам по работе в «Князе Игоре».
Как признался художник-постановщик, декорации к балету не являются аутентичными. Это скорее стилизация. «Мы опирались на наше впечатление о барокко, о старинном театре, о тех традициях, которые в нашем представлении являют собой «Спящую красавицу». Поэтому это такая выдуманная история, но опирающаяся на консервативные, безусловно, традиции», — отметил Вячеслав Окунев. Художник постановщик создал на самарской сцене яркую, богатую барочную стилизацию балета по сюжету сказки Шарля Перро. Однако в постановке не использованы все возможности сцены, видимо, чтобы не сделать стилизованную постановку искусственной, перенасыщенной техническими моментами.
В результате на сцене зритель увидел красивую сказку, но живую и динамичную.
Что касается хореографии, Габриэла Комлева заявила, что Петипа никогда не устареет. «Ничего прекрасней создать невозможно. Это вершина академизма, вершина творчества самого Петипа. Там столько замечательных хореографических моментов, что их просто нельзя трогать. Мы постарались максимально сохранить все, что мы знаем о Петипа в этом балете, — рассказала на пресс-конференции балетмейстер-постановщик. — В последние годы в разных театрах мы видим такое дурновкусие, которое прививается людям, так много пошлятины на сцене, по телевидению и по радио мы видим и слышим. «Спящая красавица» — это такой спектакль, который несет в себе все самое прекрасное, что должно быть в человеке, заложено в нем. Мне кажется, что мы должны достичь этого в постановке».
То, что балет Чайковского прекрасен во всех отношениях, стало понятно даже самому неискушенному зрителю и слушателю с первых же минут, а таких было немало – в зале присутствовало много детей. Немало детей было задействовано и в самом спектакле. Кроме того что на сцене выступала балетная труппа театра в полном составе, танцевали и ученики балетного училища. Это делало постановку еще более светлой и доброй. Даже свита злой феи Карабос, состоявшая из маленьких танцоров, вызывала скорее улыбку. «Спящая красавица» — многонаселенный балет, как назвал его Вячеслва Окунев, поэтому солистам приходилось часто переодеваться и выступать в роли разных героев.
То, что танцоры полностью выкладываются, ни у кого не вызывало сомнений. Балетная труппа театра, как месяцем раньше оперная, показала весь свой потенциал. На сцене блистали солисты балета. В роли принцессы Авроры и принца Дезире выступили Ксения Овчинникова и Дмитрий Пономарев, блестяще исполнившие свои партии. Неповторим был Дмитрий Голубев, на один вечер превратившийся в злую фею Карабос. Его эмоциональная игра, живая мимика, уверенные резкие движения и пластика создавали яркий контраст по сравнению с остальными феями, а особенно с феей сирени в исполнении очаровательной Ульяны Денисовой. Фея сирени символизировала не только добро, но и светлую силу, благодаря которой ей удалось сначала спасти принцессу Аврору от гибели, а затем пробудить ее ото сна, приведя в спящее королевство принца Дезире.
Балет состоит из трех частей – пролога и двух действий. Второе действие, в свою очередь, поделено на две картины. Балет завершается пышным балом с участием всем известных персонажей из сказок Шарля Перро. Кот в сапогах с ласковой, игривой Белой кошкой, принцесса Флорина с Голубой птицей, Серый волк и Красная Шапочка с ослепительной улыбкой в исполнении учащейся хореографического училища Эльвиры Ахмадишиной, а также Людоед и озорной Мальчик-с-пальчик со своими братьями еще глубже погрузили зрителя в волшебный мир сказок.
Публика, знакомая с балетной труппой Самарского оперного театра, не могла не заметить одного важного изменения, произошедшего с танцорами благодаря балетмейстеру Мариинского театра Габриэле Комлевой. Ни для кого не секрет, что исполнение партии не только кордебалетом, но и солистами местной труппы часто сопровождалось характерным постукиванием, а иногда и откровенным топотом. Нынешняя постановка была практически лишена этого «шумового эффекта», что является подтверждением потенциала балетного коллектива театра.
К сожалению, оркестр оперного театра, напротив, вызвал недоумение своей игрой. Музыка Чайковского в балете настолько прекрасна, что впечатление от нее сложно испортить плохой игрой. Не вышло это и у самарского оркестра, однако большое количество фальши и в целом низкое качество исполнения оставили у слушателей осадок.
Особо хочется отметить и собравшуюся в зале публику. В отдельные моменты создавалось впечатление, что люди в зале собрались исключительно для того, чтобы хлопать в ладоши. Если во время «Князя Игоря» аплодисменты звучали после каждой исполненной арии или хора, то здесь публика иной раз даже не давала танцорам завершить свой номер, начиная хлопать в ладоши.
Буквально перед самой премьерой произошли кадровые изменения в руководстве театра. Место директора заняла бывший директор Самарской государственной филармонии Наталья Глухова. Возможно, имеет смысл привлечь музыковеда, как это было в филармонии при Глуховой, который перед абонементными спектаклями рассказывал бы зрителю о правилах поведения в опере.
Однако негативные моменты и слабая игра оркестра не могли смазать яркое впечатление от замечательной постановки на сцене оперного театра. Пятая за всю историю театра постановка «Спящей красавицы» удалась. Тем, кто не смог оценить премьерную постановку, еще предстоит это сделать. Следующее исполнение состоится 27 марта. Уверен, что нынешняя постановка «Спящей красавицы» станет одним из любимейших спектаклей самарской публики. Мы же, в свою очередь, ждем от оперного театра новых постановок и премьер, внимательного отношения к слушателю и желаем ему творческих успехов в этом нелегком деле.