«Это не народ? Это хуже народа. Это лучшие люди города»
«Единая Россия» и Общероссийский народный фронт сформировали и обнародовали список кандидатов для участия в праймериз по выборам в Госдуму. В списке – одиннадцать кандидатов, выдвинутых ЕР, остальные – от Нарфронта, и их – целых двадцать семь! Но даже при скрупулезном рассмотрении очень трудно найти разницу между этими наборами имен. Чиновники, депутаты, руководители государственных и муниципальных предприятий, ряда «независимых» или «некоммерческих» организаций (официальный профсоюз АВТОВАЗа, ОАО «Корпорация развития Самарской области», НПФ «Нефтегарант»), слегка разбавленные двумя-тремя учителями и пенсионерами. Впрочем, пенсионерами военными (разве ж гражданским можно доверять?), Героями России и вообще, тоже вполне номенклатурными персонами – экс-генералом армии Александром Барановым и экс-главой (при Лиманском) Ленинского района Самары Игорем Станкевичем.
Кстати, не совсем понятно, кто, по какому принципу и согласно какой процедуре отбирал кандидатов в этот список. Не знаю, хотел ли кто-нибудь из отбиравших кандидатуры сделать как лучше, в любом случае, получилось – как всегда. Из 38 фамилий в списке: 12 – представители действующей исполнительной и законодательной власти; 9 – представители полностью зависящих от действующей власти муниципальных и государственных предприятий и учреждений; 11 – представители бизнеса (в том числе и взращенные в колыбели «Молодой гвардии «Единой России»); 2 военных пенсионера; 3 – представители созданных по инициативе власти «общественных» организаций; и 1 фермер. Если идея Нарфронта состояла в том, чтобы дать возможность участия в выборах как можно более широкому кругу граждан, то можно констатировать, что в Самарской области эта идея провалилась. Все те (за исключением двух-трех фамилий), кто представлен в списке кандидатов на «общенародные» праймериз, вполне имели возможность поучаствовать в выборах и до этого – и некоторые даже уже участвовали.
Кстати, списки должен сначала утвердить центральный координационный совет «фронта».
А уж затем в процессе праймериз будут отобраны «наиболее достойные». Так что не все из упомянутых в списке станут официальными кандидатами на выборах. И отчего-то кажется, что в финал из представителей «народа» не попадет никто. Останутся только «лучшие люди».
«Серьезное лицо – это еще не признак ума»
Сосредоточенно-воодушевленное выражение лиц представителей власти, «ведущей политической партии» и различных приближенных общественников, выражающее сдержанный оптимизм и постоянную готовность «включиться», «одобрить» или зайтись шквалом бурных несмолкающих аплодисментов, заставляет периодически задаваться вопросом: они что, все то, что говорят и делают, говорят и делают всерьез?
В Самарской области вскоре будет иметь место областной молодежный образовательный лагерь «63 регион». Организаторы простодушно поясняют, что «63 регион» — самарский аналог форума «Селигер». Ну а что, действительно? Более подробное знакомство с программой образовательного лагеря (пользующегося всемерной поддержкой областного правительства) возможно на сайте проекта. Из размещенных там материалов становится понятно, что основным направлением работы лагеря, как всегда, является воспитание патриотизма в подрастающем поколении. Создается ощущение, что на каждого непатриотичного молодого человека в современной России приходится как минимум трое чиновников и общественников, желающих в нем этот патриотизм срочно воспитать.
Конечно, всяк «воспитатель патриотизма» волен выбирать свою методику. Можно, например, заставлять молодых людей по утрам петь гимн России, построившись в линеечку по стойке смирно. Можно пороть на конюшне тех, кто покупает качественные импортные товары и не покупает некачественные отечественные. Можно с утра до вечера показывать по всем каналам телевидения фильм «Щит и меч», пока патриотизм не попрет у населения из ушей.
Можно, конечно, и по-другому, чему есть масса примеров, пока, к сожалению, за рубежом. Но эти примеры нам не указ, мы идем своим путем. До чего он доводит, видно по тому же сайту «63 региона». Организаторы предложили задавать темы для онлайн-обсуждения в рамках образовательного лагеря. И даже пояснили: «ДИСКУССИЯ – свободное публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса». Но тут же выставили условие: « Тему интернет-дискуссии формулирует сам участник Конкурса. В теме дискуссии обязательно должно присутствовать слово «МОДЕРНИЗАЦИЯ» или производные от него (глаголы, прилагательные)». Конечно, без этого модного слова дискуссия стала бы бессодержательной.
Но такой уровень демонстрации лояльности предполагает, к сожалению, отсутствие воображения. Могли ли представить организаторы, как будут звучать темы предлагаемых дискуссий в результате? Видимо, нет. А звучат они так: «Модернизация России – вчера, сегодня, завтра» (что дискуссионого в этой теме?), «Модернизация досуга молодежи в сельской местности», «Модернизация клубной физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства», «Модернизация работы дворового отряда» и даже «Ранний секс – ошибка в модернизации воспитания».
Остается от души пожелать успехов всем отчаянным, кто решит все-таки поучаствовать в этом «аналоге «Селигера». И главное – «улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Потому что всерьез такое воспринимать невозможно.
«Это гораздо больше, чем факт. Так оно и было на самом деле»
30 июня депутаты Самарской городской думы разрешили размещать питейные заведения и магазины по продаже алкоголя на расстоянии 100 метров от социальных объектов (школы, детсады, поликлиники, станции метро и т.д.). Ранее норматив составлял 200 метров. Понятно, что фактически в Самаре этот норматив не выполнялся почти нигде. То есть депутаты просто привели нормативный акт в соответствие с реальностью. Ну и к повсеместной продаже спиртного наши сограждане тоже относятся разнообразно: одни одобряют и радуются, другим – все равно, третьи – возмущены.
Но факт остается фактом: теперь у нас в городе существует нормативный акт, согласно которому можно построить магазинчик со спиртным ближе к школе, больнице, вокзалу, метро – к тем местам, где побольше людей ходит. И почему бы в таком животрепещущем вопросе не попытаться привести реальность в соответствие с законом, а не наоборот? То есть – убрать те магазины и распивочные, которые этой норме не соответствуют. Или у владельцев сетей по продаже алкоголя нашлись какие-то весомые аргументы? Недаром говорят об усилении политического влияния Александра Милеева (который хоть и является с недавних пор проректором ПГСГА, но более известен как гендиректор «Родника» и владелец компании по оптовой торговле алкоголем «МИКО»).
Видимо, руководство Самарской гордумы тоже почувствовало всю неоднозначность ситуации, поскольку в пресс-релизах и СМИ принятое решение о «приближении» спиртного к местам скопления людей было стыдливо обойдено молчанием.
«Не все глупости ещё сказаны!»
Самарская мэрия открыла приемные по борьбе с коррупцией. Туда могут обратиться граждане, которые «попали в нестандартную ситуацию при общении с представителями муниципальных властей или стали жертвой противоправных действий чиновников. «Каждое обращение подвергнется тщательной проверке», — отметил руководитель городского департамента по вопросам общественной безопасности и контролю Юрис Шафиев.
Эта поразительная новость вдохнула надежду во всех самарцев. И в тех, кого пытаются насильно переселить из ветхого жилья в центре города в новое, но отдаленное от Самары.
И в тех, чьи попытки участвовать в конкурсах и тендерах, проводимых при помощи системы электронных торгов, закончились фиаско (электронная почта плохо сработала, цифровая подпись заглючила или еще что-то подобное). И в тех, кто ездит по дорогам, недавно подвергнутым «ремонту» и почему-то снова начинающим постепенно разваливаться. И в тех, кто хоронил недавно близких и имел дело с МП «Ритуал». Словом – все наши сограждане возрадовались.
Но любой прожженный скептик или просто хорошо информированный оптимист усомнится в действенности такой радикальной меры. Слишком уж много «но»…
Во-первых, борьбой с коррупцией должен заниматься не муниципалитет. И если правоохранительные органы, располагая несравненно бОльшими возможностями, борьбой с коррупцией заниматься не хотят, то что станет делать администрация города с этими сообщениями о «нестандартных ситуациях»? Будет красиво оформлять и развешивать по стенам кабинетов проштрафившихся чиновников – в назидание?
Во-вторых, раз уж все так серьезно, хотелось бы, чтобы Юрис Шафиев начал ежемесячно публично отчитываться о работе приемных: когда, сколько сообщений поступило, сколько проверено, сколько подтвердилось, как и кто в результате наказан или поощрен.
В-третьих, самой администрации города стоило бы подать пример, отчитавшись по поводу ряда вопросов, вызвавших общественный резонанс. Да вот хоть та же набережная и ее ремонт, например. Открытый отчет не повредил бы: когда, на каком основании заключены договора на ремонт? Что указано в техническом задании и смете (материалы, их стоимость, объем работ) и что имеет место быть в реальности? Или вот про ту же компанию «ЭкоСтройПроект» рассказали бы людям – откуда взялась, как выбирали, сколько заплатили за экспертизу школ…
В-четвертых, есть подозрение, что первые три пункта (да и если б их там было даже тридцать три) никого не интересуют. А в сообщении об открытии антикоррупционных приемных главным было само сообщение. И повод отчитаться о такой бурной деятельности. Пока можно и так. Когда-нибудь, конечно, и о результатах могут спросить, но пока… «не все глупости еще сказаны!». И сделаны не все. Хотя можно бы начать и с реального дела, пусть небольшого, но уже начатого Рашидом Бадаловым. Пусть совместно с Юрисом Шафиевым обнародуют фамилии муниципальных чиновников, попавших в список прокуратуры и ведущих свой бизнес параллельно со служением народу. Особенно интересны фамилии руководителей департаментов м муниципальных предприятий. Начни чистку со своих рядов, товарищ!
В заголовках использованы цитаты из произведений Григория Горина.